Как оказаться в таком особом состояния сознания, при котором человек вовлечен в деятельность ради нее самой. Ни о чем другом мыслей нет, все умения - на пределе мастерства, а время летит. Какие нужны условия для нестандартного к мышления?
Попробуйте выполнить всего два условия. Займитесь деятельностью не слишком простой, однако и не слишком сложной для вас. Это позволит сконцентрировать внимание и в то же время не особо беспокоиться о результатах.
Эксперимент, проведенный Филиппом Зимбардо, показал, как это работает. Участников попросили нарисовать корзинку цветов. Людей разделили на две группы, и одни получили задание писать картину, не беспокоясь о том, что получится. Другим сказали, что их картина будет оценена выпускниками факультета искусств. В результате выпускники оценили все работы, и картины тех, кто не думал о конечном результате, были признаны лучшими.
Представьте - вам семь лет
Скотт Торп, исследователь жизни великого физика, в книге «Думать как Эйнштейн» замечает, что ученый был на пике креативности в молодости, когда еще не обладал обширными знаниями. Именно работая простым клерком в патентном офисе, он пришел к своей формуле E=mc2. Торп полагает, что знания создают правила, которые могут ограничивать полет фантазии. Креативность ребенка не связана с правилами и опытом, и нам, как полагает автор, надо уметь превращаться в ребенка. Это просто, потому что все мы были детьми.
Так ли это? Американские исследователи в 2009 году проверили это предположение. Психологи разбили студентов на две группы. Первой дали такое задание: «Представьте, вам семь лет. Занятия отменили и у вас в распоряжении целый день. Что вы будете делать? Куда пойдете? Что увидите?» Второй группе дали точно такое же задание, но без первого предложения. Десять минут все студенты письменно отвечали на эти вопросы. Затем им дали тест, который часто используют при оценке креативности, - Torrance Test of Creative Thinking. Первая группа, которая представила себя семилетними, получила значительно более высокие баллы по тесту в сравнении со второй группой.
Возможно, когда мы вдохновлены, идеи приходят к нам, это создает иллюзию, что мы вернулись в детство, где мир полон чудес и открытий. Самое время проверить.
Ищите женщин
Группа людей будет работать слаженнее и креативнее, если в нее будут входить женщины - и чем больше, тем лучше. Однако если группа собирается конкурировать с другими, то чем больше в ней женщин, тем хуже будут результаты. Женщины лучше работают в дружелюбной среде, когда нет конкуренции. Борьба с другими зажигает мужчин и заставляет их выдумывать новые идеи, а многие женщины, напротив, теряют интерес. И дело не в том, что женщинам чужд дух соревнования или они не могут себя достойно показать, нет, и примеров из бизнеса и спорта достаточно, чтобы опровергнуть это представление. Но в целом стереотипы общества, которые отводят четкие роли мужчинам и женщинам, способствуют созданию таких феноменов.
Играйте без правил
Одно из важных условий появления креативности - это игнорирование или незнание правил. Да, именно игра не по правилам позволяет одним придумывать и делать то, что для других немыслимо.
Но будьте осторожны. Ученые выяснили, что, кроме креативности, такой же подход к правилам демонстрирует нечестность. Американские психологи решили понаблюдать, как эти две активности связаны. Они предложили участникам эксперимента решить несколько сложных задач за считаные минуты и сообщить исследователям, сколько задач решено. Выяснилось, что 59% участников сжульничали, преувеличив свои достижения, не догадываясь, впрочем, что экспериментаторам это было известно. После этого участникам предложили несколько заданий на креативность (поиск слов по ассоциации). Оказалось, что те, кто был нечестен, придумали больше слов!
Ученые полагают, что, позволив себе нарушить правила, мы можем стать креативнее.
Что делать с забором?
Группа ученых под руководством Джереми Грея из Государственного университета Мичигана создала очень короткий тест на измерение креативности. Каждому из почти 200 участников предложили подобрать самые необычные глаголы к 72 разнообразным существительным - «стул», «забор», «сцена», «корзина» всего за восемь секунд! Ученые замеряли скорость реакции и смысловое расстояние между словами с помощью латентного семантического анализа. Этот анализ показывает, насколько далеко отстоят два слова друг от друга по частоте применения. Так, слово «ножницы» стоит дальше от слова «взвешивать», чем от слова «резать». Чем больше такое расстояние, тем более креативным кажется нам ответ.
После этого участникам предложили сочинить историю, немного порисовать и перечислить творческие достижения в их жизни. Те, кто придумывал самые необычные глаголы, оказались самыми креативными и в создании историй, рисовании и достижениях в искусстве.
Зажгите инсайт. Инсайт - внезапное озарение - часто считается одним из столпов креативности. Ученые давно заинтересовались тем, что мы должны делать, чтобы инсайты возникали чаще и по нашему желанию.
В серии экспериментов американским психологам удалось установить, что процессом творчества можно управлять. В комнате, где участники исследования решали задачи, экспериментатор неожиданно говорил: «Что-то темновато стало, давайте я включу свет». Ученый включал либо лампы дневного света на потолке, либо торшер с видимой лампой. И количество успешных решений сразу увеличивалось вдвое! Так, например, когда люди решали задачу о том, как соединить четыре точки тремя линиями, в конце приводя линию в начало, без включения лампочки ее решили 22% участников, а после включения - 44%.
Исследователи исключили фактор приятности света (желтый свет от лампочки кажется комфортнее белого). Однако всегда при свете любой лампочки задачи решались быстрее и эффективнее.
Выгуливайте мозги
Пожалуй, самое доступное и эффективное средство для тех, кто хочет стать более креативным, - физическая активность. И психологи это доказали. Исследователи набрали две группы людей - из тех, кто регулярно, не менее четырех раз в неделю, занимается спортом, и тех, кто лишь изредка вспоминает о физических упражнениях. Ученые проверяли, как обе группы решают задачи, связанные с разными видами мышления - дивергентным и конвергентным. (Дивергентное мышление - генерация как можно большего количества идей для определенной проблемы. А конвергентное мышление - поиск одного-единственного решения для проблемы.) Как и ожидалось, физически активные люди показали лучшие результаты.
В другом исследовании ученые проверяли, как влияет прогулка на решение творческих задач. Выяснилось, что в случае с дивергентным мышлением идеи появляются активнее во время прогулок; а в случае с конвергентным - когда человек сидит. Причем эффект от получасовой прогулки раскрывается в полной мере не во время, а после моциона и приводит к улучшениям креативности по всем показателям.
Вам не дает покоя сложная проблема? Пройдитесь, как это любили делать Аристотель, Иммануил Кант, Чарльз Диккенс, Стив Джобс и другие вполне себе креативные люди.
(с) Борис Зубков