вторник, 23 сентября 2014 г.

Воображая будущее

Воображая будущее

Теория зеркальных нейронов подвергается критике за чрезмерно глобальные выводы. Пропоненты концепции считают зеркальные нейроны создателями нашей цивилизации и причиной аутизма, хотя про эти нейроны известно недостаточно, исследования минимальны. И пока вокруг столь «горячей» научной темы ломают копья, посмотрим на ситуацию под другим углом.

Теория утверждает, что, когда мы, скажем, бьем ногой по мячу, у нас активируются моторные нейроны. Когда мы сами не двигаемся, но смотрим на человека, бьющего ногой по мячу, у нас активируются те же нейроны, хотя и в меньшей степени. Интересно то, что, когда мы просто представляем себе, что сами или кто-то другой бьет по мячу, в мозге происходит то же самое.


Исследования с участием профессиональных спортсменов доказали, что визуализация моторных движений работает. Да, действительно можно, не вставая со стула, представить, как вы бьете пенальти или берете высоту в прыжке, и ваши навыки в этих действиях улучшатся при реальном выступлении. При этом есть несколько правил. Представлять надо только успешно выполненные движения. Если представлять неудачи, то реальные результаты станут только хуже. И еще - визуализация должна обязательно сочетаться с практикой.

Вы можете провести простой эксперимент: вообразить себе, как вы пишете какое-то предложение недоминантной рукой. Скорость, с которой вы сможете это делать в воображении, будет так же мала, а ваши действия так же неуклюжи, как и в реальности! Если вы поставите себе цель научиться писать этой рукой, то по мере обучения ваши действия будут становиться успешнее и легче - как на бумаге, так и в воображении. При визуализации мы используем те же самые части мозга, которые задействованы и при реальном выполнении физических действий.

Полезные ужастики

Такая невероятная способность не может оставаться не востребованной мозгом: уж слишком она хороша. Поэтому наши сновидения, согласно некоторым исследованиям, представляются именно симуляциями поведения в неочевидных ситуациях. Эта инсценировка для нас во сне кажется реальной, и мы можем безопасно потренироваться в поисках правильного поведения. Как минимум, половина всех наших снов - симуляция, а 20% - инсценировка угрожающих событий, где наш мозг может рассматривать различные варианты выхода из кризисной ситуации. Некоторые сны кончаются неудачей, внушая нам страх и ужас - это неудачный вариант выхода, который, тем не менее, дает нам понимание чего-то важного.

Причем полезность мысленной симуляции зависит от опыта в той области, которую человек себе представляет. Так, профессиональные хоккеисты, которых изучали в одном исследовании, существенно отличаются в симуляции ситуаций, связанных с хоккеем, от людей, которые знают о нем только понаслышке. Возможно ли, только наблюдая за действиями хоккеистов по телевизору или на стадионе, стать хорошим игроком? Сегодня нет доказательств этому. Но даже пустячный опыт в отработке любого навыка может сделать симуляцию более эффективной.

Лови на лету!

Так, в одном исследовании люди сначала сопоставляли картинки со словами. Они могли видеть слова, например «швабра», «щетка», «бутылка» - и соответствующие им картинки. Причем объекты на слайдах были сняты с разных сторон: одним испытуемым зубная щетка показывалась горизонтально, а другим - вертикально. После этого тестируемых отвлекли на двадцать минут и показывали на мониторе предложения, по одному слову на слайде. Участники эксперимента должны были нажимать кнопку, чтобы перейти к следующему слову. От них требовалось как можно быстрее решить, осмысленное ли предложение они видят.

Представьте себе: двадцать минут назад человек на секунду увидел картинку зубной щетки в вертикальном положении, а потом прочел предложение: «Тетя Роза все же нашла зубную щетку на полу в ванной». Тут же включилась мысленная симуляция -во время чтения или прослушивания предложения испытуемый представил себе щетку на лету. А когда дошел до слов «на полу» - его мозг подсказал, что щетка лежит горизонтально. Но двадцать минут назад он видел ее на слайде в вертикальном положении. При этом мозг обнаружил несоответствие образов и начал изменять воображаемую картинку. Все участники, которым демонстрировали несоответствующие картинки, задержались с реакцией и не сразу определили, логично ли предложение.

Для понимания мира мы постоянно воображаем каждый объект, который видим, звук, который слышим, и слова, которые читаем. При симуляции все происходит так же, как и в реальности. Попробуйте, идя пешком, представить, что вы едете на велосипеде, крутя педали. У вас не получится делать это одновременно хорошо. Реальное действие и воображаемое начнут конкурировать за одни и те же регионы мозга.

Но мы можем идти и петь, а вдобавок подбрасывать мячик теннисной ракеткой. Ученые долго не могли понять, почему разговоры по телефону, даже по громкоговорящей связи, так сильно влияют на управление автомобилем. Казалось бы, вождение требует в основном движений рук и ног, хорошего зрения, а разговор - слуха и движений рта. Разгадка оказалась проста - на многое влияет тема беседы. Если она касается пространственных или зрительных аспектов, то вождение ухудшается. Скажем, вас просят по телефону решить, что делать с дверью на даче. В этот момент ваш мозг представляет себе дачу, покосившуюся дверь и начинает использовать ресурсы тех регионов, которые вовлечены в процесс вождения.

Выяснилось, что люди, у которых нарушены моторные функции, хуже понимают движения других людей. Например, у некоторых пациентов с синдромом Паркинсона ухудшается понимание глаголов, а у больных деменцией - существительных, соответствующих их проблемам. Другие не могут зрительно оценить вес коробок, которые поднимает человек. Это происходит из-за физического ограничения воображения таких действий - ведь чтобы это понять, надо активировать пораженный регион мозга. У некоторых ученых есть гипотеза, что, возможно, путем обучения словам можно улучшить состояние этих больных.

В мире зомби и единорогов

Сегодня сравнительно легко обнаружить и социально опасные патологии. Так, при показе картинок, изображающих негативные эмоции детей, можно, используя биометрические данные, понять, ощущает ли смотрящий такие же эмоции, переживает ли эмпатию. У некоторых людей, которых можно назвать социопатами, такая способность физически ограничена - их мозг не может активировать соответствующие регионы, чтобы понять переживания других людей.

Когда мы развиваем воображение, вспоминая прошедшие события или читая художественные книги, то начинаем лучше понимать окружающий мир. Так, мир Фенимора Купера активирует зрительную систему - чтобы видеть, как индеец замер и слился с деревом, заметив оленя,слуховую систему - чтобы слышать, как тихо скрипит тетива его лука, обонятельную систему - чтобы чувствовать запах грибов в осеннем лесу. Моторная кора также активируется, как если бы вы сами держали в руках лук с натянутой тетивой.

У нашего воображения много разнообразных возможностей. Каждую секунду мы стараемся понять мир вокруг нас. Не удается это сделать в те моменты, когда мы не можем представить картинку происходящего. И это удивительно, ведь мы можем представлять даже несуществующие объекты: единорогов, зомби-вегетарианцев или розовощеких амуров.

Кроме понимания настоящего, наше воображение готовит нас к будущему, где нам и предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Гарвардский психолог Дэпиел Гилберт заметил: «Самое великое достижение человеческого мозга - его способность представлять объекты и эпизоды, которые не существуют в реальном мире, и эта способность дает нам возможность думать о будущем. Как сказал один философ, человеческий мозг - машина предвосхищения, и творение будущего - самая важная работа, которой он занят».

(с) Борис Зубков