воскресенье, 17 августа 2014 г.

Монти Пайтон

Монти Пайтон

Британскую комик-группу «Монти Пайтон» часто сравнивают с «Битлз». Мол, как «Битлы» изменили лицо современной музыки, так «Пайтоны» изменили лицо современного юмора. Не совсем так. «Битлз» возникли не на пустом месте. Было множество рок-команд, которые играли аналогичную музыку, а они просто сделали мощный рывок вперёд - и понеслось. Когда же британские комики создали своё скетч-шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» в 1969 году на ВВС, ничего подобного в массовой культуре и в помине не было. Существовала, конечно, британская традиция нонсенса, вспомним того же Льюиса Кэрролла, был авангардный театр Эжена Ионеско, а в России был абсурдистский юмор ОБЭРИУ - Даниил Хармс со товарищи... Но всё это было элитарное искусство и широких масс трудящихся не касалось. Было невозможно представить, что подобное можно показать по популярнейшему телеканалу и оно не прогорит в первый же сезон, а просуществует пять лет. И до сих пор «Летающий цирк...» - лучшее юмористическое шоу всех времён и народов. Почему они?


Что такое абсурд? Это изнанка смысла. Оруэлл в своём романе «1984» вывел министерство правды. Это абсурд, правда по Оруэллу - постоянное переписывание истории в соответствии с текущим моментом. А что сделали «Пайтоны»? Они стали делать нонсенс. Создали министерство глупых походок, где британские чиновники занимаются распилом грантов на совершенствование дурацких походок. Они всё время атаковали здравый смысл откуда-то сбоку. В фильме «Житие Брайана» они не переворачивали с ног на голову проповедь Иисуса, они просто показали нам своё Евангелие про Брайана, родившегося в соседнем хлеву с Иисусом и постоянно путавшегося в тех же самых евангельских местах.

В Иерусалиме он чуть не попался легионерам, и когда казалось, что выхода не было, его подхватила летающая тарелка. Но в космосе тарелка попала в звёздные войны и потерпела крушение, вернув Брайана обратно в Иерусалим. Ни до, ни после летающая тарелка не возникала. Перечислять атаки на наш мир со стороны инопланетян «Пайтонов» можно до бесконечности. И все примеры показывают: эти ребята дали миру гораздо больше, чем гениальное шоу. Они открыли шлюзы. Как писал Григорий Горин, самые большие глупости в мире делаются с серьёзным выражением лица. И в этом заключается главный парадокс «Пайтонов». Пока с серьёзным выражением лица совершают глупости, британские комики с идиотским лицом в своём министерстве глупых походок атакуют здравый смысл, а это проверяет его на прочность. Это как прививка идиотизма в малых дозах, которая не даёт нам всем окончательно сойти с ума.

(с) Дмитрий Ромендик