Удача — это стечение обстоятельств, из которого кто-то извлекает выгоду. Неожиданную выгоду, непредсказуемую, что особенно важно. Представьте, что некоторые предметы способны аккумулировать энергию удачи — а группа людей (и нелюдей) научилась собирать её и целенаправленно использовать. Как они отреагируют на появление конкурента, догадаться несложно. О незавидной судьбе юного Герки Воронцова, случайно заполучившего такой артефакт, рассказывает в своём дебютном романе петрозаводский писатель Олег Кожин.
Мы привыкли к тому, что отечественные фантасты игнорируют «нестоличную Россию». То есть о ней, конечно, пишут, и нередко, - но получается или бледная тень Москвы (Питера), или абстрактный индустриальный «миллионник», лишённый индивидуальности, или такой же безликий «город Глупов» с непременной свиньёй в непросыхаю-щей луже на центральной площади. Последним фантастом, всерьёз погрузившимся во вселенную русской провинции, был то ли Василий Щепетнёв с «Чёрной землёй», то ли Дмитрий Скирюк с «Блюзом чёрной собаки». Давненько это было, однако...
Олег Кожин, он же Хельг, родился в Норильске, через несколько лет переехал в Петрозаводск, столицу Карелии. За последние четыре года опубликовал около полутора десятков рассказов. Неравнодушен к литературе ужасов, постоянный автор онлайн-журнала хоррора Darker. «Охота на удачу» — дебютный роман автора. Казалось бы, есть возможность написать что-то глубоко автобиографичное - или наоборот, насквозь эскапистское, не имеющее ровно никакого отношения к «текущей реальности»: про эльфов и гномов или там про американский фронтир. Кожин, к счастью, избежал обеих крайностей. Действие его книги разворачивается в Карелии, но не в Петрозаводске, а в промышленном городке Сумеречи, «не только не миллионнике, но даже и не стотысячнике», как замечает один из героев.
Особой кучерявостью фабула романа не отличается. Здесь всё просто: герои бегут - злодеи догоняют. Герка Воронцов ещё не успел решить, по какому пути двинется после средней школы, когда капризная фортуна сделала выбор за него. Вчерашний школьник стал владельцем драгоценного артефакта, а заодно - объектом охоты для могущественной тайной организации с филиалом в Сумеречах. В кратком пересказе - трэш трэшем, клейма негде ставить. Но главная фишка «Охоты на удачу» не в том, что происходит с персонажами, а в том, где разворачивается действие. Став избранным, Герка, как и положено подростку в процессе мистической инициации, начинает видеть изнанку привычного мира, где знакомые предметы отбрасывают странные, тревожащие тени, а совы совсем не то, чем кажутся. Выясняется, что крошечные Сумеречи населены мифологическими чудовищами гуще, чем Москва в «Ночном дозоре». Городской сумасшедший оборачивается непобедимым бойцом, директор библиотеки командует живыми куклами, на свалке окопался тролль, в канализации - дэвы-гастарбайтеры, и так далее, и тому подобное. В общем, есть где разгуляться сумеречной авторской фантазии. В то же время Кожин не забывает и об атмосфере провинциального городка на северо-западе России - с его запущенными парками, умирающими фабриками, растущим поголовьем гопников, древними, многократно искажёнными легендами и урбанистическими ландшафтами.
Переход от «малой формы» к крупной дался писателю непросто. Регулярно возникает ощущение, что все тайны уже раскрыты, загадки разгаданы, героям больше некуда двигаться — впереди неизбежный глухой тупик. Но всякий раз автор каким-то чудом выворачивается, в последний момент прорывает сжимающееся кольцо - точно так же, как его главный герой, счастливчик Герка. Дебютанта выручает образность мышления: стоит читателю заскучать от монотонности ритма, как на страницах книги появляется то троица гопников, сливающаяся в трёхглавого Горыныча, то саркофаг провинциальной мэрии, то старые аттракционы, которые напоминают «гигантских чешуйчатых рептилий, изнывающих от жары»... Авторству Кожина принадлежит и несколько чудесных неологизмов — например, ёмкое словечко «некрополит». Атмосферность, яркость декораций и то, с какой изобретательностью Олег вплетает мифологемы в полотно обыденной жизни, с лихвой искупает прямолинейность сюжета. В общем, при всех очевидных слабостях для первого опубликованного романа - совсем недурно.
«Охота на удачу» - любопытный пример смешения жанров. Городское фэнтези, мистика, хоррор... В последние годы наши читатели настороженно относятся к такому синтезу в исполнении отечественных авторов — хотя легко прощают его Стивену Кингу, Чайне Мьевилю или Нилу Гейману. Впрочем, пример «Ночного дозора» позволяет надеяться, что и эту книгу удача не обойдёт стороной.
(с) Василий Владимирский
Олег Кожин. Охота на удачу |