Египетские пустыни, Иерусалим, Древний Рим и Троя, фантазийные миры комикса про Попая и будни греческих богов — все это Мальта, похожая из иллюминаторов самолета на кусок лимонного пирога. Желтоватые дома и синяя вода — два Доминирующих цвета на маленьком и аккуратном острове создают особую атмосферу в этом уединенном месте посреди Средиземного моря. Но не только она привлекает сюда крупнейший режиссеров.
В 1920 году Мальта приняла первых гостей из мира кино и уже больше 90 лет имеет репутацию острова, где можно найти весьма разнообразную натуру. Как результат - свыше 300 полнометражных картин, десятки документальных фильмов и телевизионных сериалов (популярнейшая «Игра престолов» — один из них). Маленький островок — всего 316 квадратных километров — во многом может дать фору и Голливуду, и Нью-Йорку, и Лондону.
Энгельберт Грек, комиссар по кинопроизводству на Мальте, отмечает: «Наша страна обладает огромным потенциалом для киноиндустрии, и наша стратегия основывается на трех китах: инвестирование в человеческие ресурсы и инфраструктуру, чтобы Мальта могла предоставить кинокомпаниям лучшие возможности, и, конечно, мы работаем над тем, чтобы сделать Мальту еще более конкурентоспособной».
ГЛАВНЫЕ СОКРОВИЩА
Действительно, этот архипелаг — одно из самых подходящих мест для съемок фильмов. Солнце светит здесь больше 300 дней в году, позволяя работать на натуре до 12 часов в день летом и до 8 часов зимой. В такой обстановке приятно не только работать, но и отдыхать — задержаться на несколько дней, чтобы искупаться в чистых средиземноморских водах. Что мировые звезды частенько и делают: отснявшись в сложных эпизодах, они берут заслуженный выходной и отправляются изучать остров, как, например, большой любитель езды на мотоцикле Брэд Питт. Он снимался на Мальте в двух крупнейших проектах в своей кинокарьере — историческом пеплуме Вольфганга Петерсена «Троя» (2004), бюджет которого составил 175 миллионов долларов, и фантастическом фильме Марка Форстера «Война миров Z» (2013) с бюджетом 190 миллионов.
В июне 2011 года с актером произошла забавная история. В перерывах между съемками он, по привычке сев за руль мотоцикла, отправился к мальтийским достопримечательностям и... заблудился. На помощь Питту пришла местная жительница, которая и не подозревала, что перед ней — один из самых популярных актеров современности. Она подробно объяснила ему, где он находится, и Брэд, разговорившись с женщиной, вызвал по телефону «подкрепление», а сам, удобно устроившись на скамеечке, с нескрываемым удовольствием слушал рассказы пожилой дамы о жизни на острове. Особенно его потряс тот факт, что на Мальте нет источников пресной воды. Когда через 40 минут до него добралась «команда спасения» из пары десятков человек (по пути они тоже немного заблудились), собеседница актера пошутила, что такой свите позавидуют даже самые важные персоны Мальты, чем вогнала Брэда в краску.
Безусловно, жители острова — одно из главных его сокровищ. Многонациональный состав населения страны придает ей неповторимый колорит. При этом все превосходно говорят по-английски. «Мальта недорога, а местные жители — одно сплошное развлечение. Это тот самый случай, когда ты дома вдали от дома», - сказал Гай Ричи, снимавший здесь фильм «Унесенные» со своей тогда еще супругой Мадонной. Британский постановщик был настолько очарован островом и его людьми, что следующий фильм хотел посвятить Великой осаде — непростому периоду в истории Мальты, когда в 1565 году она оказалась окружена флотом Османской империи. Однако «Унесенных» в прокате ждал очень прохладный прием, и Ричи не смог собрать нужную на постановку исторического блокбастера сотню миллионов долларов.
Одним из мальтийских продюсеров, работавших над «Войной миров Z», был Уинстон Аццопарди, владелец крупнейшей на острове кинокомпании Latina Pictures. В его послужном списке такие блокбастеры, как «Гладиатор» Ридли Скотта, «Остров головорезов» Ренни Харлина, «Александр» Оливера Стоуна и уже упоминавшаяся «Троя». «Гладиатор» — определенно мой самый любимый фильм, хотя все снятые нашей компанией картины мне дороги, — говорит Уинстон. — Когда работаешь над проектом, сложно сказать, каким он получится в итоге, но я люблю пересматривать все эти фильмы — снова и снова, особенно «Полуночный экспресс».
С этой картины Алана Пакулы в 1977 году началась карьера Аццопарди — будучи 16-летним подростком, он обеспечивал команду горячим кофе. Сегодня он один из самых уважаемых людей на острове, и если какая-то голливудская компания захочет снимать на Мальте фильм, то, скорее всего, представители студии обратятся за помощью к Аццопарди, так как никто лучше него не знает всех нюансов здешнего съемочного процесса.
«Почему Мальта с каждым годом все популярнее у американских и европейских продюсеров? На то есть несколько причин, — поясняет Уинстон. — Во-первых, материальные стимулы, которые предлагает государство, возвращая до 27% от налоговых затрат, если в фильме говорится о Мальте, и до 25% в остальных случаях. Во-вторых, остров настолько уникален, что сочетает в себе культуры многих стран и может выступать «дублером» почти любой из них». Ярким подтверждением слов продюсера служит драма Стивена Спилберга «Мюнхен», в котором Мальта «играла роль» Западного берега реки Иордан, Израиля, Иордании, Греции (Афин), Кипра, Ливана (Бейрута), Италии (Рима) и Испании.
Введенные мальтийским правительством в 2005 году финансовые льготы заставили зарубежных продюсеров повнимательнее присмотреться к этому маленькому островку в Средиземном море. На налоговых вычетах можно серьезно сэкономить, компенсировав часть затрат на аренду павильонов, оборудования, реквизита, костюмов, декораций, а также на перелеты и проживание в гостиницах. За девять лет работы программы правительство страны предоставило помощь почти 70 кинопроектам и возместило около 27 миллионов евро, в то время как общая сумма, оставленная кинодеятелями на острове, составила 170 миллионов.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭПОХАМ
Из 7 тысяч лет, которые охватывает история Мальты, три эпохи играют главную роль в формировании сегодняшнего облика ее островов: арабский период с 870 до 1090 года, положивший основание мальтийскому языку; владычество ордена Святого Иоанна, занимавшего острова с 1530 до 1798 года и сформировавшего страну в социальном и культурном отношении; британский период с 1800 до 1964 года, способствовавший вступлению Мальты в современный промышленный мир и связавший ее с глобальным сообществом англоговорящих стран.
Поля сражений, подводные пейзажи, старинные города — Мальта стала безупречной декорацией для самых разных видов кинопроизводства. Для съемок масштабных фильмов, действие которых связано с водой, на Мальте есть Mediterranean Film Studios с одним из крупнейших в мире комплексов искусственных водных резервуаров для киносъемок. Он вмещает более 43 миллионов литров воды и удобен тем, что имеет естественный горизонт, избавляя режиссеров от использования ложного фона, увеличивающего бюджет картины на этапе монтажа.
Оборудование студии способно имитировать ураганы и штормы — для этого используются мощные волновые установки, брандспойты и реактивный двигатель, из сопла которого воздух вырывается со скоростью 750 километров в час. Здесь, к примеру, продюсер Дино Де Лаурентис работал над большей частью военной драмы «Подводная лодка U-571», норвежские режиссеры Йоахим Роннинг и Эспен Сандберг снимали картину «Кон-Тики», посвященную легендарному плаванию Тура Хейердала на плоту через Тихий океан, а британец Ридли Скотт устроил здесь эффектную трагическую развязку драмы «Белый шквал».
Конечно, особо важно отметить отличное оборудование для съемок и высокопрофессиональную команду актеров, статистов, визажистов, художников по костюмам. Местные мастера способны построить старинные сооружения и изготовить какую угодно историческую амуницию, а в антикварном магазине можно взять напрокат костюмы и инвентарь любых эпох.
Особняки острова в стиле барокко были в самом выгодном свете представлены в фильме «Граф Монте-Кристо» Кевина Рейнольдса. Великая гавань использовалась для изображения порта Марселя XIX века, а дома на набережной города Витториоза - как здания рыцарского казначейства. Один из дворцов рыцарского ордена, вилла «Виги», «сыграл роль» конторы губернатора. Главная площадь Мдины стала декорацией для сцен римского карнавала, а смотровая вышка острова Комино — башня Святой Марии, построенная в XVII веке на 80-метровом утесе, — выступила в роли тюрьмы на южном побережье Франции.
Любопытно, что работа над одной из предыдущих киноверсий бессмертного романа Александра Дюма — 1998 года с участием Жерара Депардье — также велась на Мальте.
«Гладиатор» Ридли Скотта, принесший премию «Оскар» Расселу Кроу, снимался в контролирующем восточные подходы к бухте Валлетты форте Рикасоли, который выступает в картине в роли античного Рима. Бастион с трехкилометровой крепостной стеной был спроектирован известным военным инженером Маурицио Вальпергой и возведен на средства итальянского рыцаря Джованни Франческо Рикасоли в 1670-1693 годах. Сегодня это уникальный открытый павильон площадью 70 тысяч квадратных метров, и график съемки в форте расписан на год вперед - здесь создают документальные фильмы, программы, телешоу, сериалы, рекламу. В этом павильоне также снимались «Троя» и драма Алехандро Аменабара «Агора».
После того как Андрей Кончаловский в 1997 году снял на островах Мальта и Гозо основные эпизоды сериала «Одиссея», российские кинематографисты тоже начали постепенно открывать для себя эти места. Здесь были сняты шпионский боевик Олега Погодина «Непобедимый» и «Новая земля» Александра Мельника, недавно режиссер Василий Сериков завершил работу над остросюжетной картиной «22 минуты», действие которой закручено вокруг захвата сомалийскими пиратами российского танкера «Московский университет», а Константин Хабенский и Светлана Ходченкова сыграли в приключенческой ленте «Авантюристы».
Уинстон Аццопарди говорит, что с российскими режиссерами ему работать пока не приходилось. «Я уверен, что русские режиссеры смогут извлечь выгоду из сотрудничества с нами. Прежде всего, мы экономически эффективны, мы на 40% дешевле Италии».
Мальтийская кинопромышленность пока не может похвастаться большими бюджетами и громкими именами на афишах. Однако и тут есть существенные изменения в лучшую сторону. Недавно состоялась премьера первого крупного для Мальты фильма «Симшар» Ребекки Кремоны, которая до этого была ассистентом оператора на проектах «Мюнхен» и «Агора». В 2009 году она сняла короткометражный фильм «Магдалена», высоко оцененный критиками, после чего ей удалось собрать деньги на свой полнометражный дебют. «Симшар» — основанная на реальных событиях история о нескольких людях, переживших кораблекрушение, чьи судьбы переплелись самым необычным образом.
Мальтийский архипелаг — это насыщенный калейдоскоп прошлого и настоящего с захватывающим наследием европейской культуры и средиземноморских традиций. Строители неолитических храмов, финикийцы-мореходы, апостол Павел, рыцари-иоанниты, Наполеон и Британская империя — все они оставили свои следы на крошечном острове, лежащем в центре Средиземного моря между двумя континентами. И это действительно колоссальная киноплощадка. Голубая лагуна, форт Сент-Эльмо, Мдина, залив Рамла, палаццо Паризио в городе Нашшар, деревня Попая и многие другие впечатляющие места — здесь каждый уголок пропитан киноисторией.
(с) Дарья Имбролль