пятница, 11 июля 2014 г.

Воины света

световое шоу

Без световых эффектов сегодня не представить ни одно шоу, будь то программа Cirque du Soleil, рок-концерт, классический балет или диджейский марафон. Однако существует немало шоу, где свету принадлежит самая главная роль.

Первый праздник электрической иллюминации в английском Блэкпуле состоялся в 1879 году — горожане увидели «рукотворный солнечный свет» восьми дуговых ламп на центральном бульваре. Это случилось за десять месяцев до того, как Томас Эдисон запатентовал свою лампу накаливания с угольной нитью, положившую начало масштабному процессу всемирной электрификации.


С тех пор блэкпульская иллюминация прошла долгий путь — от восьми световых арок, вполне в духе эстетических представлений времени, до шести миль огней, которые теперь украшают центр города на протяжении 66 дней каждый год (иллюминаций не было только в самые трудные годы, после Первой мировой и в роковом 1939-м). Однако к тому, что предшествовало «электрической» эре в истории световых шоу, не знаешь, как и подступиться. Приходят на ум набившие всем оскомину истории о Марко Поло, показавшем европейцам порох, и чуть менее известные — о химических открытиях, которые дали возможность сделать цвет огней не только желтым или белым. Но они не дают однозначного ответа на вопрос, как, где и когда именно родилось световое шоу — синкретическое произведение искусства, ослепительное сочетание иллюминации, фейерверка, лазерной проекции, музыки и даже танцев.

Точно известно то, что украшение фасадов и окон огнями в честь торжественных случаев, вроде королевских посещений или военных побед, было в Европе традицией уже в середине XIX столетия. Именно такой сценарий праздника предложили в 1852 году жители Лиона своему архиепископу, когда потребовалось отметить признание Святым престолом догмата Непорочного зачатия Богородицы. Торжества решили совместить с другой лионской традицией, также имеющей непосредственное отношение к Деве Марии, - городским Праздником огней, отмечавшимся 8 сентября.

световое шоу

Классическая история этого праздника связывает его проведение с так называемым «обетом эшевенов». В 1643 году на юге Франции бушевала чума. Городской совет (те самые эшевены и главное в городе должностное лицо, прево) молился о том, чтобы болезнь обошла город стороной. Когда стало ясно, что молитвы услышаны и опасность миновала, члены совета отправились особой процессией на холм Фурвьер, неся свечи и золотые экю к статуе Святой Девы. Их обет состоял в том, что в честь избавления города от чумы такая процессия будет проходить каждый год. Ее приурочили к 8 сентября - празднику Рождества Богородицы. В 1852-м, правда, дату изменили, назначив шествие на 8 декабря. И даже когда в этот день грянула гроза, нарушив замыслы городской администрации, лионцы все же зажгли на своих окнах тысячи свечей и, не боясь ни дождя, ни грома, вышли на улицы и пели богородичные гимны. Тогда Fete des Lumieres еще был не туристическим аттракционом и развлечением, а молитвенным приношением.

По проекту лионского архиепископа, статую Богоматери на холме должны были освещать бенгальские огни и фейерверки — и некоторые из них все же сработали, несмотря на грозу, что придало действу более крупный масштаб. Праздник огней получил новый импульс — цветные свечи на окнах стали загораться каждый год, а в 1989-м городской муниципалитет впервые организовал специальные мероприятия в честь торжества. К 2005 году это был уже полноценный фестиваль, в программе которого значилось множество зрелищных световых шоу, преображавших привычный облик городских зданий, превращавших целые площади во внутренность сувенирных «шаров со снегом» и показывавших витражи городского кафедрального собора Святого Иоанна не внутри храма, а снаружи — прямо на его фасаде.

Городская иллюминация сделалась фирменным знаком больших французских праздников — не только в Лионе или столичном Париже, но и в других городах страны. Даже если прожекторам и лазерам будет отведена лишь скромная роль второго плана, роль детали, — будьте уверены: эту деталь заметят все присутствующие. Когда в последний день 2013-го приморский Марсель прощался с годом, который принес этому городу переходящее звание европейской столицы культуры и всеобщее внимание, тысячи человек собрались в ночном Старом порту, чтобы увидеть, как в гавань заходит громадный белоснежный парусник, на реях которого грустные мимы и балерины демонстрировали невероятные акробатические трюки. Однако часть публики смотрела не только на него — постоянно отвлекаясь то на завораживающую пляску имитационного «огня» на стенах двух фортов, замыкающих гавань, то на забавные приключения, которые переживал в черном небе круглый логотип Года культуры — «МР 2013».

световое шоу

Световое шоу в каком-нибудь французском городе может стать даже частью повседневности — так случилось в Руане, где каждый день с наступлением темного времени суток фасад знаменитого собора становится огромным экраном, на который проецируют то одну, то другую картину из посвященного этому сооружению цикла Клода Моне. С нынешнего года эту величественную рекурсию в Руане чередуют с проекциями нормандских пейзажей, не менее зрелищных, чем живопись импрессиониста. Полюбоваться на них можно до конца лета — в любой вечер придя на площадь перед руанским Нотр-Дамом, самым высоким готическим собором Франции.

В программы европейских фестивалей света снова входят и самые традиционные развлечения с огнем — например, в Нижней Австрии в нынешнем году с большим размахом прошло «зажигание Дуная», известный еще с давних времен обычай спуска свечей на воду в день летнего солнцестояния. Не говоря уже о том, что режиссеры световых шоу часто обращаются к факельным шествиям и другим архаичным элементам, связывая старинные огненные забавы и новейшие достижения пиротехники.

Зрелищные фейерверки, огромные бенгальские огни — эти световые чудеса связаны в большей степени с традицией ярмарок и летних празднеств, оторванных от города и его пространств. В современных условиях такие шоу часто тяготеют к рекам: близость воды буквально удваивает эффект, а кроме того, изначально эти праздники связаны с летним временем, а значит, и с судоходным периодом. Поэтому основное содержание таких фестивалей, как, например, «Огни Рейна» (Rhein in Flammen) или «Кёльнский свет» (KolnerLicht) — это плавание торжественных иллюминированных флотилий по главной водной артерии Центральной Европы и все доступные воображению разновидности салюта.

Городской фейерверк связан прежде всего с празднованием военных побед — в этом плане содержание уличных торжеств поменялось, а их световое оформление сохранилось, изменившись лишь благодаря техническим новшествам. Есть у городских световых шоу (таких как фестиваль света в Генте) и еще один, более близкий предшественник - городские праздники начала XX века, посетители которых, вдохновленные идеей прогресса, с равным восторгом смотрели и на первые успехи в летном деле, и на замысловатые салюты, представавшие как достижения химии.

световое шоу

Связь уличной иллюминации с техническим прогрессом остается тесной — недаром зимние световые наряды европейских городов чаще всего сделаны при поддержке местных компаний, специализирующихся на электроэнергетике. В немецком Люденшайде, например, трудно сказать, что было причиной, а что следствием: небольшой город, представляющий один из лучших образцов уличной иллюминации, окружен предприятиями, выпускающими осветительные приборы. А в Америке возможности городской иллюминации быстро осознали те, кто был занят в бизнесе, — так появился фестиваль огней на Великолепной миле, на Мичиган-авеню в Чикаго. Муниципалитет просто украсил деревья на этой улице огоньками (послевоенная Америка нуждалась в повседневных положительных эмоциях) — а через год в иллюминации участвовали уже все ведущие магазины и студия Уолта Диснея.

Сегодня эти представления ограничены только возможностями бюджета и фантазией режиссеров — и то и другое каждый год только увеличивается. Беттина Пельц, куратор Фестиваля света в Берлине (это одна из старейших городских иллюминаций, включающая более 50 объектов - подсвеченные каждый раз по-новому Бранденбургские ворота уже никого не удивляют), говорит, что городские пространства идеально подходят для того, чтобы показывать в них световые инсталляции, созданные художниками. «На улице множество людей - большинство из них не пошло бы в обычный музей», - отмечает она. Ее британские коллеги из Блэкпула считают так же: в рамках иллюминации на улицах выступают местные световые художники со своими произведениями. «Это очень просто, — поясняет Беттина Пельц, — если вы делаете что-то со светом ночью в городе, то люди придут. Если вы делаете это хорошо — они придут и во второй раз». Экономический и развлекательный потенциал световых шоу совершенно ясен и используется на полную мощность — но могут ли быть другие цели у световых художников, кроме того, чтобы просто удивлять?

Утвердительный ответ на этот вопрос уже дан — Фестиваль света в шведском Алингсосе изменил численность населения городка (она выросла вдвое) и его экономическую структуру. Фестиваль в Алингсосе проходит с 2000 года (он ровесник кёльнского шоу), но его главная программа - образовательная. Две недели специально приехавшие студенты делают световые инсталляции и работают с городским ландшафтом и зданиями под руководством художников и профессоров, а кроме того, ежедневно проходят мастер-классы по освещению — для тех, кто хочет научиться грамотно «ставить свет», например, в своем саду.

световое шоу

На фестивале Vivid Sydney в Австралии все не так серьезно — но здесь основной акцент делают на совмещении световой режиссуры и музыки и интерактивных световых объектах, способных привлечь внимание не только взрослых, но и детей.

Именно электрическая иллюминация в городских пространствах ставит и экологические вопросы - устроители постепенно переходят к LED-освещению и использованию возобновляемых источников энергии. Зимний фестиваль света в парке Оглбэй в Западной Вирджинии постепенно заменяет все свои лампы на LED-дисплеи с 2008 года, а шестимильная иллюминация в Блэкпуле впервые в прошлом году получила электроэнергию от ветровых станций. Нет ничего невообразимого в том, что скоро световой дизайнер станет таким же востребованным специалистом, как ландшафтный.

(с) Вера Сенкевич, Саша Дванова