четверг, 8 мая 2014 г.

Чайник для чайника

В последнее время нарастает ощущение, что все в обществе выстраивается по формуле: «Не бери лишнего в голову, а тяжелого - в руки». Причем практически всех сфер современной жизни, буквально «осложненной простотой».

С одной стороны, мир и его устройство чрезвычайно усложнились за счет использования достижений научно-технической революции, начиная от казавшихся не так давно фантастическими возможностей средств связи и передвижения и заканчивая совершенно уже нереальными достижениями в области «починки» и генетической трансформации самого человека. Плюс - повсеместное ускорение темпов жизни и требований к возможностям человека. Все это вынуждает предельно упрощать и уплощать свои духовные потребности. Некогда нам заниматься тем, что не приносит доход и, соответственно, не обеспечивает выживание. Одним некогда по причине окружающей их нищеты, другим - по причине окружающего их богатства.

Простенькие люди

Небогатая духовная жизнь становится условием выживания в обществе. Вместо противоречивого и беспокойного внутреннего мира предлагается универсальный набор из популярных профессиональных навыков - для выживания, популярной культуры - для отдыха и развлечений и «попсовой» веры в Бога - как средства от излишних душевных метаний. А там, где вера не справляется, - милости просим к коллегам-психологам.

Сложная «душевная организация» в такой логике становится непозволительной роскошью, доступной только художественным девиантам и богатым бездельникам. В результате людей лишают возможности создания сложного внутреннего мира, который, кстати, во многих случаях является, пожалуй, единственным местом, где можно надежно спрятаться от несовершенства мира внешнего.


Исчезнувшие чувства

Схожие процессы происходят и с жизнью эмоциональной. Собственно говоря, трансформация чувственной стороны жизни происходила всегда. Так, любовь, в современном ее понимании, возникла лет двести назад, скука - не больше трехсот. Но редко когда трансформации происходили такими бешеными темпами. Если вы заметили, то за последние лет двадцать у нас исчезло довольно много неактуальных ныне «социальных» чувств и состояний: энтузиазм, порядочность, честность, совестливость вкупе со спокойствием и уверенностью в завтрашнем дне. Зато прямо из трудов классиков неофрейдизма вылезли такие милые штуки, как базовая тревога, неогенные неврозы и эмоциональная тупость.

Без намека на интеллект

Мы также бьем все рекорды по части упрощения интеллектуальной жизни. Оно вроде и понятно - информационное цунами способно сегодня снести на своем пути любого потребителя, так что без постоянного фильтрования и упорядочивания поступающей информации трудно вообще что-то воспринять. Однако упрощениям все чаще и чаще начинают подвергаться вещи не столько объемные, сколько сложные по своей сути. Особенно при этом страдают всевозможные учения и теории, в том числе и строго научные, которые все чаще предлагается превратить в удобоваримый продукт путем пересказа их «для чайников». К примеру, вполне приличным считается попросить объяснить «на пальцах» теорию вероятности или философскую доктрину или пересказать «для блондинок» какие-нибудь сложнейшие социально-политические закономерности. В таких условиях «чайниками» постепенно становятся практически все ныне здравствующие граждане.

Электронная память

Процессы упрощения вовсю касаются и такого основополагающего для человека психологического конструкта, как память. А действительно, зачем что-то учить наизусть и запоминать, забивая, таким образом, свою голову «ненужными» знаниями, если все сейчас можно мгновенно посмотреть «в Сети»? Причем в разряд «ненужного информационного хлама» уже записываются практически любые знания, в том числе и те, основная роль которых состоит в развитии способности по-человечески мыслить и чувствовать. Лишенный «выхода» в Интернет субъект своей беспомощностью и бесполезностью все больше напоминает компьютерное «железо» без программного обеспечения.

При этом в литературе продолжают пользоваться популярностью длинные романы, с помощью которых современные книгочеи, похоже, пытаются связать и удержать хотя бы в неких искусственно заданных рамках свой мир и свое собственное в нем существование. То же, кстати, касается и сериалов. Не имея возможности, сил и времени проживать последовательно собственную жизнь, люди массово проживают чужие выдуманные истории.

Агрессивное невежество

Кстати, тут кроется еще один удивительный психологический феномен, во многом опровергающий наши «расхожие представления» о том, как соотносится уровень образования и самооценка человека. Дело в том, что чем меньше человек знает, тем увереннее он в себе и своих знаниях. И объясняется все довольно просто - до сомнения в собственной компетентности нужно еще доучиться! Так что нет никого страшнее и могущественнее, чем полуобразованный, уверенный в себе дурак. Впрочем, его могущество в немалой степени обеспечивается бестолковой организацией общества, в котором поломаны все «защиты от дурака». А заниматься обустройством таких защит призвана прежде всего школа.

Право на мнение

Тут стоит обратить внимание, что сомневаться в значимости творчества гения можно только в двух случаях - если ты получил такое право, будучи профессионалом в этой области или будучи абсолютным бескультурным профаном во всем, что касается вопросов, более сложных, чем налаживание собственного физиологического выживания.

А дурно понятая «свобода слова» к сфере культуры имеет весьма отдаленное отношение. Культура вообще, а художественная -в частности, практически не предполагает наличие «свободы суждений» в очень многих вопросах.

За что мы должны быть бесконечно благодарны советской системе образования, так это за то, что она давала возможность каждому прикоснуться к образцам высокой культуры. И не просто «мордочкой тыкала», как кутят, а еще и прививала однозначность оценки. То есть то, что Пушкин - это хорошо, Лермонтов - это хорошо, Гоголь, Толстой и Достоевский - это замечательно, просто «не обсуждалось». В результате существовало общее понимание того, что право на суждение нужно заслужить.

Никому не нужные вершины

В мире упрощенцев исчезают «духовные альпинисты» - те самые, которые непонятно зачем прутся покорять духовные вершины. Как известно, духовная жизнь и сама возможность ее осуществления возникла во многом от избытка свободного времени, проще говоря - от безделья. И человека - именно как человека - всегда определяли совершенно «бесполезные с прикладной точки зрения вещи, которые можно попытаться обобщить слово сочетанием «духовная культура». То есть вот эти все полоумные, которые вместо зарабатывания денег и обустройства собственной жилплощади интересуются эфемерными субстанциями по типу образа, рифмы, текста, сознания, истины, и занимаются самым человеческим
из всех занятии.

Отсутствие глубины изложения становится основным условием обеспечения массовой популярности. А люди, как известно, не любят рыться в сложных материях самостоятельно, зато обожают пересказы. С детства, когда прослушать сказку куда как приятнее, чем попытаться прочитать ее самому. Вспомним хотя бы не так давно нашумевшего в литературном мире Пауло Коэльо, еде давшего себе имя как раз на «популярном» пересказе давно знакомых истин. Однако постижение большинства истин требует приложения собственных усилий. А простота изложения не только не способствует обращению к первоисточнику, но и усиливает иллюзию доступности. Вот и начинают заниматься постижением астрологии и эзотерики домашние хозяйки пенсионного возраста и скучающие жены моряков дальнего плавания.

Национальные особенности

Но не стоит обольщаться или отчаиваться. У нас моралью слишком долго заведовала художественная литература, чтобы мы могли без катастрофы передать эти функции экономическим отношениям.

В нашей этике слишком много эстетического - куда как легче возмущаться, восхищаться, радоваться и осуждать, чем тупо терпеть, молчать, ждать, вкалывать и при этом не сходить с ума. Так что мы все еще слишком образованный народ для такого «упрощенного» существования.

(с) Андрей Гусев