По большому счету, одежда не имеет значения. По ней можно судить лишь о социальном статусе и немного о вкусе. Другое дело запах. Интуитивно мы воспринимаем его как выражение внутренней сущности, суть природы человека.
Запах ванили, мандаринов, акварельных красок, иллюминатора, моря, леса, лета, шашлыка. Обонятельный импульс достигает мозга быстрее, чем болевой. Ароматы способны сводить с ума, дарить надежду, перемещать в пространстве и времени. Кто-то достал новенькие фломастеры, и перед глазами - детская, где, вгрызаясь от усердия в колпачки,вы рисуете принцесс или, скажем, динозавров. Зеленый фломастер совсем высох, зато черный как новенький... Промелькнул шлейф чьих-то тяжелых духов, накатило необъяснимое чувство тревоги, переходящей в отчаяние.«Запахло жареным», кстати, не совсем метафора. На психологический дискомфорт организм откликается выбросом отпугивающего вещества - репеллента. В такие дни нас предпочитают не замечать.
«Запах страха» заразителен: он способен вывести из самого благодушного настроения. В доказательство - исследование, проведенное в Дюссельдорфском университете. Ученые взяли образцы пота у 50 студентов за час до экзамена и после простых физических упражнений. Затем другую группу учащихся попросили оценить «аромат». Большой разницы испытуемые не почувствовали, однако энцефалограмма показала волнение при воздействии «экзаменационного» запаха. Это позволило сделать вывод, что переживания, возникая в мозгу одного человека, запускают химический процесс, способствующий распространению стресса. Изыскания немцев подтверждают эксперименты британских ученых, которые, исследовав секрецию парашютистов, установили, что выделяемые в момент прыжка репелленты способствуют усилению реакции в тех участках мозга, которые связаны с эмоциями страха. Экспертиза финансировалась Пентагоном. Это породило слухи о том, что вскоре выделят «гормон» страха, который можно будет использовать в боевых действиях для наведения ужаса на противника.
Биологическое оружие. В современном обществе у людей перегружены зрительные и слуховые анализаторы. 90% информации человек получает с помощью глаз, 8% - ушей и всего 2% - благодаря носу. Но как влияет на нас запах? Он способен на все: испортить впечатление о хорошем человеке, помочь проснуться (и в этом подчас эффективнее самого крепкого кофе), вызвать прилив сил и адскую мигрень. Не зря пик возмущенных обращений граждан в городскую администрацию приходится на весенне-летний период, время окрашивания вонючей зеленой краской дорожных ограждений.
Самым известным исследователем запахов стал американский психиатр Алан Хирш. Начинал он с простого, выгодного для бизнеса дела: распространял специально разработанную эссенцию в розничных отделах магазинов. Выяснилось: продажи резко возрастают в опыленных точках.
Следует отметить, что на общие для всех людей рефлексы восприятия запаха всегда накладывается специфика конкретной культуры. Так, европейца может взволновать запах церковного ладана, это создаст у него особый духовный настрой. Однако ладан ни о чем не говорит индийскому буддисту, над которым властвуют ароматы азиатских курений...
Порой дело доходило до курьезов. Так, во второй половине восьмидесятых на советский рынок стали поступать западные чистящие и моющие средства - «Джонсон», «Проктер», словом качественные бренды. И вдруг облом - даже при любви ко всему заграничному советские люди обходили волшебные порошки стороной. Чтобы выяснить причину, компании потратили колоссальные средства. Изучалась психология советских покупателей, делались кросс-культурные исследования предпочтений домохозяек, проводились десятки соцопросов, заполнялись тысячи анкет... Все было напрасно.
А ответ лежал на поверхности. В заграничных средствах советским домохозяйкам не хватало.. . разящего запаха хлорки, с которым привычно ассоциировалась продукция советских химзаводов. Поэтому жидкости с запахом хвои, яблока или лимона попросту не вызывали доверия. В итоге специально для СССР срочно разработали добавки, придававшие привычный «аромат». За год объем продаж вырос в пять - семь раз.
Сегодня об ароматах, заставляющих нас выкладывать деньги, написаны трактаты. Так, для продуктовых магазинов наибольший эффект дает свежий запах огурца или арбуза. Спонтанному приобретению одежды способствуют ароматы ванили, лаванды, базилика, мяты и лимона. В магазинах кожевенных товаров - запах кожи, особенно если в ассортименте вещи из заменителя. Сейчас изобретены даже особые духи, которые предлагаются продавцам для разбрызгивания в салонах автомобилей. Бизнес-переговоры - еще одна область применения «аромомагии». Считается, что, если перед началом встречи распылить флакончик с запахом чайной розы, партнеры будут расслаблены и благодушны. Но если в ход пустить лимон, разговор рискует выйти неконструктивным. Лимон ведь вызывает агрессию. Однако далеко не все эти «открытия» получили экспериментальное подтверждение. Но судя по интересу к теме маркетологов, они последуют.
Запах как предчувствие. Власть запахов тем сильнее, чем меньше мы их осознаем. Нам нравится человек - его улыбка, походка, манеры, но мы и не подозреваем, что эта привлекательность во многом обусловлена биологическим воздействием. Ничто так не способствует привлекательности, как хорошее настроение и самочувствие. В такие дни организм вырабатывает аттрактанты - вещества, выделяемые специальными железами, которые находятся в кожных покровах. Преувеличить значение ароматов в делах сердечных едва ли возможно. «Ты пахнешь мускусом и табаком Гаваны, полуночи дитя, мой идол роковой», - пожалуй, именно эта строка пронзительного стихотворения Бодлера делает осязаемым образ его экзотической возлюбленной, «исчадия саванны».
Результаты научных исследований только подтверждают сокрушительность силы эфирных масел. Мужчина при определенных условиях способен понять, что у женщины пиковая фаза менструального цикла. Известны случаи, когда разнополые существа, заброшенные волею судеб в безлюдную пустыню, безошибочно «выходили» друг на друга.
Неудивительно, что по достижении половой зрелости резко меняются парфюмерные предпочтения. Детям нравятся сладкие, плодовые запахи. Взрослые любят более сложные ароматы - мускусные, древесные, флореальные, словом все те, что ближе к феромонам, веществам с небольшой молекулярной массой, выделяемым в малых количествах практически всеми представителями животного мира. Попадая в воздух, феромоны воспринимаются чувствительными рецепторами органов обоняния, которые передают возбуждающий сигнал в кору больших полушарий, тем самым настраивая воспринявшую их особь на нужный лад. Кстати, духи с феромонами - скорее коммерческий ход, чем панацея от одиночества. Половых аттрактантов в составе пахучей жидкости нет, есть лишь схожие по запаху вещества. В свою очередь, парфюм не может разрушить магию феромонов, действующих на подсознательном уровне.
Дело парфюмера. Знания о воздействии ароматов уходят в глубину веков. В целях безопасности пещерные люди пропитывали одежду и жилища дымом костра, чтобы запахом «горящего леса» отпугивать диких животных. При археологических раскопках найдены ароматические вещества, которые приготовлены пять тысяч лет назад, но особенно в этой науке преуспела цивилизация Древнего Египта. Одним из рецептов, широко применявшимся для религиозных таинств, был «куфи». Он включал, в зависимости от цели, от 16 до 60 компонентов, среди них корица, можжевельник, ладан, мирра, роза. Жрецы составляли специальные рецепты и для фараонов.
Развитые торговые и культурные связи Египта позволили распространиться знаниям в Древней Греции, а затем и в Риме, где они попали на благодатную почву. Особо ценились свойства можжевельника, аромат которого считался приятным большинству божеств. Розмарину приписывали свойство стимулятора работы мозга, его веточки носили с собой студенты. Лавровые венки торжественно возлагали на голову победителя - считалось, что лавр позволяет почувствовать вкус победы, облагораживает человека. Наше настроение подвержено влиянию ароматов не меньше, чем физическое состояние. Пример тому — действие лаванды, камфоры, герани: их ароматы бодрят, внушают оптимизм, снижают депрессию.
Каждый знает, какой сильный прилив чувств может вызвать запах родного дома, как переворачивает душу не только вид, но и аромат вещи, принадлежащей дорогому человеку. Запахи активизируют эмоциональную память человека и очень быстро воссоздают уже когда-то пережитые эмоции. Причем для этого достаточно только «намека».
Установлено, что запах «средне неприятный» в большей степени усиливает агрессивность людей, чем «очень не приятный». Приятный запах, нанесенный на тело партнера, сильно увеличивает его сексуальную привлекательность.
Феномен Пруста
Результаты исследований показали, что в 40% случаев приятный аромат улучшает настроение и будит приятные воспоминания. Такие ассоциации с прошлым, вызванные запахами, известны как «феномен Пруста» — по имени Марселя Пруста, великого французского писателя-романиста, прославившегося своими воспоминаниями о событиях начала XX столетия.
Подсчитано, что в мире существует около ста тысяч ароматов. Около тысячи из них считаются первичными, из них образуются бесчисленные букеты из запахов. Все первичные ароматы могут оказывать влияние на настроение и поведение человека.
Сейчас уже хорошо известно, что женщины от рождения имеют лучшее обоняние, чем мужчины, и сохраняют это превосходство всю жизнь. После 50 лет обоняние представителей сильного пола заметно снижается по сравнению с женщинами. Есть разница и в эмоциональной оценке запахов. Выяснилось, что мужчины должны отказаться от духов, а женщинам нужно пахнуть булочками и выпечкой. Женщинам не нравится запах вишни, мужского одеколона и жареного мяса. А привлекает запах огурцов.
У мужчин тут все проще: кроме духов, им приятен запах еды - к примеру, пицца их возбуждает в 5% случаев, в то время как запах духов только в 3%.
Есть, кстати, ароматы, которые позитивно оцениваются почти всеми. Жители 16 стран, участвовавшие в экспериментах, положительно оценили запахи банана, мяты, лимона и ванили.
Надо заметить, что результаты работы психологов в этой области не так уж умозрительны. Так, американские исследователи под руководством Эрика Спанженберга смогли «монетизировать» свое открытие. В магазинах одежды они попросили покупателей оценить 12 ароматов по шкале «приятный - неприятный», «мужской - женский». Лучшими были признаны ароматы розы и ванили. Заметим, что роза была отнесена к мужским запахам, а ваниль -к женским. После распыления запаха розы в мужском отделе и ванили в женском выросла средняя цена покупки. Покупатели больше времени проводили в торговой зоне. Но как только запахи «поменяли», это «волшебство» исчезло.
Стоит упомянуть и об исследованиях американских ученых - его провели врач Степ-форд и психолог Рейнольде. Они опросили 5 000 человек в возрасте от 7 до 75 лет. При эксперименте были использованы 260 различных эссенций с запахами древесных смол, цветов и фруктов, сена, увядшей листвы, различных трав, грибов, теплого хлеба, приправ и другими. К ним добавились ароматы 80 видов парфюмерии и косметики, а также запахи гнилой древесины, жженой резины, торфа, плесени, дезинфицирующих средств, красок, лаков и прочей продукции современной химии.
Столь массовый опрос позволил подтвердить, что отношение к запахам у людей строго индивидуально, но есть и некоторые закономерности. Оказывается, наше обоняние меняется на протяжении всей жизни и наиболее развито у детей и людей пожилого возраста. Любопытно, что в возрасте до 35 лет мужчины и женщины лучше всего чувствуют запахи древесных смол, липы, теста, сена, меда. Женщины переносят хуже мужчин запахи дезинфекции и ряда химикалий. Но зато они более терпимы к неприятным бытовым запахам. Почти 80% анкетированных заявили, что у них улучшается настроение, когда они вдыхают ароматы яблок, хвои, мать-и-мачехи, морской соли.
Исследований становится все больше. Но удивительно, что до сей поры, несмотря на особую роль запаха в нашей жизни, эта тема мало интересовала научное сообщество. И сейчас мы знакомы с многообразными, но разрозненными данными. Строго говоря, единых и общепризнанных теоретических разработок нет. И эта область ждет своего Парфюмера.
(с) Дарья Ефремова