четверг, 13 февраля 2014 г.

Акио Морита

Имя и фамилия этого человека даже на его родине известны далеко не всем - только тем, кто профессионально связан с бизнесом и бытовой электроникой. Но если добавить, что он -создатель Sony, а в значительной степени и всего послевоенного «японского чуда», то уважительно закивают головами не одни только жители Страны восходящего солнца, но и многие миллионы покупателей продукции с четырьмя магическими буквами на корпусе. «Восходящим солнцем» японского бизнеса стал и сам Морита. Во всяком случае, за без малого восемь десятков лет жизни (он родился в 1927 году и умер в 1999-м) основатель и глава Sony успел превратиться в настоящего гуру для поколений предпринимателей не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами.

• Я всегда ставил себе цель знать всех в своей компании, посетить каждое ее подразделение и попытаться встретиться и лично познакомиться с каждым нашим сотрудником.

• Самое важное, по-моему, это не обвинить кого-то в ошибке, а поскорее узнать причину ошибки.

• Компания ничего не достигнет, если думать будет только руководство.


• Конечно, мы должны получить прибыль. Но не только сиюминутную, а и в долгосрочной перспективе. Поэтому мы должны продолжать вкладывать капитал в научные исследования, в развитие и в сферу обслуживания.

• Одной из причин нашего выдающегося «периода роста» была созданная в компании атмосфера свободного обсуждения.

• После того как мы нанимаем сотрудника, его образование становится фактом прошлого. Оно больше не учитывается при оценке работы нового сотрудника и не является причиной для его повышения по службе.

• Я убежден, что это величайшая ошибка - думать, что деньги - это единственная форма компенсации за сделанную работу. Да, люди нуждаются в деньгах, но они не в меньшей степени нуждаются в другом - испытывать счастье от проделанной работы. И гордость... Убежден, что люди работают ради удовлетворения.

• Мы говорим нашим менеджерам: «Не бойтесь делать ошибки. Но удостоверьтесь, что вы не делаете одни и те же ошибки дважды».

• За все годы, проведенные мною в бизнесе, я могу вспомнить лишь считанных сотрудников, которых я увольнял за совершенные ими ошибки.

• Вы не можете продать что-то, если люди не хотят это покупать.

• Наше движение вперед началось тогда, когда мы осознали, что не нам конкурировать в выпуске конкретных товаров с уже существующими компаниями, которые специализируются как раз на таких товарах. Поэтому мы избрали свой путь - производить то, что до этого не производил никто.

• Но в конце концов - и я подчеркиваю это - как бы вы ни были хороши или удачливы и как бы вы ни были умны и ловки, ваше дело и его судьба находятся в руках тех людей, которых вы нанимаете.

• Как только вы набрали штат хорошо подготовленных, умных и энергичных сотрудников, вам остается сделать следующий шаг - мотивировать их на то, чтобы стать творческими.

• Ключевым фактором в бизнесе является творчество. Я бы сказал, что даже три вида творчества - в сфере технологий, в сфере планирования и в сфере маркетинга. Наличие лишь одного вида из перечисленных при отсутствии двух других означает неизбежное поражение.

• В то время как Соединенные Штаты озабочены выращиванием новых юристов, мы в Японии озабочены выращиванием новых инженеров.

• Вы можете быть абсолютно рациональным, имея дело с машиной. Но, если вы работаете с людьми, логике часто приходится уступать место простому взаимопониманию.