четверг, 13 февраля 2014 г.

Ян Станкевич. Фейсбук с привкусом Лубянки

Это что же получается? Полмиллиарда пользователей глобальной социальной сети «Facebook» добровольно, без какого-либо давления со стороны, составляют на себя подробные досье, рассказывают о своих пристрастиях, привычках, помыслах, выкладывают фотографии, называют имена друзей, показывают на картах места, в которых побывали, делятся планами на будущее и т. д. и т. п. Ни одна шпионская организация даже мечтать не могла о столь богатом архиве! И вот недавно бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден обвинил американские разведслужбы в том, что они ведут активную разведку в социальных сетях. Так насколько опасно быть пользователем Фейсбука? О чем там можно писать, а о чем — категорически нельзя, чему можно верить, а чему — нет? Автор книги раскрывает многие тайны этой популярной социальной сети, разоблачает мифы и раскрывает механизм беспрецедентного манипулирования сознанием.

Отрывок из книги:

Просто и еще проще

Зачем было создавать Фейсбук, если до этого времени уже существовала такая известная и популярная сеть, как «Живой журнал»? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним историю создания Фейсбука. Так вот, эта социальная сеть была создана в одном из университетов США студентами. Вам это уже о многом говорит, не так ли? Студенты — самый занятой народ в мире. Студентам некогда много разговаривать. Студентам некогда много раз нажимать разные кнопки навигации. Студенту важна не столько реакция на его слова, сколько сама суть его действа: он рассказал, поделился, высказался — и ему важно знать, что это прочитали. Оценка его слов должна быть минимальна…

Что предлагал «Живой журнал»? Взглянем на эту социальную сеть.


Итак, вот перед вами крутится ваша френдлента. Вот одна интересная запись вашего знакомого, она вам понравилась, вы читаете ее. Смотрите: под этой записью высказалось уже немало ваших друзей. Вот стоит цифра: 120 (к примеру) комментариев. У вас появился небольшой зуд желания ответить, поспорить с автором, прочитать остальные комментарии.

Для этого нужно нажать кнопку «комментарии». Жмем и ждем, пока страница перезагрузится. Теперь перед вами только одна запись этого вашего друга, открываются комментарии других участников сети, которые уже высказались под этой записью. О Боже, их здесь сотня. И вот еще что… Каждый комментарий располагается под другим с небольшим смещением — это чтобы вы видели, на какой оставлен именно этот комментарий. Если возникает диалог (что бывает часто), то получается этакая лесенка комментариев, которая смещается вправо. Если вы комментируете высказывание из этой «лесенки», ваш комментарий помещается не в том месте, а ниже всех (по времени), но все равно он стоит, сдвинутый немного относительно той строчки слов, которые вы комментируете. И со стороны, визуально, очень тяжело бывает понять: на какое высказывание вы отреагировали. Создатели «Живого журнала» вроде попытались помочь участнику диалога понять, что к чему: ему на личную почту приходят письма, если кто-то прокомментировал его высказывание. И все же… Это вы легко разберетесь в диалоге с кем-то. А вот разобраться среди сотни строчек в чужих диалогах бывает очень даже непросто. Далее: система управления «Живым журналом» работает таким образом, что, если комментариев очень много, происходит их скрытие — появляются сокращенные плюсики, на которые нужно нажать, чтобы их открыть…

Удобно? Ну, если, как говаривал Жванецкий, если других ботинок не носил, то и наши, советские, кажутся хорошими.

Теперь смотрим ту же ленту в Фейсбуке.

Вот ваш друг написал нечто очень интересное или поместил фотографию, которая вызвала у вас неподдельный восторг. Хотите прокомментировать? Нет ничего проще — смотрите, уже готова форма для написания вами слов, там стоит фраза «оставить комментарий». И рядышком — ваш юзерпик, этот небольшой снимок, который вы ввели в своем профиле. То есть система как бы говорит вам: вот, напишите здесь — это будут именно ваши слова.

Если комментарии уже оставлены кем-то, то они выглядят точно как ваша незаполненная форма (только там уже стоят слова): небольшая фотография пользователя-комментатора справа, строчки текста. Все в один столбик, никаких лесенок.

Но самое главное: для того, чтобы оставить комментарий, вам не нужно нажимать кнопку «Комментировать», уходя со страницы, не нужно покидать френдленту.

Все остается перед вашими глазами: вот вы написали: «Ах, какая прелесть!», нажали «энтер» — вуаля! Ваши слова уже там, в ленте, а вы никуда не уходили, страница не перегружалась!

Здесь использованы самые новые технологии добавления комментариев, признаем это. И это оказалось чертовски удобно, это был настоящий прорыв в программировании — добавление комментариев без двойной перезагрузки страницы.

Смотрим дальше на эту запись. Вы читаете несколько открытых последних комментариев, вверху надпись: «показать еще 49». Хотите почитать их? Жмите. Все комментарии открываются — а вы опять же находитесь на этой странице, перегрузки браузера не было, не нужно было ожидать. Вам можно прокрутить френдленту выше-ниже — вы все видите таким же, как и было, только открылись новые комментарии.

Как я уже сказал, все комментарии идут сплошным столбцом. С одной стороны, может показаться неудобным: как понять, кто кому отвечает? Но это только кажущаяся неразбериха: каждый пользователь может начать (и начинает) свое сообщение с обращения к тому, кому адресованы его слова. Здесь использован принцип некогда популярных форумов. И это, между прочим, привносит в общение некоторый дополнительный плюс в плане интеллигентности ведения беседы. Как-никак обращение к человеку по имени многое значит…

Фейсбук для уменьшения длины своей френдленты содержит программное обеспечение, которое скрывает часть сообщения, если оно превышает определенное количество знаков. Делается это автоматически. То есть если в вашем комментарии содержится целая страница пространных рассуждений, то Фейсбук в первый раз покажет вам ее полностью. Но уже во второй раз и для всех остальных пользователей будет видна только часть ваших рассуждений, а дальше будет идти многоточие и после него слово «еще», оформленное как ссылка. Если кликнуть на нее — откроются все ваши мысли, выраженные в словах. Опять же, подчеркнем, без всякой перезагрузки страницы.

Точно так же происходит и с самой первой записью: если она очень большая, то автоматически будет урезана программным обеспечением со ссылкой на открытие полной записи.

Для сравнения: «Живой журнал» также предоставляет возможность пользователям показывать только часть своих сообщений, упрятав остальное «под кат». Если вы встречаете такую запись, то после нескольких строчек будет стоять кнопка «Читать дальше». Нажимаете — откроется весь текст.

Безусловно, это очень удобно. Потому как многостраничные посты в ленте воспринимаются как элемент неуважения к другим. Мне лично самому приходилось не раз в своей ленте «ЖЖ» прокручивать многометровые «портянки» записей очередного графомана.

Но вот что здесь особенное: упрятать основную часть текста «под кат» должен сам пользователь. А он это делать не всегда умеет. Да, не удивляйтесь: мне лично не раз приходилось учить этой несложной операции своих друзей.

Фейсбук избавил своих пользователей от необходимости что-то уметь в данном контексте. Вы написали большой текст? Ничего страшного, программа сама его обрежет, поставит автоматически в месте обрезания слово «еще», чтобы каждый мог на него нажать — и раскрыть всю запись. Точно так же программа поступает и с большими комментариями. Она и их обрезает, и их можно раскрыть.

В итоге мы имеем весьма аккуратную ленту записей наших друзей.

В этой ленте мы можем раскрыть любую запись, не уходя со страницы.

Мы можем прокомментировать любую запись, не уходя со страницы. Для комментирования вам уже предлагается созданная формочка, в которую остается вписать несколько (или очень много — ваше право) слов.

Мы можем прочитать все комментарии к записи, не уходя со страницы.

Вот она, юзабильность!

Пользователю намного комфортнее, уютнее в этом месте. От него не требуется никаких особых навыков. Ни в деле написания своих постов, ни в деле комментирования записей друзей Фейсбук не напрягает. Он приятен, благорасположен к вам, он все приготовил вам на блюдечке и даже положил в рот: глотайте.

Его величество «лайк»

Скажу без преувеличения — начало третьего тысячелетия в Интернете ознаменовано этим самым «лайком». Лайк (станем дальше писать его без кавычек) стал символом и отражением действительной активности пользователей в Сети. Из простого инструмента он превратился в образ мышления и поведения. Скажу больше: придет время, и на феномене лайка напишется не одна научная работа, не один соискатель получит ученую степень.

Что же такое лайк? Вспомним: сеть Фейсбук была придумана студентами. Именно им было важно получать короткий отзыв о своем сообщении, отзыв, сделать который для всех прочих не составляло никакого труда. Ну, нет у меня времени писать тебе хоть два слова комментария. Или просто лень его писать. Или слов у меня таких нету. Мне бы коротко вот так написать: «Мне нравится твоя запись, дружище!»

И тогда появилась кнопочка. Она была нарисована так, как обычно выглядит жест, которым мы хотим показать свое восхищение или одобрение: согнутый маленький кулачок с поднятым вверх большим пальцем руки: «Мне нравится». По-английски это звучит «ай лайк». И вот теперь, видя перед собой какую-то запись, вы можете ее оценить одним нажатием на кнопочку «Мне нравится». Нажали — значит, лайкнули.

Лайки стали предметом сбора, общей оценкой записи. Лайки считают, ими гордятся, за ними охотятся. «Девочки, мая запись получила три тысячи лайков!» — пищит от восторга дамочка, запостившая в Фейсбук новую кофточку для своей собачки. Но пищат не только умиленные собачками и котиками барышни. Лайки стали важной оценкой для сообщений политической важности, для остросоциальных постов. Степень влияния того или иного пользователя в Сети приобрела предметность через вот это количество лайков.

Лайк — это и условие уже для вас лично, это обстоятельство, которое вы не можете игнорировать, находясь в Сети.

Вы открыли запись, вы смотрите: она нравится более тысяче пользователей. Читаете. Вот те на — вам она не нравится. И тут приходит сомнение: вы правильно поняли запись? Ну, не могут же целая тысяча друзей вот этого товарища быть безвкусными, тупыми и ограниченными! Может, у вас с мировосприятием что-то не так, что-то неправильно? Ваша стрелка подведена под кнопочку «Мне нравится», вы глубоко задумались: признать эту чушь за оригинальный пост, потому что его признала тысяча друзей, или сделать вид, что не заметили этой записи? Но ваш друг, небось, обязательно откроет список этих самых лайков, он просмотрит все имена друзей, которым его запись понравилась. И вот — вас там нету, вашего лайка он не найдет. Обидится. И чем это грозит? Да тем, что в следующий раз уже ваша запись останется без его лайков.

А что может быть хуже для участника Сети, чем его ничем не прокомментированная, никем не лайкнутая запись? Да это же полный провал, это катастрофа вселенского масштаба: вы сделали такую интересную, глубокую по содержанию запись, вы так надеялись быть услышанным, понятым, вы хотели втайне даже от себя увидеть свою растущую популярность среди своих друзей…. И вдруг ваша запись остается абсолютно никем не отмеченной. Никто не комментирует! Даже никто не лайкнул!

Это может только выглядеть на первый взгляд несерьезно, будто бы по-детски. В действительности же ситуации бывают просто драматическими и даже катастрофическими. Вот перед вами реальная история, которая разыгрывалась передо мной на протяжении нескольких лет. (Имел возможность следить за ней в социальной сети.)

Итак, выпускница журфака, весьма активная, ищущая себя, верящая в себя, и верящая даже где-то чересчур. Получив несколько уроков от старших коллег, она возомнила, что умения у нее достаточно. И в очередной раз, принимая от кого-то старшего слегка лестный отзыв о ее работе, она делала из него практически щит, не подпуская и близко к себе и своей работе тех, кто вознамеривался высказать хоть какую толику критики в ее адрес.

Сеть стала для нее незаменимой. Ибо только здесь не просто доминирует, но царствует принцип: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Она в действительности не скупилась на похвалу своих коллег, однако же ожидала от них аналогичной реакции. Ее деятельность в Сети была необычайно активна: кроме того, что она была зарегистрирована во всех возможных социальных сетях, она имела еще и персональный сайт со своим доменным именем. Без устали она поспевала везде, обзавелась фотоаппаратом, и за самый короткий срок в ее аккаунте на Фейсбуке было выложено (только представьте!) более трех тысяч снимков! Да чтобы пересмотреть это все, нужны были сутки времени.

Но это ее не расстраивало. Ее список друзей постоянно пополнялся. Сто, двести, пятьсот, тысяча, полторы тысячи, три тысячи с половиной…

Оставим ее в покое на минутку и задумаемся над этой цифрой: три с половиной тысячи друзей… Представьте себе, что все они в один день сделали по одной записи. Итого, вечером вы открываете ленту и видите три с половиной тысячи записей. Отведем на каждую по полминуты времени — 1750 минут, более привычно — 29 часов! Пусть по полминуты — 15 часов. Но вам же нужно хотя бы что-то ответить, засвидетельствовать свое почтение, так сказать! Все равно не менее 10 часов вам нужно отдать своей френдленте. Нереально? Да, нереально. Совершенно понятно, что, заводя себе столько друзей, вы в этом случае ставили перед собой цель вовсе не читать, — а предоставлять им свои записи. Иными словами, вы готовили не ленту для собственного познавательного чтения, а аудиторию для своего собственного публичного выступления.

С одной стороны, ничего плохого в этом нет. Тем более редакции многих изданий требуют от своих журналистов активной работы в сетях для привлечения внимания к газете или журналу через статьи журналиста. Но что касается моей знакомой журналистки (назовем ее Ася), ей в первую очередь была важна положительная оценка. Эта оценка — именно положительная — была для нее сродни наркотику. Она должна была получать ее каждый день.

Через лайки.

Нужно отдать должное: девушка была молода, ничем не обременена и поэтому очень работоспособна. Но именно эта активность, желание выдать как можно больше материалов, сорвать как можно больше возгласов восхищения, этих самых лайков, ее и подвели.

Она стала неинтересна, поскольку она стала предсказуема. Более того, она превратилась в ремесленницу. Она выдавала на-гора продукт, будучи уверена, что он — уникален и оригинален, а на самом деле шла по стандартному пути среднего журналиста. Главная ее беда была, как я уже сказал, в ее полной закрытости от критики: она не воспринимала никаких, даже самых доброжелательных профессиональных замечаний в свой адрес. Одного не совсем лестного комментария в адрес ее статьи хватало для того, чтобы автор был изгнан из друзей, ему было запрещено оставлять комментарии.

Вы понимаете, что подобный путь никогда не сможет привести к мастерству. Остановка на каком-то среднем уровне грозила Асе, и она состоялась. И выражение имела весьма четкое: вначале катастрофически стало уменьшаться количество комментариев под ее статьями, сообщениями в Фейсбуке. Дальше — больше. Уже ее самые смелые размышления о жизни, попытки философствования оставались безответными — очень мало кто решался вступить в спор с Асей. А хотелось многим, потому что в силу своего возраста писала девушка иногда полнейшую глупость, выдавая ее за самые смелые открытия. И понемногу-понемногу количество комментариев, а затем и лайков стало неумолимо снижаться.

Если раньше один только ее снимок в новом ракурсе давал тысячу лайков и сотню комментариев, то спустя всего лишь полгода ее фотография в очень откровенном купальнике на берегу Черного моря (а фигуру имела очень даже хорошую) получала двадцать-тридцать лайков. И это из двух тысяч активных пользователей — ее френдов, это из двух сотен, как она считала, своих истинных друзей. Этот самый лайк вдруг встал перед ней не просто неким укором, а страшнейшим результатом, как окончательной низкой оценкой дипломной работы перед глазами ответственной комиссии и всей остальной публики — ведь мизерное число лайков было видно всем!

У нее оставалось две-три подруги, такого же склада ума и характера, которые ее всегда поддерживали (а она — их), но она-то прекрасно понимала, что это — не результат, это провал. В ее ленте стали появляться весьма откровенные записи из личной жизни, что обычно так привлекает пользователя и вызывает ответную реакцию. Но это дало только короткий всплеск роста лайков. Да и с другой стороны, обратим внимание на такой нюанс. Воспитанный человек читает записи своих друзей, встречает рассказ о том, как Ася пригласила в дом своего знакомого, как он выпил все, что у нее было, полез сразу же под юбку. Ася попробовала остудить его пыл, а он несказанно удивился: ты меня разве не трахаться пригласила? Ася пыталась еще что-то объяснить знакомому об элементарных нормах поведения, но он хмыкнул и хлопнул дверью. Она сама потом рыдала, как дура, в подушку: почему не удержала? Подумаешь, какие-то моральные принципы… Ведь прав же он: сама думала о том, что закончится все постелью, подумаешь, формальностей захотелось, некоей красивой обертки…

Вот скажите, как под такой записью оставить лайк? «Мне нравится» — жмете вы на кнопку, но, позвольте, что вам здесь нравится? Вся эта история? Вам нравится, что девушка рыдала? Что ее знакомый оказался молодым алкоголиком? Мы еще вернемся к этому лайку позже в связи с той ролью, которую он отыгрывает в общем оглуплении пользователей Интернета. Сейчас давайте просто согласимся, что сказать «мне нравится» в отношении грустной истории просто неприлично.

В общем и целом, даже вот такие истории не спасли Асю. Тем паче чужая боль и чужая беда в Сети, по правде говоря, может вызвать у сторонних пользователей только два чувства: 1. облегчение — потому что это случилось не с вами; 2. раздражение, поскольку у вас тут все отлично, а в душу лезут с какими-то проблемами.

Лайкозависимость Аси проявилась в ее самой настоящей депрессии. Ничуть не поддельной. Ее посты уже начали раздражать своим нытьем, они стали интересными разве что для врача-специалиста. И нормальными пользователями уже вообще не комментировались, не лайкались. Потом долгое время она вообще не появлялась в Сети. Через знакомых удалось узнать: была попытка самоубийства. Скорее, показушного: она напилась каких-то таблеток, а потом тут же вызвала «Скорую» (хотя могла бы просто вставить три пальца глубоко в рот — и все проблемы с таблетками были бы решены). Но ей нужна была публика, нужна была известность. Вся ее жизнь, каждый ее поступок вывешивался на стенку, становился публичным. И все это в понимании Аси должно было лайкаться, лайкаться и лайкаться…

Ася — вовсе не исключение в Интернете, хотя, конечно, и не правило. Скорее, в ее образе сконцентрировано отношение многочисленной армии пользователей к лайкам, ревностное отношение к оценкам своих записей.

И в этом главное отличие Фейсбука от того же «ЖЖ». «Живой журнал» с самого начала задумывался именно как личный дневник. Записи в нем могли служить их авторам для самых разных целей. (Например, лично у меня аккаунт в «Живом журнале» был своего рода черновиком, куда я мог в любой момент записать нечто нужное, что могло потом пригодиться в работе.) Кто-то назвал «ЖЖ» сетью графоманов, и в этом есть своя доля правды — здесь авторами публикуется масса литературных произведений. Но, обратим внимание, именно «Живой журнал» дал литературе новый жанр — так называемую короткую, «ленивую» прозу. И сегодня известна сотня случаев, когда избранные записи из «ЖЖ» становились популярными книгами.

В «Живом журнале» изначально отсутствовал вот этот оценочный принцип записи, лайкнуть запись было нельзя. Вам нравится? Зайдите и прокомментируйте. То есть проявите хотя бы минимум уважения к автору, покажите свою заинтересованность к записи — уделите ей минуту своего времени.

Отсутствие или наличие комментариев не могло само по себе быть оценкой записи. Вызвать множество комментариев могла явно провокационная запись, дискуссия могла развиваться за счет узкого круга профессионалов, для которых автор указывал на новую проблему, например.

Фейсбук ввел оценку. Оценка выставляется каждым по желанию, и она публична.

Отсутствие комментария под записью в «ЖЖ» могло быть объяснено и вполне понятным: «Добавить нечего». Кстати, именно эта причина указывалась пользователями, когда однажды в «ЖЖ» обсуждался вопрос о том, почему вы комментируете или не комментируете записи.

А вот отсутствие лайка под записью в Фейсбуке уже расценивается как принципиальное игнорирование вас и ваших опубликованных мыслей.

Чуть раньше мы показали преимущество интерфейса Фейсбука, когда для комментирования и тем более лайка не нужно выполнять никаких дополнительных действий, не нужно уходить со страницы. Таким образом, удельный «вес» комментария в «ЖЖ» в силу того, что вам нужно потратить на него несколько минут, уходить со страницы, становится во много раз больше комментария в Фейсбуке. А лайк кажется в сравнении с комментарием и вовсе пустячным делом — просто один раз щелкнуть мышкой.

И поэтому отсутствие лайков выглядит так пугающе для автора записи: если уж пользователю тяжело было один раз нажать кнопку…

Пользователь в Фейсбуке получил новый инструмент. И понял, что это безобидная кнопка может стать его оружием. Более того, имея у себя это оружие, пользователь решил не стрелять направо-налево, хотя «патронов» у него всегда в достатке. В один выстрел сегодня пользователь вкладывает все свое отношение, кнопка заменила целую сотню слов, в ней сконцентрировалось восхищение, уважение, одобрение.

Вспомним о лени как о двигателе прогресса. Вот вам живейший пример этого: Фейсбук предложил универсальный инструмент для выражения чувств. Долго писать? Лень писать? Вам тяжело писать, потому что ваш словарный запас не позволяет высказать всю гамму чувств? Лайкните.

…Вспомните незабвенного Остапа Бендера и Эллочку-людоедку. Дамочке для живого общения со всем окружением хватало тридцати слов и междометий. Вы не находите ничего общего между Эллочкиным «Ого!», «Блеск!» и этим самым пресловутым лайком?

Связь самая прямая. Разработчикам программного обеспечения Фейсбука осталось всего лишь добавить пару кнопок: «Не нравится», «Не согласен» — и мы все превратимся в эллочек. Все наши оценки записей, вся наша «интеллектуальная беседа» превратятся в нажимание кнопочек, целиком схожее с разговором Эллочки: «Блеск», «Жуть», «Ну-ну!» — и еще парочкой похожих возгласов.

Календари, чаты и иные «примочки»

На сленге разработчиков программного обеспечения «примочки» — это дополнительные сервисы на главной странице ресурса. Небольшие, достаточно простые в управлении, которые призваны создавать для пользователя дополнительные удобства. Конечно же, устанавливаются они и в нашем Фейсбуке с одной единственной целью — с целью удержания посетителя.

Как любая другая социальная сеть, Фейсбук имеет систему личных сообщений. Но в отличие от того же «Живого журнала» выполнена она куда более удобно и привлекательно для пользователя.

Для того чтобы послать кому-то личное сообщение в «Живом журнале», вам опять-таки нужно покинуть главную страницу сервиса. Для того чтобы прочесть — сделать то же самое. Фейсбук организовал систему обмена между пользователями личными сообщениями на основе чата — небольшого всплывающего окна на фоне главной страницы. И в этом его явное преимущество. Теперь для того, чтобы прочесть сообщение, нет нужды покидать главную страницу. Ответить вы можете точно так же, одним глазом следя за своей френдлентой, печатая личное сообщение какому-то пользователю. Чат может быть закрыт в любое время, если вас не устраивает небольшой размер окошка чата, его можно раскрыть на всю страницу. Удобно? Безусловно!

Еще одно новшество Фейсбука — он может автоматически определять и сообщать вам о тех ваших друзьях, которые в настоящее время находятся в Сети. Ваши друзья также могут получать информацию о вашем режиме онлайн. Тот же «Живой журнал» не имеет такой функции.

Несомненный плюс Фейсбука — возможность создания групп по интересам. «Живой журнал» также предоставляет похожую возможность, называя эти группы сообществами, но вот управление, участие в этих группах в Фейсбуке несравненно удобнее, визуальнее. Например, если вы вступили (приняли предложение от кого-то) в группу, то название группы будет размещено в правой части вашей страницы.

Одно из главных достоинств сети Фейсбук, на мой взгляд, как организующей системы в том, что она позволяет создавать мероприятия и приглашать на них своих друзей.

Это очень удобно во многих аспектах. Например, у вас через неделю состоится презентация вашего нового романа в некотором месте. Вы в два щелчка создаете это мероприятие на своей странице, указываете время и место. Дальше — приглашения. Вы можете либо выбрать из списка своих друзей тех, кого бы вы хотели видеть на своей презентации, либо отправляете приглашения сразу всем своим друзьям. У каждого, кому вы отправили это приглашение, оно появится в его ленте друзей. Причем появится не просто как некая информация, но как форма для возможного заполнения. Если вы получите такое приглашение от своего друга, вам будет предложено отметить птичкой один из вариантов: вы непременно будете, «вы, возможно, будете». Конечно, все делается в один щелчок мышки. И конечно, та информация о предполагаемом участии приглашенных, которую вы получите, не может на сто процентов соответствовать действительности, но тем не менее она может показать реальную заинтересованность пользователей и ваших друзей в будущем мероприятии. В общем и целом, этот сервис оказался сделанным очень продуманно и стал востребованным. Лично я получаю как минимум два предложения в день участвовать в том или ином мероприятии. И, признаюсь честно, мне нравится этот сервис, на нескольких презентациях и выставках я побывал именно благодаря ему.

Еще одна «примочка» Фейсбука стала востребованной настолько, что порой превращает ленту в нечто отвратное лично для меня. Я говорю о перепостах.

Перепост — это пошло из «Живого журнала». Когда вам понравилась чья-то запись очень сильно и вы хотели бы целиком поделиться ею с вашими друзьями, вы делаете перепост: размещаете у себя в ленте целиком эту запись. До недавнего времени выполнить эту операцию в «Живом журнале» было не так-то просто. В самом начале вам нужно было произвести полное копирование записи, потом сделать пометку, что эта запись такого-то пользователя, а для самой пометки скопировать ссылку на странице пользователя, затем сделать ссылкой у себя в записи имя пользователя. Очень громоздко, сложно и требует определенных навыков. Скажем так, нужно было быть «продвинутым юзером», то есть обладать достаточным опытом работы с так называемыми управляющими тегами — специальными символами, знать о языке разметки. Позже разработчики придумали один специальный тег — то есть некий управляющий код, который вам опять же необходимо было вставить на своей странице, причем предварительно вы должны были выйти из простого режима записи в режим так называемой разметки. Опять же удавалось это далеко не всем, необходимо было внимательно читать инструкцию, запоминать. Сейчас и в «Живом журнале» появилась кнопка для того, чтобы в один щелчок сделать перепост понравившейся записи. Но Фейсбук с самого начала предложил выполнять эту функцию с завидным изяществом, намного превосходящим неуклюжий «Живой журнал».

Есть кнопочка под каждой записью в ленте: «Поделиться». Вы просто щелкаете по ней — и все, вам остается лишь написать два-три-четыре или больше слов, выражающих ваше отношение к тому, чем вы решили поделиться. Через мгновение чужая запись появляется с вашим комментарием на вашей странице.

Почему я сказал о том, что меня раздражает порой этот перепост? Да потому, что вся лента иной раз состоит из одних перепостов. И здесь видится все тот же лайк, но в более расширенном виде. У человека не находится своих слов для выражения чувств, ему лень много думать над прочитанным. Но в то же время пользователь хочет оставаться умным и современным в глазах своих друзей. И поэтому — перепост. Целая масса пользователей занимается одним и тем же на протяжении многих лет: они ищут, как им кажется, что-то интересное и веселое в Сети и делают перепосты. Благо теперь каждый сайт предоставляет возможность взять какую-то новость и разместить ее на своей странице в Фейсбуке. У меня были такие дни, когда, открыв ленту, я видел одну и ту же новость, которую размещали у себя мои друзья, множество моих друзей. Доходило до френдоцида — так называют в Сети удаление из друзей нескольких пользователей по какому-то одному признаку. Так вот я был вынужден удалить однажды сразу более двух десятков человек, которые в третий или четвертый раз делали перепост, в общем-то, тупой и пошлой новости.

Вроде бы полезная кнопка «Поделиться», призванная работать на потребителя, оказалась на самом деле еще одним инструментом отупения пользователя Сети. Поделился новостью — и твоя самооценка как будто бы выросла. Ведь как же — ты показал себе и всем остальным, что находишься в гуще культурных или политических событий, ты много знаешь… Но на самом деле ты делишься не новостью — ни одна новость сегодня не остается голой информацией, на нее уже наложено отношение комментатора. Таким образом, ты делишься не новостью, но чужим мнением. И тем самым ты не просто соглашаешься с этим мнением, а одобряешь его, принимаешь за свое собственное. В очередной раз побеждает твоя лень, которой дали очередную возможность укрепиться и наслаждаться своим ростом. Зачем думать? Зачем искать в своем достаточно оскудевшем словарном запасе нужные слова, если можно нажать одну кнопочку и выглядеть для всех остальных умным и интеллектуальным, эрудированным?

Создатели Фейсбука предусмотрели в нем и календарь — этакую напоминалку о днях рождения ваших друзей. Есть и все остальные сервисы, так или иначе облегчающие жизнь пользователя этой сети: есть свой фотоальбом, есть отдельное место для хранения вашей любимой музыки, любимых кинофильмов, книг. У вас их пока нет? Откройте и взгляните: вам уже будет предложено несколько десятков разных фильмов или песен. И можете быть уверены: среди предложенных есть те, которые вам давно полюбились. У меня, например, из шести предложенных фильмов — пять в действительности мной любимы и уважаемы. И книги. И музыка. Посмотрите у себя. Уверен, и вы среди предложений системы увидите свои любимые вещи. Угадал Фейсбук? Отнюдь. Он нас изучил. И меня, и вас (если вы там есть). Программа отследила мои лайки, просмотрела весь написанный мной контент, учла год моего рождения, место работы, профессию — и сделала на 95 процентов правильное предположение о моих вкусах и пристрастиях в мире искусства. Пока примем это как факт, размышлять о нем мы станем позже.

Ян Станкевич. Фейсбук с привкусом ЛубянкиЯн Станкевич. Фейсбук с привкусом Лубянки