среда, 19 февраля 2014 г.

Игры Богов


Современные Олимпийские игры - состязание не только силы, быстроты и ловкости. Соревнуются также большие деньги и в конечном счете то, что можно назвать национальными амбициями. В Древней Греции Олимпийские игры мало напоминали то, что мы видим сегодня.

В наши дни даже ученые не могут с уверенностью сказать, когда и почему появилась первая Олимпиада. Да и у самих эллинов были четыре версии этого знаменательного события. Первая гласила, что игры основал сам Зевс в честь победы над своим отцом Кроносом, сделавшей Громовержца властелином мира. Вторая - что Геракл, не получивший награду после очистки авгиевых конюшен, убил царя Авгия, захватил его владения, а чтобы вымолить прощение у богов за цареубийство, учредил игры и сам стал их первым победителем. Третья приписывает основание игр Пелопсу, сыну известного посмертными муками царя Тантала. Пелопс влюбился в Гипподамию, дочь царя Эномая. Царю предсказали, что будущий зять убьет его, и всех женихов Эномай заставлял состязаться с ним в гонке на колесницах. Царь всегда побеждал, а проигравших безжалостно лишал жизни. Пелопс подкупил возницу царя, и тот перед соревнованием заменил на царской колеснице металлическую чеку, удерживавшую колеса на оси, на восковую. В решающий момент колеса отвалились, Эномай разбился, а Пелопс получил его дочь, царство и основал город Олимпию, где раз в четыре года и стали проводиться знаменитые Игры.


Больше всего похожа на правду четвертая версия. В IX веке до нашей эры, когда в Греции постоянно вспыхивали войны, маленькое царство Элида оказалось соседом агрессивной Спарты. Элидский царь Ифит обратился к Дельфийскому оракулу за советом, как ему спасти свой народ от завоевания, и тот посоветовал «учредить игры, угодные богам». Об этом Ифит поспешил известить спартанского царя Ликурга, добавив к совету оракула свои аргументы: благодаря играм Элида станет нейтральной территорией, через нее можно будет вести дипломатические переговоры, торговать, в конце концов - шпионить... Ликург согласился содействовать в организации Игр и даже предложил, чтобы на время проведения Олимпиад в Греции прекращались все войны. Правда, своим подданным он участвовать в Играх запретил, решив, что воины должны проявлять силу и ловкость в бою.

Участников называли атлетами - от слова «атло», то есть - «приз», хотя приз победителю Игр был вроде бы очень скромным - оливковый венок. Но города и области, гордившиеся достижениями своих уроженцев на Играх, награждали победителей гораздо щедрее. Где-то им строили дом, при жизни возводили памятник, а в Афинах для победителя-олимпионика специально прорубали проход в городской стене. Этот проход тут же замуровывали, чтобы удача, попавшая в город, больше его не покидала. Постепенно в Игры втягивались все новые города, и с 776 года до н.э. греки начали вести по ним свое летоисчисление. Примерно тогда же имена победителей Игр стали высекать на мраморных колоннах у въезда в Олимпию, благодаря чему мы знаем имена всех олимпиоников за тысячу с лишним лет, начиная с первого - повара Корэба из Элиды. Игры проводились в месяц гекатомбеон, длившийся с 15 июля по 15 августа, с которого начинался эллинский год, и занимали сперва один день, потом пять, а позже - целый месяц. Много веков в Играх участвовали самые обычные граждане, но не рабы, не чужеземцы-варвары, не осужденные за преступление или святотатство. К Играм также не допускались юноши до двадцати лет, позже им, правда, разрешили участвовать в соревнованиях по облегченной программе. А вот женщинам не позволялось не только участвовать в Играх, но даже присутствовать. Правда, многие гречанки охотно занимались спортом и через месяц после «мужских» Игр устраивали в той же Олимпии свои, посвященные богине Гере. Но закон есть закон - женщину, обнаруженную на Олимпиаде, полагалось сбросить в пропасть с ближайшей скалы.

Однако история сохранила имя женщины, тайно пробравшейся на Игры, - это уроженка Родоса Ференика. Чтобы быть рядом со своим сыном Писиродом, участником состязаний по борьбе, она переоделась мужчиной и заняла место рядом с судьями. Когда Писирод победил, она на радостях кинулась к нему, зацепилась за что-то и... лишилась одежды, вызвав оживление публики и гнев распорядителей Игр. Ференику тем не менее помиловали, в первую очередь потому, что она была дочерью знаменитого кулачного бойца Диагора, прозванного «четверным победителем». Дело в том, что к этому времени другие греческие города в подражание Олимпии учредили свои игры - Немейские, Истмийские и Пифийские. Немногие выдающиеся спортсмены, как Диагор, умудрялись побеждать на всех четырех. Диагор дожил до 80 лет, и его сыновья, тоже ставшие олимпиониками, после очередной победы на Играх подняли Диагора и под гром приветствий пронесли его по стадиону.

Конечно, такого почтенного возраста достигали немногие, но отменной физической формой могли похвастаться чуть ли не все эллины. Они питались умеренно, всю жизнь проводили на воздухе и с детства приучали себя к физическим упражнениям. Да и профессии у них были довольно спортивные: воины, моряки, но прежде всего пастухи, привыкшие гоняться за шустрыми козами и лазить по горным склонам. Именно поэтому Олимпиады начались с состязаний в одном виде спорта - в беге. Сначала на один стадий (192 метра 27 сантиметров) и назывались «стадиодромосом», потом на два стадия, потом на целых семь (так называемый «долгий бег»). На 15-й Олимпиаде было добавлено пятиборье, состоявшее из бега, прыжков в длину, борьбы, метания диска и копья. Еще через семь Олимпиад программу дополнил кулачный бой, позже - гонки колесниц, а на 33-й Олимпиаде появился панкратион («вся сила») - особый вид борьбы без правил. Последними добавились бег гоплитов, древнегреческих пеших воинов в полном вооружении, со щитом и копьем, и состязания трубачей и певцов.

Самыми жестокими видами состязаний были борьба и кулачный бой. Кулачные бойцы надевали на голову защитный бронзовый шлем, а руки обматывали кожаными ремнями, предшественниками боксерских перчаток. И все равно многих бойцов уносили со стадиона без чувств, не редкостью были и смертельные случаи. Историк Павсаний описал, как атлет Дамоксен ударил своего соперника Кревга рукой под ребра и вырвал у него внутренности, отчего тот скончался. Оказалось, что к ремням Дамоксена были пришиты свинцовые пластинки, поэтому судьи прогнали его, присудив победу мертвому Кревгу. После нескольких подобных случаев утяжелять ремни запретили официально, но кулачные бойцы все равно погибали. Еще тяжелее приходилось борцам панкратиона, где самым распространенным приемом было удушение противника. На 54-й Олимпиаде был задушен знаменитый панкратист Арихион, хотя его соперник не заметил этого и сдался, не вынеся дикой боли от сломанного пальца на ноге. Арихиона объявили победителем посмертно, увенчав труп оливковым венком. Борца Сострата из Сикиона прозвали Акрохерситом - «ломателем пальцев», так как именно этот прием позволил ему победить на трех Олимпиадах подряд.

Опасными были и гонки на колесницах, и скачки верхом. Колесницы совершали 12 кругов по ипподрому, сталкиваясь на поворотах и опрокидываясь. Были случаи, когда из десяти возниц выживал - и, соответственно, выигрывал гонку - только один. Но победа все равно доставалась не ему, а богатому владельцу колесницы. Им могла быть и женщина - например, сестра спартанского царя Киниска, ставшая таким образом первой в истории чемпионкой Олимпийских игр. Колесница или лошадь могли победить и без участия седока. Например, на 68-й Олимпиаде некоего Фейдола лошадь сразу же сбросила, но потом прилежно проскакала всю дистанцию и первой пришла к финишу. Злополучного наездника, сломавшего при падении ногу, увенчали венком.

Олимпионики были любимцами всей Греции, об их подвигах слагали легенды. В историю вошел непобедимый борец Милон Кротонский, который одержал победу на шести Олимпиадах и проиграл молодому сопернику только на седьмой. Говорили, что он сам принес в Альтис - сады, кольцом окружавшие Олимпию, - свою бронзовую статую, которую городские власти решили там водрузить. Павсаний писал, что он обвязывал вокруг головы веревку и рвал ее, напрягая жилы на лбу. Другой атлет, Полидамант, одной рукой останавливал мчавшуюся во весь опор колесницу, а однажды, подобно Гераклу, голыми руками задушил льва. Непобедимый бегун Леонид с Родоса получил на четырех Олимпиадах 12 венков, а Полит в один день победил в трех разных видах спорта. Кстати, Эллада не знала антагонизма умственного и физического труда. Победителями Игр были такие известные мыслители, как Сократ и Платон, чье прозвище, кстати, означает «широкоплечий». Оба мыслителя победили в соревнованиях по панкратиону, а не в красноречии, хотя такие состязания на Олимпиадах тоже проводились.

Многие думают, что нынешние спортсмены-профессионалы легко заткнут за пояс античных «любителей», не знавших ни допинга, ни хитроумных тренировочных методик. Но это, мягко говоря, не так. Например, дискобол Флегий перебросил диск через реку Алфей, на расстояние 50 метров. В наши дни такое под силу немногим, а ведь медные диски греков были вдвое тяжелее современных. Археологи нашли в Олимпии камень весом 143 кг с надписью: «Бибон поднял меня над головой одной рукой». Вряд ли какой-нибудь нынешний атлет повторит это достижение, хотя не исключено, что древний силач просто хвастался. Согласитесь, с трудом верится, что олимпионик Фаилл прыгнул на расстояние 16 метров 31 сантиметр, ведь рекорд современных легкоатлетов - 8,95 метра (американец Майк Пауэлл). Однако греки прыгали иначе, держа в руках тяжелые гантели, которые придавали атлету ускорение; сейчас эта техника безвозвратно утрачена.

Участники Олимпийских игр отправлялись на них не прямиком с пастбища или поля битвы. В Греции существовала развитая система отбора и подготовки спортсменов, которой ведали элланодики - распорядители Игр. Все желающие принять участие в Олимпиаде должны были за месяц до нее прибыть в Олимпию и дать в храме Зевса клятву в том, что они целый год усиленно тренировались. Показав свое мастерство, то есть пройдя некий «предварительный отбор», они вносились в списки участников и еще месяц занимались по особой «олимпийской программе». Перед открытием Игр все атлеты произносили клятву, которая гласила: «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками!» Элланодики, которым подчинялись стражники (але-ты), бдительно следили, чтобы многочисленные гости Игр соблюдали порядок. Возможно, именно ради этого в Олимпию не допускали женщин, а заодно запрещали торговлю вином. Впрочем, атлетам никто спиртное не запрещал, но они, как большинство греков, пили умеренно, обильно разбавляя вино водой.

Соблюдать порядок было нелегко - во время игр в Олимпию стекалось до 100 тысяч человек, живших в палатках на берегах реки Алфей. Зато весь остальной год город пустовал; здесь жили только жрецы многочисленных храмов да рабы-уборщики, которые поддерживали в порядке спортивные объекты. Посещение Игр было бесплатным, но город процветал за счет даров богатых гостей и подношений от городов, уроженцы которых стали победителями. Для этих городов имена знаменитых спортсменов были такой же рекламой, как для нынешних крупных компаний. На их средства отстраивались такие масштабные сооружения, как ипподром палестра - окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны. Позже был возведен гимнасий - самое большое сооружение города, где проходили тренировки бегунов. Природная котловина у подножия холма Кронос была превращена в громадный стадион длиной 212 метров. До 50 тысяч зрителей сидело прямо на склонах, разложив привезенные с собой или взятые в аренду коврики. На одной стороне стадиона размещался алтарь Деметры, на другой -каменная трибуна-экседра, где сидели элланодики, которые были и судьями состязаний.

Но главным зданием Олимпии был храм Зевса Олимпийского, который начал строиться около 460 года до нашей эры. Его возвели из мрамора, украсив барельефами с изображением 12 подвигов Геракла. Внутри была громадная статуя Зевса, созданная великим скульптором Фидием из Афин. Он работал над этим шедевром десять лет, потратив на его создание 200 кг чистого золота. Статуя имела в высоту по разным данным от 12 до 17 метров, тело бога было сделано из слоновой кости, плащ, венок и скипетр с орлом позолочены. Казалось, что голова Зевса излучает свет. Для этого Фидий вырубил у подножия статуи бассейн, налив в него поверх воды оливковое масло, поток света из дверей отражался от темной поверхности и падал на голову бога. На открытии статуи в 435 году до нашей эры присутствовали лучшие люди Греции, скульптора осыпали похвалами, но всего через три года он умер в афинской тюрьме, заключенный туда по ложному обвинению. Статуя Зевса, признанная одним из семи чудес света, простояла почти тысячелетие. В V веке она была перевезена в Константинополь, где погибла во время пожара.

С годами Олимпийские игры менялись. Однако сильнее всего они изменились, когда завоевавшие Грецию римляне ввели в программу Олимпиад свои любимые гладиаторские игры. Эллины с отвращением смотрели на это кровавое зрелище, но сделать ничего не могли. Потом в Римскую империю пришла новая вера - христианство. В 394 году император Феодосий I запретил Олимпийские игры как «богомерзкое языческое зрелище». К этому времени победа на Олимпиаде продавалась за деньги, атлеты спорили с судьями, даже дрались, и никто уже не высекал в мраморе имена олимпиоников. Последним известным из них стал армянский царь Вараздат, победивший в состязаниях в кулачных боях. Вскоре Олимпию сожгли готы, а остатки города вместе с храмом Зевса были разрушены в 426 году по приказу императора Феодосия II. Гибель города довершили землетрясения 522 и 551 годов, и только в XIX веке археологи извлекли из-под земли столицу древних Олимпиад.

Как раз в то время родилась идея возрождения Олимпийских игр. Французский барон и спортсмен-любитель Пьер де Кубертен остро переживал поражение своей родины в войне с Пруссией. Одной из причин этого он считал плохую физическую подготовку французских солдат, в отличие от немцев, у которых гимнастику преподавали в школах. Но благородный аристократ не был реваншистом. Напротив, он хотел, чтобы молодежь разных стран, занимаясь спортом, забывала о войне. У Кубертена нашлись единомышленники, в 1894 году в Париже был создан Международный олимпийский комитет, решивший возобновить Олимпиады, а греческий финансист Деметриус Викелас выдвинул идею вернуть игры на их родину, в Грецию, - правда, не в Олимпию, от которой ничего не осталось, а в Афины. Это обрадовало всех, кроме греков, считавших, что затраты на Игры неподъемны. Тогда греческий король Георг приказал: «Олимпиаде быть!» - и обложил местных олигархов негласной данью на ее финансирование.

Первые Игры, хоть и назывались летними, но состоялись в апреле 1896 года. В них участвовал 241 атлет. Но представляла они всего-навсего 14 стран. Не участвовали даже такие страны, как США и Россия, - их спортсменам было предложено добираться до Афин за свой счет, а денег на это у них не нашлось. Притока туристов Олимпиада тоже не вызвала, но греки все-таки сочли ее удавшейся и даже попытались навсегда оставить у себя. Но Кубертен был против, и следующая Олимпиада 1900 года прошла в Париже. В ней впервые в истории приняли участие женщины, потом настал черед других изменений. В 1924 году состоялись первые зимние Игры, в 1928-м впервые загорелся олимпийский огонь, а в 1936-м его начали зажигать в Олимпии и доставлять на место Олимпиады посредством факельной эстафеты, идея которой, между прочим, принадлежала симпатизировавшему нацистам Карлу Диму, генеральному секретарю оргкомитета Олимпиады 1936 года в Берлине.

Возрожденная Олимпиада славит человека, его силы и возможности, создавая видимость, что следует в этом античным образцам. Но греческие атлеты перед играми не только тренировались, но и давали клятвы богам в уверенности, что без этого самые упорные тренировки не приведут к победе. Кто-то увидит в этом наивность древних, кто-то - мудрость людей, верящих в прямую взаимосвязь между здоровым телом и здоровым духом.

(с) Вадим Эрлихман