С каждым годом интенсивность морских перевозок растет. И порой судам в океане становится тесно. Особенно это заметно в прибрежных зонах, в районе больших портов и военно-морских баз. Здесь столкновения судов, как и надводных военных кораблей, случаются не так уж редко.
А как обстоит дело с подводными лодками, в том числе атомными (АПЛ)? С одной стороны, у них есть преимущество - возможность вертикального маневра. Они могут нырнуть поглубже или всплыть. Но в то же время, находясь под водой, они хуже информированы об окружающей обстановке, чем те, кто движется на поверхности. На глубине АПЛ слепы и двигаются практически на ощупь, точнее - на слух, развивая при этом скорость, которой могут позавидовать многие надводные корабли: порядка 30 и более узлов (50-60 км/ч). За тем, что происходит вокруг лодки, следят акустики, денно и нощно сидящие с наушниками на голове перед мониторами сонаров в недоступных для остальных членов экипажа рубках. Непростая у них работа: надо иметь очень тонкий и особо тренированный слух, чтобы суметь отличить шум винтов военного корабля от шума, производимого тралом, спускаемым с рыболовного сейнера, или дыхание кита от шелеста набегающей на близкий берег волны. Не менее сложно засечь движение находящейся неподалеку другой ПЛ. Дело усугубляется и тем, что все ПЛ, для которых одно из важнейших боевых качеств - это скрытность, стараются не выдать себя ни единым звуком. Корпуса АПЛ с этой целью покрывают снаружи 60-мм слоем резины, значительно снижающим эффективность работы сонаров противника. И все же при независимом плавании двух АПЛ в открытом океане, даже если акустики заснут в своих рубках, вероятность столкновения, по расчетам специалистов, составляет всего один на миллион. Расчеты эти были выполнены после того, как в ночь с 3 на 4 февраля 2009 года в Атлантическом океане на значительной глубине столкнулись две стратегические АПЛ - носители баллистических ракет с ядерными зарядами. Это были английский Vanguard и французский Triomphant.
Горячие встречи холодной войны
Надо заметить, что подобная встреча кораблей союзников по НАТО была действительно случайной, потому и уникальной. В остальном же практика доказала, что вероятность столкновений под водой несоизмеримо выше. И происходят они потому, что АПЛ оказываются в опасной близости друг от друга не случайно. Еще в мае 1975 года хорошо информированная «Нью-Йорк Таймс» поведала миру о секретной программе Holy Stone, согласно которой с самого начала 1960-х ВМС США ведут непрестанное слежение за советскими [позже - российскими] АПЛ. Именно поэтому так часто американские лодки оказывались вблизи советских, что и становилось предпосылкой для столкновений. Впрочем, наши подводники отвечали коллегам тем же. В итоге с 1964 по 1975 год было зафиксировано 16 столкновений советских и американских АПЛ.
1 мая 1974 года одна из советских стратегических АПЛ типа «Навага», выполняя учебную задачу в акватории Камчатского морского полигона, на глубине 65 м столкнулась с американской АПЛ Pintado, прошедшей в нескольких метрах позади рубки советской лодки и чуть выше ее. «Американец» смял закрывающие доступ к ракетным шахтам крышки легкого корпуса нашей лодки, к счастью, не затронув сами шахты и рубку. Никто людей не пострадал, но «залечивать раны» пришлось обоим кораблям. Автору довелось наблюдать возвращение на базу нашего участника столкновения. Выглядел он довольно потрепанным, листы резины за рубкой топорщились, как чешуя рыбы в процессе ее очистки. Как выяснилось позже, травмы Pintado были серьезнее: смята носовая антенна сонара, заклинены крышки торпедных аппаратов.
11 февраля 1992 года российская многоцелевая АПЛ К-276 «Краб» участвовала в учениях кораблей Северного флота в территориальных водах России у острова Кильдин. За ходом учений подглядывала американская АПЛ Baton Rouge. Вероятно, американцев более всего интересовал наш «Краб» - новейшая в те времена головная АПЛ серии лодок пр. 945. Вокруг него они и крутились. Обе лодки находились на глубине 15-20 м. В какой-то момент акустики Baton Rouge потеряли контакт с «Крабом» [им мешал шум винтов других кораблей], поэтому американцы решили всплыть на перископную глубину и осмотреться. При этом они оказались прямехонько над российской лодкой, которая тоже пошла на всплытие. Своей титановой рубкой с ледовым подкреплением «Краб» вспорол днище американского «охотника».
АПЛ К-19, печально известная под кличкой «Хиросима», полученной после тяжелой аварии реактора еще в 1961 году, также не избежала прямого контакта с американской лодкой. Это была АПЛ Gato, столкнувшаяся с К-19 в Баренцевом море у мыса Териберский 15 ноября 1969 года. Позже, уже в отставке, командир торпедной боевой части Gato заявил прессе, что после столкновения был готов выпустить по К-19 торпеды с ядерным зарядом.
Весьма курьезный случай произошел с советской АПЛ К-314 в марте 1984 года, когда она вела наблюдение за проводимыми в Японском море маневрами американской эскадры, возглавляемой ударным авианосцем Kitty Hawk. Здесь как бы произошла смена ролей - теперь в роли соглядатая выступала советская лодка. Потеряв акустический контакт с авианосцем, К-314 решила всплыть, не подозревая, что находится непосредственно под его днищем, которое пропорола своим винтом, оставив след длиной около 40 м. Американские маневры были сорваны. Kitty Hawk отправился на ремонт в Японию, а потерявшую винт К-314 на буксире отвели на судоремонтный завод в Большой Камень. В анналы флотского фольклора эта история вошла под названием «Бодался теленок с дубом». Позже в аналогичной ситуации оказалась одна из американских АПЛ.
Свой свояка
Не только с американцами сталкивались советские корабли, порой они не могли поделить море между собой. В том же Японском море 13 июня 1973 года АПЛ К-56 в надводном положении возвращалась на свою приморскую базу после проведения контрольных стрельб крылатыми ракетами. Помимо экипажа на ее борту присутствовали представители командования, гражданские специалисты, командиры ракетных боевых частей с однотипных АПЛ. Лодка шла в прямой видимости берегов, а сопровождавший ее крейсер «Владивосток» параллельным курсом мористее. Был поздний вечер. Опустившийся туман существенно ухудшил видимость. Радиолокатор лодки был выключен: для экономии ресурса он «отдыхал» после многочасовой работы в ходе стрельб. Не меньше устали и люди на лодке. Большинство из них, устроившись кто как мог, спали. В это время встречным курсом двигалось научно-исследовательское судно (НИС) «Академик Берг». Его засекли локаторы крейсера, когда между НИС и К-56 было 40 миль. Когда же дистанция сократилась до 22 миль, «Владивосток» передал на АПЛ предупреждение, но никакой реакции на него не последовало. Лодка и НИС продолжали сближаться. Лишь когда прямо перед К-56 из тумана выплыло НИС, на лодке была отдана команда «полный назад». Но было поздно - «Академик Берг» своим острым форштевнем вспорол корпус АПЛ на стыке первого и второго отсеков, куда хлынула вода. Особенно интенсивно заливало 2-й отсек. Оба отсека немедленно изолировали вместе с находящимися в них людьми (всего 49 человек). В 1-м отсеке пробоина была меньше, ее сумели перекрыть и запустить водоотливную помпу. Благодаря этому люди здесь продержались до тех пор, пока АПЛ при помощи крейсера не выползла на отмель. Во 2-м отсеке погибли все. Эта нелепая и тяжелая авария оставила много вопросов, прежде всего касающихся поразительной халатности вахтенных офицеров обоих столкнувшихся кораблей.
Другой, к счастью, не столь трагический инцидент произошел на Северном флоте. Утром 19 декабря 1978 года АПЛ К-313 в условиях ухудшенной видимости следовала на выход из губы Западная Лица. На море был штиль, скорость ветра не превышала 2 м/с. На мостике К-313 находились командир лодки, старший помощник и начальник штаба соединения. Атомоход следовал со скоростью 8 узлов. В 10:00 при проходе лодки через западные ворота в заграждении бухты радиометрист доложил на мостик о наблюдаемых прямо по курсу буях восточных ворот, но не сообщил о стоящем на якоре дозорном корабле МПК-90, охраняющем вход в бухту. Командир К-313 спустился в центральный пост к экрану радиолокатора, приказав старпому изменить курс. Буи восточных ворот визуально не наблюдались. С началом поворота лодки радиометрист доложил, что дистанция до МПК составляет 1,2 кабельтова (220 м). Но на мостике его доклад по неизвестным причинам не был получен. Через считаные минуты с мостика АПЛ на дистанции менее 30 м справа были обнаружены огни стоящего корабля. Через несколько секунд атомоход столкнулся с МПК. К счастью, удар был скользящим, и оба корабля отделались незначительными повреждениями корпусов. Люди не пострадали.
По-прежнему тесно
Не следует думать, что высокая аварийность -черта исключительно российского флота. Американцы сталкиваются с теми же проблемами, а их корабли - с чужими (преимущественно российскими) кораблями и друг с другом. 11 февраля 1998 года многоцелевая АПЛ США La Jolla в 7 милях от берегов Южной Кореи протаранила при всплытии рыболовецкое судно, которое затонуло. Его экипаж, к счастью, удалось спасти. В том же году 19 марта стратегическая АПЛ Kentucky (класс Ohio) у берегов США столкнулась с многоцелевой АПЛ San Juan (класс Los Angeles). Инцидент произошел вблизи острова Лонг-Айленд, при этом Kentucky находилась в надводном положении, a San Juan - под водой. Обе лодки пострадали незначительно, но все же были отправлены на базу и поставлены в сухой док. Специалисты, выяснявшие причины столкновения, сообщили прессе, что главной причиной данной аварии был человеческий фактор, но одновременно отметили ограниченность технических возможностей гидроакустических средств наблюдения АПЛ. Например, охотник за подводными лодками San Juan не заметил (то есть не услышал) двигающийся совсем неподалеку огромный «Кентукки».
13 октября 2012 года АПЛ Montpelier (класс Los Angeles), находясь на перископной глубине, столкнулась с атомным ракетным крейсером San Jasinto невдалеке от восточного побережья США. Оба корабля получили повреждения, но остались на плаву. В наши дни, несмотря на будто бы окончание холодной войны, активность флота США при слежении за российскими АПЛ нисколько не снизилась. Практически постоянно две-три американские лодки «пасутся» вблизи баз российских АПЛ, порой провоцируя возникновение опасных ситуаций. Свидетельство тому - инцидент в Баренцевом море во время утилизации российских баллистических ракет. Ракеты, которые стартовали с АПЛ типа «Тайфун», подрывались на высоте 2 км. Ликвидация ракет производилась в соответствии с договором СНВ-1. С борта судна сопровождения ее наблюдала приглашенная делегация Агентства по инспекциям на местах США. Тем не менее в районе стрельб появилась американская АПЛ типа Los Angeles, которая совершала опасные маневры вокруг российской лодки, периодически приближаясь к ней на расстояние до 4 км. Российские средства противолодочной обороны неоднократно пытались связаться с ней. Однако наглая «американка» покинула район лишь после того, как возле нее были взорваны предупредительные гранаты. Пока не уйдут в прошлое подобные рецидивы холодной войны, всегда найдутся поводы для подводных столкновений в ставшем тесным Мировом океане.
(с) Константин Ришес