Нейролингвистическое программирование принято считать направлением в психологии и психотерапии. Но внимательное рассмотрение показывает, что у него гораздо больше общего с совсем другими областями человеческой деятельности.
Мифология и рынок. Мифы - неотъемлемая часть существования современного общества. На них выстраиваются целые отрасли, субкультуры» формируются стереотипы поведения и рождается содержание коммуникаций. Мифы интересны социологам, антропологам, историкам и даже психологам. Изучая мифы в одной среде, ученые часто становятся жертвами мифов в других ситуациях.
В психологии мы сталкиваемся с ярко рекламируемыми западными методиками, знакомимся с десятками новых подходов, и от этого изобилия «уникальных», «авторских», «эффективных» методов у многих начинается кружиться голова. Вирусное распространение идей в профессиональной среде, помноженное на экономическую выгоду, превращает малоизученные методики в технологии зарабатывания денег. Формируется замечательный продукт, который доступен для всех. Можно стать «как бы психологом» без больших временных и иных затрат. Виртуализация и вымышленность знаний напоминает «кофе без кофеина».
К таким массовым продуктам относится нейролингвистическое программирование и его российское «шаманское» ответвление - «боевое НЛП». Мы понимаем, что замахиваемся на святое для многих, но исходим из принципа, что потребители подобных «продвинутых психологических методик» должны обладать всей информацией о продукте, а не только знать его мифическую историю.
На родине метода. Один из авторов этого материала, Евгений Волков, тринадцать лет назад на три месяца попал туда, где «все» зародилось, -в уютный калифорнийский городок Санта-Круз. Он проходил стажировку в Университете Калифорнии на кафедре психологии, а жил в гостинице, в которую каждое лето приезжали российские «поклонники» на учебу к Джону Гриндеру. Евгений смог не только узнать из первых рук, что думают про НЛП действительно профессиональные американские психологи, но и пообщаться с одним из «отцов» этого направления - Фрэнком Пьюселиком, гуляя с ним по лесу недалеко от дома Джона Гриндера (отказавшегося по неизвестной причине присоединиться к этой встрече).
Академические психологи в Санта-Круз испытывают чувство стыда, что такой псевдонаучный «продукт», как НЛП, оказался некоторым образом связан с именем их университета, а в целом для профессиональных психологических кругов США НЛП - изначально ничего не стоящее периферийное явление, никакими экспериментальными данными не подкрепленное. Некоторые деловые издания в США называют данную методику «психологией городского обывателя».
Весьма политкорректное изложение научного взгляда на нейролингвистическое программирование содержится в давно переведенной на русский язык статье Келтона Роадса «А что можно сказать об НЛП?». Автор почти всю статью сдерживается, но в конце присоединяется к определению этого явления как культа (секты) и моды. Кстати, к такому же выводу пришел и Стив Хассен, известный американский специалист по деструктивным культам, который в 1980-х годах учился НЛП у «самих» Бендле-ра и Гриндера, но в результате практики пришел к выводу о неэффективности полученных «знаний».
О терапевтической беспомощности чудо-методов пишут и пациенты, попробовавшие их на себе. О бесполезности энелперских техник рассказывает, например, Инго Михель в статье «Культовая травма и реабилитация». Медицинский антрополог Жан Лангфорд вообще относит НЛП к видам «народной магии», основой которой является «эффект плацебо».
Возвращаясь к Фрэнку Пьюселику, заметим, что Евгений говорил с ним не про НЛП, а про реабилитацию героиновых наркоманов, для которой Фрэнк создал действительно полезную технологию, воплощенную им на практике, - но ничего специфического из арсенала «программистов» там нет. Он, правда, в беседе пару раз вставлял комментарии в духе НЛП, но это был фактически пересказ на особом жаргоне банальных социально-психологических закономерностей. И это замечательный пример того, что при создании реального социаль-но-психологического продукта даже один из основателей метода не пользуется своим творением - он просто описывает известные и раньше истины на специфическом языке, создавая у себя и у окружающих иллюзию применения НЛП.
Кстати, Фрэнк Пьюселик уже больше десяти лет живет и работает в Одессе. Помимо консультирования биз-нес-клиентов, он работает с наркозависимыми.
Интересные факты об основателях и популяризаторах НЛП. Если внимательно посмотреть биографии основателей метода, то можно узнать много интересного.
• Ричард Бэндлер изначально по образованию математик и программист.
• Бэндлер был весьма «продвинутой личностью» - в десять лет он пытался убить своего отчима, подведя оголенный провод под половик. Затем сделал попытку задушить свою жену, после чего она ушла. Он был алкоголиком и кокаиновым наркоманом и любил в пьяном виде звонить своим критикам и угрожать им убийством.
• В 1986 году Ричард Бэндлер был обвинен в убийстве проститутки Корины Кристен, но его вина не была доказана. Суд продолжался три месяца. Помимо Бэндлера, был второй подозреваемый - любовник жертвы Джеймс Марино. Как сообщает журнал Mother Jones в мартовском выпуске 1989 года, присяжные не смогли различить Бэндлера и Марино ввиду того, что Бэндлер точно копировал жесты, мимику, голос Марино, а потому не могли сказать, кто именно из них виновен. В результате оба были освобождены.
• В середине 1990-х годов Бэндлер судился с Гриндером и другими представителями НЛП-сообщества из-за прав на торговую марку.
• Джон Гриндер дослужился до звания капитана спецназа армии США и впоследствии работал на ЦРУ как агент в Западной Европе.
• В начале 1990-х Гриндер стал посещать СССР вместе со своим учеником Ричардом Коннером, проводя семинары и лекции. Коннер остался в СССР, а в 1998 году получил российское гражданство. Ведет практику и популяризирует подходы Гриндера.
• Ричард Коннер отсидел 20 месяцев в американской тюрьме за уклонение от призыва по антивоенным убеждениям. После освобождения, в 1972 году, Ричард открыл бизнес по производству деревянных дверей и окон. В 1982 году, после прохождения психотерапии у доктора Джонатана Райса, он начал интересоваться психологией и впоследствии стал учеником Гриндера.
Все это больше подходит для сложных отношений среди основателей бизнеса, но ничем не напоминает споры и трения, которые характерны для научной среды. Давайте рассмотрим немного «узких мест» направления и его российского экзотического ответвления - «боевого НЛП».
Рефрейминг, или плагиат через перефразирование. Какое же отношение к науке на самом деле демонстрирует НЛП в лице его создателей и последователей? Упрощение и искажение, не говоря уже о тотальном заимствовании, которое маскирует игра словами. Мы много и с возмущением говорим о воровстве и коррупции среди чиновников, когда воруют деньги, недвижимость, бизнесы и прочие осязаемые активы. А когда воруют идеи, теории или упаковывают дешевые пустышки в цветастые словесные обертки и продают по бешеным ценам - тишина... Правда, теперь многие познакомились со способностями чиновников и бизнесменов к плагиату в написании диссертаций, но при этом не замечают, как замаскированный плагиат, да еще в виде вполне легального и широко распространенного бизнес-продукта, спокойно и свободно продолжает себя рекламировать.
НЛП - «Насочиняй Любителю Погремушку» - эксплуатирует особую форму плагиата. Мы имеем в виду не чисто рекламную легенду про якобы тщательное «списывание» моделей и техник у супермастеров коммуникации и воздействия. (Неужели этому кто-то до сих пор верит?) И тем более не самое примитивное копирование чьих-то текстов - энелперы рецепты написания собственных текстов освоили вполне.
Создатели метода и те из их учеников и последователей, кто прекрасно понимает, чем занимается, довольно неплохо освоили хорошие учебники по социальной психологии, социологии, когнитивистике и лингвистике, но их специфически креативное маркетинговое мышление никак не было склонно к строгому академическому преподаванию в тесных профессиональных и этических рамках подлинной научной и образовательной деятельности.
Они искали и нашли возможности такой монетизации заимствованных знаний, которая бы не ограничивала их ни юридически, ни этически.
Во-первых, они выбрали весьма удобную рыночную нишу, которую можно обозначить как «непрофессионалы “одевают” непрофессионалов». К тому же, накопив «звания», очередной «мастер НЛП» может начинать выдавать свои «дипломы» собственным ученикам. Некий аналог сетевого маркетинга, когда при достижении определенного уровня тебе разрешают создать свою группу и окучивать ее.
Во-вторых, достижения и прозрения подлинных ученых и мыслителей можно перефразировать с использованием специально подобранной и заново сочиненной терминологии, добавив в созданное таким фокусом «оригинальное» интеллектуальное изделие еще и кучу произвольных и внешне правдоподобных фантазий, которые одновременно маскируют плагиат по методу перефразирования.
А дальше - реклама создает спрос, спрос подталкивает предложение, со временем возникает необходимость обновления и модификации продукта - от НЛП к DHE, от «гуманистического» к «боевому» и так далее. Иначе говоря, перед нами история изначально чисто рыночного продукта, созданного и функционирующего исключительно по лекалам потребительского товара - при этом никаких реальных полезных потребительских свойств не имеющего и предназначенного только для извлечения прибыли продавцами.
Боевое НЛП. Согласно изречению, которое со ссылкой на Ричарда Бэндлера любят повторять его российские последователи, «если вы не умеете встраивать людям фобии, то вы вообще не разбираетесь в НЛП». Новая, «боевая» разновидность метода -это и есть встраивание фобий для последующего извлечения из них прибыли. Несколько российских гуру-энелперов столкнулись с тем, что их дело стало слишком популярным, а количество «мастеров», выдающих дипломы, выросло - и «паствы» стало не хватать. Более того, некоторым из «настоящих мастеров» пришлось реагировать на критику, говорящую о лже-научности учения, выстраивая типологию критиков, используя эпитеты «недоучки», «лентяи», «модники», «коучеры» и «корыстные».
Как в любой конкурентной среде, они сделали правильный шаг - разработали «уникальный НЛП не для всех», используя отрывок из книги раскрученного автора Виктора Пелевина «П5», которая вышла тиражом 150 000 экземпляров. Там впервые был упомянут термин «боевое НЛП». При этом некоторые из популяризаторов приводят довольно оригинальные аналогии: «И мир 70-х годов, мир начала развития НЛП, сильно изменился, а НЛП осталось прежним. Можно ли использовать предыдущие знания и навыки, можно ли использовать программное средство языка ФОРТРАН и КОБОЛ начала 60-х - 70-х годов на современных компьютерах? Вряд ли».
Секо Асахара, когда строил свой «псевдонаучный культ», создал уникальный продукт, который подходил для всех поклонников Будды. Консерваторам транслировалось, что нужно вернуться к истокам и классике, «правильно понимая» Будду, а желающим изменений гуру культа говорил, что он понял «скрытые смыслы высказываний Будды» и пошел дальше, развивая его учение. Игра с «правильной трактовкой», «скрытыми смыслами» и «новыми откровениями» очень популярна в среде нью-эйдж. Энелперы тоже стали использовать «секреты шаманов» и «различных магий». В бизнесе это называют «перезапуском», или «ребрендингом», продукта, когда для него придумывают новые «уникальные свойства» и предлагают старый товар в новой упаковке.
Основных популяризаторов экзотики под названием «боевое НЛП» всего три или четыре человека. Они разделили между собой направления и признают «заслуги друг перед другом». Вряд ли странно, что больше «специалистов» нет.
Часть занятий по «боевому НЛП» включает в себя «использование чувства собственной важности партнера в собственных целях», «комплексное формирование неразрешаемых внутренних конфликтов», «вербовочные паттерны», «паттерны перевода болезненных состояний в хронические недуги», «воронки безысходности», «создание зон ненависти и отчуждения», «создание депрессий, тревожностей», «встраивание мысле-вирусов» и так далее. Так и кажется, что в руках пособие по вуду и черной магии или какой-то научпоп с заголовком «Как ментально довести оппонента до госпитализации».
Мы не отрицаем эффекта плацебо или того, что НЛП позаимствовало разнообразный инструментарий из других наук. Эти вставки здравого смысла в теорию и практику направления затрудняют понимание одной простой вещи: НЛП - это бизнес, а не наука. И бизнес с исключительно односторонней выгодой - для продавцов.
(с) Михаил Вершинский, Евгений Волков