суббота, 26 октября 2013 г.

Злые птички летают высоко


Главный мотив большинства людей в большинстве случаев - это обеспечение собственной безопасности. При этом человек боится не возможной, отложенной опасности - последствий его поступка в будущем, а того, что может случиться в данную минуту. Проще говоря, мы боимся злых, чья реакция на наше поведение не заставит себя долго ждать.

Шариков в каждом из нас. Если кто-то по каким-то причинам, будь то глупость, недальновидность или чрезмерная уверенность в себе, не боится негативной реакции окружающих, он превращается в Шарикова - наглое, беспринципное хамло, счищающее, что все ему обязаны.

Обидно наблюдать, как взрослые дети, чувствуя безнаказанность, хамят родителям, как продавцы, таксисты и официанты хамят клиентам, как друзья дина-мят друг друга, а рабочие бригады не исполняют работу в срок.

Но так происходит не со всеми и не всегда. Так происходит с теми, кого не боятся. Хамят ровно до того момента, пока не получат более жесткий отпор, продают некачественный продукт ровно до того момента, пока не оплатят штрафы по судебным искам, а рабочие вдруг перестают пить и принимаются быстро работать, когда узнают, что не получат деньги.


Как превратить Шарикова обратно в собаку? Жители крупных городов сталкиваются с этим вопросом каждый день. Ответ прост: показать клыки. Увы, быть аристократичным Преображенским с ними не получится. Животное боится только более страшных животных.

Специалисты Института исследований (The Institute for Studies) изучили принятую во всем мире схему допроса, который ведут двое полицейских - «добрый» и «злой». Исследование показало, что результаты допроса не изменятся, если проводить его будет только один крайне враждебно настроенный полицейский.

Признанный авторитет и главарь банды Джулиан Кук утверждает: «Думаю, со мной согласятся все преступники, если скажу, что порадовать хочется именно того из копов, который намерен избить тебя до полусмерти и превратить тебя в кровавое месиво. А тот его напарник, который тебе и колу диетическую купил, и интересуется, нравятся ли тебе Mumford & Sons (лондонская инди-фолк-группа) - на самом деле просто придурок и лох».

Может быть, в Англии добряка считают лохом только преступники, в нашей же стране большинство сочтут его таковым. И если перед вами всплывает этот самый Шариков, необходимо мгновенно описать в красках, что с ним будет, если он продолжит в своем репертуаре. Можно рассказать хотя бы о том, в каком бедственном положении находится предыдущий гражданин, занимавший место Шарикова, после того как плохо повел себя с вами. Или вдохновитесь примером из анекдота: «Купила книгу “Яды в природе”, положила на видное место. Муж второй день и посуду моет, и мусор выносит, и во всем со мной соглашается».

Если вас динамят - значит вас не боятся. Представьте себе ситуацию: вы менеджер по продажам, предположим, в турфирме. У вас есть разные клиенты. Одни из них приносят конфеты и слушают вас, доверяя каждому слову. Другие не приносят ничего, кроме постоянных рассказов о том, как они вчинили судебные иски к другим турфирмам, которые их не очень хорошо отправили отдыхать, и наслаждаются сейчас тратой денег, полученных как возмещение ущерба. Они со всеми подробностями описывают вам, как менеджера, который их отправлял, отчитали, уволили и опозорили, наложив на него множество штрафов. Они критикуют ваши предложения, заставляя искать лучшие варианты.

А теперь скажите честно: кого из клиентов вы будете обслуживать тщательнее, педантичнее и старательнее -того, кто с конфетами, или того, кто пришел к вам с рассказами о судах? Ответ очевиден - он один для всех. Как бы вы ни старались отблагодарить клиента с конфетами, увы, страх сильнее благодарности. Возможно, «гадкий критик-клиент» вам неприятен. Ну и что? Работать для него вы все равно будете лучше.

Или вообразите другое. Вы опаздываете на встречу по глупой причине - проспали, засмотрелись в телевизор, заболтались по телефону... Задайте себе вопрос: кто этот человек, к которому вы опаздываете?

Я отвечу: это, скорее всего, кто-то добрый, не злой и не обидчивый, кто скажет вам: «Ок! Не проблема!» - прождав час. Это тот, кто не представляет для вас прямой угрозы. Вы уверены в том, что он не накричит, не уйдет, не отомстит вам, опоздав в следующий раз, и исполнит данные вам обещания. Если же вы знаете, что опаздываете к злобной, мстительной истеричке, вы не будете болтать по телефону или спать. Ну, а если опоздаете по весомой причине, станете «бить челом» в извинениях долго и усердно.

И последний вопрос эксперимента: кому вы быстрее отдадите долг - тому, кто угрожает горячим паяльником, или тому, кто вежливо спрашивает о вашей готовности расплатиться?

«Я тебя не пугаю, я же не зеркало». В глазах некоторых людей, пусть они даже пока не сказали ни слова, есть что-то столь устрашающее, что с «этим» не хочется шутить и надеяться на авось. Такому человеку страшно даже врать, а уж тем более опоздать к нему или плохо обслужить.

Именно такие и становятся начальниками, они просто своим существованием вызывают страх и, следовательно, мотивацию к исполнению. Их боятся даже те, кто нанял их на работу. Кто знает, что сделает этот человек, если останется недоволен...

Злодеи и вынужденные защищиться. Условно их можно поделить на пять типов.

Открытие злюки. Они злятся открыто, хамя, крича, устраивая злобные истерики, обвиняют и критикуют. Эти истерички прекрасно манипулируют близкими и коллегами, все идут у них на поводу, чтобы не слушать обвинений и брани. Как правило, находят себе в пару (мать - дочь, жена - муж) человека миролюбивого и уступчивого, привыкшего жить чужими потребностями и чувствами. Но в карьере «открытые злюки» совершенно не успешны, да и друзей близких у них нет.

Латентные тролли. Мстят, плетут интриги, бесконечно подают в суд, пишут гневные отзывы. Любят собираться стайками, чтобы обливать грязью всех и вся. Сами по себе не очень вредоносны, но толпа таких выходит на митинги. Они, как правило, не знают, чего хотят, но сильно злятся на то, что есть. Могут устраивать мелкие подставы и ехидничать, в карьере не достигают никаких высот, но мастерски портят атмосферу в компании своей желчью. Те, кто помудрее, используют их в своих целях, ведь не всегда важно, что именно о тебе говорят, важно, что вообще говорят.

Временно безобидные. Такие Карандышевы, которые выглядят маленькими, незначительными ботаниками и годами копят свою злость, чтобы в один прекрасный момент сорваться. Они настолько трусливы, что никогда не повышают голос, потому что боятся, что на них накричат, никогда не перечат и даже позволяют издеваться над собой. Никто не воспринимает их серьезно. А жаль, потому что они могут быть очень опасны.

Защищающиеся. Те, кто находится в агрессивной среде или просто решил создать свой бизнес. Таким людям приходится контролировать не свой гнев, а свою доброту, учиться держать дистанцию, если они понимают, что не хотят делать всю работу за своих подчиненных.

Жутко страшные. В нашем восприятии синонимы злости - холодность, дистанция, закрытость, твердость и требовательность. Такие персонажи вроде бы ничего плохого не делают и не говорят, улыбаются в лицо и смотрят дружелюбно в глаза, но за их взглядом скрывается страшный монстр, которого ужасно боятся люди. Он, в принципе, не делает ничего опасного, у него просто полностью, напрочь выключено сострадание. Ему плевать, что вы устали, плевать, что больны, плевать, что вам надо на свадьбу или на похороны. Ничего личного, просто он следит за выполнением тех задач, которые перед вами поставил. И если вы выполните их, с вами ничего не случится, а вот если нет...

Феномен восприятия этих людей другими стоит рассмотреть подробнее.

Страх и привязанность. Психологи Виктория Бресколл из Йельского университета (Yale University) и Эрик Ульман из Северо-Западного университета (Northwestern University) провели исследование и выяснили, что мужчина в гневе выглядит в глазах общества авторитетно, а гнев его праведный и, следовательно, совершенно оправданный.

Страх в человеческой природе, так же как и в собачей: он отвечает за привязанность. Как служебная овчарка привязывается к новому хозяину? Он должен бить ее! Бить каждый день, пока она не начнет встречать его, виляя хвостом. Такое отношение возникает быстро, и собака предана до смерти.

Тот, кто бьет, имеет силу. Он способен убить, но и, следовательно, способен защитить. А к тому, кто способен защитить, всегда хочется примкнуть. Главное - найти подход. Так работает подсознание, и оно ищет этот подход, и находит, и привыкает. А вот если страха нет - и подход искать не надо, ведь не вызывает страх что-то очень беззащитное. Оно бесполезно для выживания и не опасно для жизни.

Тень Воина. Злость, с точки зрения психологии, обязательная эмоция, ибо именно она защищает личность и ее границы. В человеческой коммуникации ее проявления необходимы для того, чтобы отстаивать свои права, проталкивать свои идеи и даже вести за собой других. Каждый должен уметь показывать зубы, что сразу отпугивает большую часть вредителей.

Клиф Бэрри, американский психолог, последователь Юнга в работе с тенью, разделил теневые, архетипические стороны личности на четыре части: Царь, Маг, Воин, Возлюбленный.

Здесь мы подробнее остановимся на тени Воина.

Именно Воин является защитником и завоевателем, направляет злость личности в нужное русло, не принося вреда другим и расширяя свои границы.

Ведь если вдуматься, никто не заставляет людей работать на требовательного и не сострадательного начальника. Они могут просто уйти и найти другую работу, так же как не жить с домашним тираном, и он с ними совершенно ничего не сделает - он же тиран, а не маньяк! Но остаться с ним и подчиняться - это исключительно их выбор. Оставаясь, они перекладывают всю ответственность на него, как те мыши из анекдота: жалуются, но продолжают грызть кактусы. И самое парадоксальное - они чувствуют себя под защитой, за сильной спиной и под сильным крылом. Не зря у нас есть поговорка «Бей своих, чтобы чужие боялись». Вот они и живут под этим крылом, чувствуя себя, как ни странно, в безопасности - лучше один знакомый враг, чем неизвестный, пугающий мир. Именно этим страхом объясняется поведение жертв, влюбленных в насильников, безропотность жен, которых бьют, и подчиненных, которых «пасут».

Если «тень Воина» не подавлена личностью и свободно проявляется, то реализуется в качестве конструктивной агрессии. И человек созидает: он создает команды, а иногда и целые империи, реализует успешные проекты, может положить асфальт около дома или построить детскую площадку.

Но если «тень Воина» подавлена и не осознается личностью, не используется по назначению, то мы имеем только разрушение без какого-либо созидания. Так появляются «латентные тролли» и «временно безобидные». Все их поступки - либо пустой пшик, либо сплошное разрушение, они не могут контролировать свою злость, потому что сами боятся ее, не выражают ее, умалчивают, прячут или перенаправляют на что-то другое. Ни они, ни окружающие не знают, чего от них ожидать, в какой момент прорвет их личностную канализацию и главное - когда ее починят. Безусловно, такая злобность к успеху не приведет. Она эффективна только в случае осознанного, дозированного использования, когда мы показываем, что она у нас есть и мы умеем ей пользоваться.

И да, полезная информация - злые люди, безусловно, быстрее достигают карьерных высот, живут более комфортной жизнью, зарабатывают больше денег, но живут они меньше. Агрессия не может быть использована только вовне, это тот «светоч», что «светит» во все стороны, доставая как до врагов, так и до своих собственных, внутренних органов.

(с) Анна Андрианова