суббота, 26 октября 2013 г.

Когда мужчины плачут


Надо сказать, что плачущий мужчина - персонаж в нашей культуре не самый популярный. И это не удивительно - с нашим-то опытом войн, репрессий, культом пионерско-комсомольского энтузиазма. Плакать позволительно было разве что на могилах безвременно ушедших боевых товарищей. Да и то потому, что теперь они уже точно не доживут до «светлого завтра».

Хотя важность плача как определенного «социального действия» присутствовала в нашей культуре всегда. Существовали даже определенные традиции и ритуалы, связанные с обязательным оплакиванием и «голошением» (правда - в женском исполнении), например - по покойнику или за отъезжающим надолго мужем. Так что еще ка-ких-нибудь сто лет назад трудно было себе представить, чтобы жена не билась в истерике на пороге, если благоверный куда-то надолго собрался отлучиться из дому. А на похоронах вместо привычного нам оркестра рыдали и причитали профессиональные плакальщицы. Кстати, те же традиции предписывали мужикам сдерживать свои эмоции. Как говорится, «мужчины не плачут, мужчины огорчаются».


Самое интересное, что «разрешение» на демонстрацию мужских слез дала, как ни странно, все та же война. Вернее - ее воспевание. Впервые плачущие мужчины-фронтовики массово появились на экране в замечательной сцене из фильма «Белорусский вокзал» - там, во время исполнения песни с припевом «Нам нужна одна победа!», одновременно и очень по-разному плачут четыре прошедших войну мужчины в исполнении Папанова, Леонова, Глазырина и Сафонова. Не плачет только единственная присутствующая в кадре женщина. Но и после такой «легализации» мужские слезы остались уделом исключительно возвышенных моментов проявления массового или индивидуального героизма.

Что такое «мужские слезы»?

Принципиальная разница между женским и мужским плачем существовала всегда, но она не в самом факте, а, скорее, в поводах и «оформлении». Ведь даже в литературе зафиксировано, что такой-то и такой-то «плакал по-бабьи», то есть - обильно, «навзрыд» и, как правило, по «пустяковому» поводу. А мужская слеза не может быть обильной и частой - так, смахнул из глаза набежавшую от ветра сырость - и снова суровый мужик.

Достойные поводы.

И все же главным в определении того, когда пристало плакать мужчине, пожалуй, является повод. То есть важен не сам факт плача, а причина, которая его вызвала. Мужская причина должна быть солидной и аргументированной. А иначе не мужик, а - тряпка!

Сразу скажем, их не так уж и много, этих самых «достойных поводов».

Потеря близких. Итак, первый и наиболее пронзительный - большое горе. Даже самые суровые зэки на моей памяти плакали, когда узнавали о том, что умерла их мать. А еще с уходом родителей наступает осознание окончательной взрослости - когда именно ты - старший в роду мужчина и не за кого больше спрятаться: перед тобой уже все умерли. И на похоронах родителей в последний раз плачет маленький мальчик, которого теперь уже точно некому будет пожалеть.

Своя смерть. Плачут мужики и по поводу собственной смерти, когда измотанное болезнью тело становится непомерной обузой, а долгожданная смерть все никак не наступает и не приносит облегчения. И тогда один только вопрос мучает уходящего человека - «За что это все мне?». Помню, как умирал от рака мой двоюродный дед - всю войну прошедший в пехоте фронтовик, снайпер, разведчик, чьи скупые рассказы были страшнее и круче любого современного боевика. Его несколько раз тяжело ранило, один из осколков через много лет и стал причиной смертельного заболевания, с которым он уходил больше года. Я его таким в последний приезд и запомнил - маленьким, ссохшимся от болезни, с вот этим, по-детски беспомощным, сквозь слезы произносимым: «За что мне это все?»

Свадьба. Третий повод, когда мужчине положено смахивать слезу, как ни странно, свадьба, особенно дочери. Как-никак отдает отец «свою кровинушку» в чужие руки. Даже если эти руки будут первое время жить в соседней с ним комнате. Но не только про это наворачивается слеза, а и про первый серьезный жизненный итог, рубеж и возрастной барьер - дети выросли. Большой кусок жизни, полный тревог, забот и усилий, заканчивается, и вместе с ним - молодость. И замечательно, когда есть возможность с отцовской гордостью смотреть на результат - «вот, мои наследники».

Беспомощность. В-четвертых, задетое чувство справедливости часто вызывает гнев и возмущение. А вот в сочетании с безысходностью, беспомощностью и бессилием может обернуться слезами. История знает немало примеров, когда плакали от безысходности даже самые стойкие мужчины. Так, ученый с мировым именем, создатель нейропсихологии Александр Лурия, по свидетельству очевидцев, плакал, когда по причине очередного изменения «курса партии» закрыли его детище - научную лабораторию, в создание которой он вложил многолетние усилия.

Война. А еще можно плакать от груза воспоминаний, как герои упомянутого фильма, когда вроде все прошло, вроде все понятно, а все равно подступает ком к горлу от невысказанных эмоций. И тогда даже самые суровые воины, прошедшие через такие испытания, что обычному человеку трудно себе представить, смешивают свои слезы с водкой. Они очень не любят, когда кто-то видит их в таком состоянии, кроме нескольких своих таких же, что за столом вместе с ними сидят. И в такие минуты иногда рассказывается такая циничная правда, что невольно меркнут все самые великие художественные описания военных мерзостей.

Сентиментальность. Плачут мужики и от сентиментальности. И такое бывает, особенно после пятидесяти. Подкрадется предательская чувствительная плаксивость к стареющему глазу - и не удержишь слезу. Однако, как говорил Владимир Набоков: «Следует отличать сентиментальность от чувствительности. Сентиментальный человек может быть в частной жизни чрезвычайно жестоким. Тонко чувствующий человек никогда не бывает жестоким». Не стоит обманываться, когда записной мерзавец начинает ласкать кошку или птичек подкармливать. Просто он к ним относится намного лучше, чем к окружающим людям. А объяснение этому довольно простое - после пятидесяти в организме становится меньше мужских половых гормонов. Что и приводит некоторых к излишней слезливости и чувствительности.

Любовь. Ну и, конечно же, плачут от любви. От невозможности выразить словами всю прелесть момента, когда нежность переполняет. Когда даже время останавливается и очень не хочется, чтобы оно начало бежать вновь. Это в те моменты, когда объективные законы все-таки не позволяют полностью раствориться в любимом человеке «физически», на что бессильная что-либо изменить психика может адекватно отреагировать только слезами. Такое с мужчинами случается редко, но для женщин эти мгновения незабываемы.

Талант. Напоследок - об особенном случае. Слеза может навернуться и когда окружающие не способны оценить тонкость натуры художника и упорно не желают замечать его гениальность, даже тогда, и, к сожалению, особенно тогда, когда все ее признаки, что называется, налицо. Так, частенько плачущим в гримерке заставали Федора Шаляпина, мучимого вопросом: «За что же они все меня так ненавидят?» А вроде бы перед кем уж, как не перед ним, шляпу снимать из уважения к таланту?

Так что плачут мужчины, еще как плачут. Вот только слезы свои они редко показывают. И получается, что слезы-то берегут, а сердце - нет. Ведь не всегда все так счастливо получается, как в известной песне, где сердце «постояло немного... и снова пошло».

(с) Андрей Гусев