В СМИ существует такое понятие, как информационный повод. В последние годы наши издатели активно перенимают у журналистов манеру работы. Выход кинокартины «Мировая война Z» стал весомым поводом для переиздания одноимённого романа Макса Брукса и выпуска его сборника «Успокоение, Ltd.». А ещё — нескольких оригинальных зомби-антологий, составленных из произведений отечественных фантастов.
О зомби-апокалипсисе написано столько книг, снято столько фильмов, что предложить нестандартный поворот сюжета — задача не из лёгких. Для писателя, привыкшего работать всерьёз, без дураков, это настоящий вызов: сохранить оригинальность в рамках заезженного формата труднее, чем проделать обратное сальто в смирительной рубашке. Максу Бруксу, автору романа «Мировая война Z», такой кульбит удался — во-первых, за счёт необычного, отстранённого псевдодокументального стиля, во-вторых, благодаря хорошо продуманному и легко считываемому подтексту. Американскому писателю захотелось посмотреть, как будут вести себя люди, привыкшие постоянно держать ситуацию под контролем. когда привычный мир рассыпается, словно карточный домик, — и он организовал нашествие «живых мертвецов». Ну а Андрей Синицын, составитель антологии «Z — значит Зомби», предложил сыграть по тем же правилам десяти отечественным фантастам.
Результат вышел поучительный. По большому счёту, все участники проекта разыгрывают два традиционных сценария. Первый с некоторой долей условности можно назвать «Нашествием живых мертвецов». Герои тихо-мирно занимаются своими делами, никого не трогают, починяют примус, - и тут зомби ка-а-ак прыгнут! Дальше возможны варианты: герои спасаются, проявляя чудеса самоотверженности (или, напротив, предавая всех, кого только можно предать); герои бесславно гибнут на последних страницах рассказа; герои присоединяются к наступающей армии андедов... Этой проверенной временем стратегией воспользовались, к примеру, Виктор Точинов в рассказе «22 июня» и Михаил Тырин в «Мутной воде». Второй сценарий (под условным названием «Жизнь продолжается») посложнее. На фронте всё ясно, даже если сражаешься против орды живых мертвецов. Но когда первая атака отбита, наступает время подводить итоги, подсчитывать потери, налаживать новую жизнь. Зомби всё ещё бродят где-то за оградой, утробно постанывая, но на первый план выдвигаются другие задачи. Тем более что «инфицированные», если верить Бруксу, зимой впадают в спячку, -а русские морозы помогли победить не одну армию. А вот что происходит с людьми, пережившими самую страшную войну в истории, — вопрос очень непростой. С наибольшим энтузиазмом в этом направлении выступили Николай Калиниченко и Андрей Щербак-Жуков с «Островом Балчуг» и Александр Щёголев с «Синдромом зоопарка». Это уже не столько зомби-трэш, сколько заявка на серьёзную психологическую прозу. К сожалению, первую вещь портит скомканный и неправдоподобный финал, где мудрый профессор в трёхстраничной лекции разъясняет все загадки, а виновниками пандемии назначает представителей транснациональных корпораций и сотрудников ООН (читай — злобных «америкосов»). Но изобретательнее всех к заданной теме подошёл в новелле «Чумной форт» Антон Первушин, горячий сторонник «Нф-возрождения» и космической экспансии. Он. вероятно, первым отметил, что зомби обладают не только недоче-ловеческими, но и сверхчеловеческими способностями, — и задумался, можно ли отделить одно от другого, превратить глобальную катастрофу в величайший триумф людской расы. Чем не искомый «неожиданный поворот»?..
А вот чего не стоит ожидать от сборника ни в коем случае, так это чёткого соответствия параметрам, заданным Максом Бруксом. При сквозном чтении в глаза бросается множество нестыковок, крупных и мелких, густо рассыпанных по страницам антологии. В рассказе Калиниченко и Щербака-Жукова главные претенденты на власть в послевоенной России — зловещие ооновцы, а в рассказе Натальи Резановой «Хоррор-шоу» наша страна вновь становится посконно-православно-чиновничьей империей. У той же Резановой кошек во время эпидемии отстреливают, а у Щёголева — завозят вагонами для борьбы с крысами. Одни авторы уверяют нас, что зомби можно задержать, проведя перед ним черту, другие — что его можно отпугнуть, выйдя ему навстречу в шубе, вывернутой наизнанку. А уж о происхождении пресловутой «чумы», о характере протекания болезни и о том, что же это такое на самом деле, есть своё мнение практически у каждого автора, и признаннные авторитеты жанра вроде Брукса им не указ.
Напоследок — гомеопатическая порция яда в адрес издательских пиарщиков. «10 ведущих российских авторов впервые демонстрируют свой взгляд на зомби-апокалиптику!» — гласит слоган на задней стороне обложки. Ну ладно, сотрудник рекламного отдела может не знать, что Щёголев, Точинов и Калиниченко уже писали о «живых мертвецах». Но кого и куда, позвольте поинтересоваться, «ведут» Елена Долгова или Владислав Выставной?..
Сегодня в России зомби-фикшн только выбирается из пелёнок. Выход антологии «Z — значит Зомби» не первый, но весьма серьёзный шаг на этом пути. Скажем спасибо писателю Максу Бруксу и актёру Брэду Питту, спродюсировавшему вольную экранизацию романа «Мировая война Z»: без них этот прорыв не состоялся бы!
OZON.ru - Книги | Z - значит Зомби |