понедельник, 19 августа 2013 г.

Снимай и монтируй профессионально

Чтобы сделать домашнее видео качественным и интересным, необязательно использовать дорогостоящую технику — достаточно следовать правилам, основанным на опыте профессионалов. Мы расскажем вам о них.


Мы живем в разгар эпохи цифрового изображения. Видео высокого разрешения (Full HD) и 3D-фильмы быстро, как в самом динамичном боевике, завоевывают экраны. Еще 20 лет назад позволить себе купить видеокамеру скромного бытового формата VHS мог далеко не каждый, а тот, кто, чувствуя желание снимать, шел в киноиндустрию, был обречен на писание заявок и сценариев, ожидание ответов, задержки финансирования и тому подобные препятствия. Человек снимал в лучшем случае один фильм в год, а перед этим должен был пройти долгую профессиональную подготовку. В результате «молодыми режиссерами» часто становились уже после 40 лет.

Сегодня камеру с качеством съемки, близким к профессиональному, можно купить за 30 000 — 40 000 рублей. Некоторые из нынешних молодых людей монтируют видео на домашних компьютерах с качеством и эффектами, не снившимися их отцам с матерями.

Однако общая культура изображения сильно отстает от развития техники. Снимать может каждый — на телефон, планшет или фотоаппарат. Но далеко не все знают, как именно это делается, а тем более — зачем. И даже студенты-режиссеры зачастую снимают как любители — им попросту не хватает опыта. Нужно понимать, что видео действительно состоит не только из желания и таланта, но и из техники, причем во всех смыслах этого слова.


Приемы съемки

Даже при недостатке качественно отснятого материала фильм можно отчасти «вытянуть» на стадии монтажа. Однако лучше сразу снимать правильно, запомнив несколько несложных и испытанных приемов.

Как снимать: фокусируемся на главном объекте

Начинающие операторы часто снимают без крупных планов. В результате не редким является подобный кадр: два человека стоят в полный рост, маленькие, как муравьи, перед величественным памятником архитектуры и улыбаются в объектив. Лиц не будет видно ни при каком увеличении. А через десять лет им самим будет интересно, как они выглядели. Что можно сделать? Подойти ближе, оставив фоновый объект в том же размере, а лица сделать крупнее. Появится выразительность и человеческое содержание кадра.

Начинающие часто водят своей камерой взад-вперед, не сосредотачиваясь ни на чем. Объектив трясется, кадр дрожит. Как действовать в этом случае? Подойдите ближе (чем короче фокус, тем меньше дрожит картинка) и включите оптический стабилизатор, который сгладит хаотические движения камеры. Центр интереса — это не геометрический центр кадра и даже не самый важный объект, а то, на что направлено ваше собственное внимание. Съемка — дело ответственное, так что подходите к процессу творчески и вдумчиво. Помните, что материал, снятый вами, сохраняет мгновения, которые уже никогда не повторятся. Ощутите ценность уходящего времени, и все получится.

Эффекты с оптикой: широкий угол и длинный фокус

Любительские и полупрофессиональные камеры оснащают встроенными трансфокаторами — несъемными объективами с переменным фокусным расстоянием. С их помощью можно делать «наезды» и «отъезды» (иначе говоря, зумирование). Широкий угол (максимальный «отъезд») обычно дает резкую картинку по всей глубине кадра, длинный фокус (полный «наезд») позволяет сделать, например, крупный план человека с размытым фоном. Этот прием часто используют для создания изображения, похожего на настоящие кинокадры, или придания особой художественной выразительности.

Длительность: не даем зрителю заскучать

Длительность эпизодов может варьироваться в зависимости от задачи. Однако учтите, что скорость восприятия в современном мультимедийном мире очень высока, и вряд ли кто-нибудь станет созерцать один кадр на протяжении пяти минут. Базовые длины монтажных кусков обычно не превышают трех-пяти секунд, и даже этого зачастую бывает слишком много. В Интернете редкий пользователь досмотрит до конца видео длиннее трех-четырех минут. Таким образом, необходимо учиться лаконичности. Но часто исправить «длинный кадр» можно на стадии монтажа.

Движение объектов в кадре и перемещение самого оператора

Поупражняйтесь в съемке движущихся объектов. Например, угловая скорость автомобиля, проезжающего мимо вас, не постоянна, хотя на самом деле он движется равномерно. Глаз видит это иначе: объект появляется с небольшой скоростью и легко удерживается в кадре, но потом, проезжая мимо, внезапно словно бы ускоряется. Чтобы удержать его в кадре, нужно резко провести камерой в направлении движения. Затем угловая скорость объекта быстро падает, и он может вновь исчезнуть из кадра — на этот раз камера опередит его.

Если вы как следует потренируетесь, то сможете получать эффектные «проезды», в которых быстро движущийся фон размывается, а снимаемый объект, как бы неподвижный в кадре, остается резким.

Вообще, вам доступны самые разнообразные формы движения камеры: «облеты» (камера «летит» вокруг объекта мягким, опоясывающим движением — это очень эффектный прием, хотя и требует некоторого опыта), «проходы», снятые с рук или со стабилизатором, панорамы — с рук или со штатива, «проезды» — с автомобиля или поезда. В движении старайтесь снимать плавно и не слишком быстро: дрожащие, дергающиеся кадры или мельтешащие, «стробоскопические» объекты обычно утомляют глаз и раздражают зрителя, не давая ему рассмотреть детали и снижая качество картинки.

Также рекомендуем для съемки надевать мягкую, удобную обувь и ступать как можно аккуратнее, дополнительно амортизируя толчки собственных шагов руками, — это добавит плавности движениям вашей камеры.

Пространство: 180-градусная схема

Классическая 180-градусная схема была разработана в Голливуде еще в начале XX века. Ее смысл в том, чтобы правильно сориентировать зрителя в пространстве сцены и кадра. Пространство, в котором находятся, к примеру, два человека, разделяется воображаемой линией, проходящей от одного из них к другому. Ее называют осью взаимодействия. Правило гласит: камера, снимающая каждого из персонажей (или обоих вместе) может находиться только в точках 180-градусной зоны по одну сторону от оси взаимодействия. Это позволяет зрителю точно определить положение каждого героя, на экране они не будут внезапно меняться местами и станут смотреть друг на друга, а не в разные стороны и не в одну и ту же сторону. Есть, конечно, и другие, более изощренные техники работы с пространством, но мы пока говорим о наиболее простых и эффективных.

Пространственные отношения

Камера сильно воздействует на объект съемки, даже если вы снимаете друзей и знакомых. Женщина может начать нервно поправлять волосы, мужчина — машинально прикрывать лицо ладонью и смотреть в объектив с долей скептицизма.

Однажды мы вели документальную съемку людей, стоящих в небольшой очереди. Мы встали со штативом метрах в пятнадцати от нее и навели на людей большой длиннофокусный объектив. Все сразу отвернулись и стали прятать лица от камеры. Ничего не получалось. Через какое-то время мы сменили объектив на маленький «широкоугольник» и встали прямо в очередь. Люди перестали замечать нас. Мы просто упорядочили пространственные отношения с ними. Этот простой пример поможет вам держаться от снимаемых людей на том расстоянии, на котором они находятся друг от друга в естественной ситуации. Если, скажем, трое сидят за столом, не прячьтесь с камерой за углом, а сядьте к ним четвертым. Если несколько человек играют в волейбол через сетку, вы вряд ли снимете очень крупные планы с короткого расстояния, и вам остается край площадки и оптический зум.

И еще: если во время съемки незнакомые люди смотрят на вас с недоверием, стесняются, лучше не прячьтесь, а помашите рукой и улыбнитесь. Это очень часто помогает. Но все же помните: каждый человек имеет абсолютное право на собственное изображение, поэтому при резком отказе от съемки не настаивайте, а спокойно извинитесь и уберите камеру.

Что снимать?

Итак, немного освоившись с кнопками и потренировавшись, можно переходить к двум важнейшим вопросам: что снимать и как снимать.

Ответ на первый из них зависит прежде всего от ваших собственных предпочтений и вкусов. Например, документальные жанры могут быть практически любыми: простой репортаж, фильм-портрет, фильм-путешествие, документальная драма, комедия или эпос и т. д. Отметим, что съемки разнообразных семейных событий, праздников на работе и отпускных приключений тоже могут многому научить внимательного человека. Смотрите вокруг, чаще берите в кадр живых людей, анализируйте снятый материал и пытайтесь монтировать. Со временем почти к любому снимающему человеку приходит предощущение формы, когда он заранее знает: интересно именно это, именно здесь у меня что-то получится. Тренированный глаз (а глаз тоже можно тренировать) способен точно предугадать, как объекты реальности будут выглядеть в готовом видеокадре. Итак, пробуйте и старайтесь понять, что нравится именно вам. Смотрите вокруг, слушая при этом себя.

Съемка игровых фильмов гораздо сложнее для любителя. Здесь недостаточно тех событий или людей, которые предлагает вам повседневная жизнь. Но если в вашем распоряжении есть сценарий, который вы считаете интересным, необходимый минимум техники, красивые места для съемки, несколько друзей, готовых побыть в роли актеров, и непреодолимое желание создавать кино, — пробуйте. Мой друг, известный писатель, любит повторять: «Чтобы стать писателем, нужно много читать». Я согласен с ним. Знаменитый Квентин Тарантино не учился ни в одной киноакадемии, зато работал в видеопрокате и каждый день смотрел и обсуждал с друзьями множество фильмов, и это стало его лучшей школой. Сказанное, конечно, не значит, что учиться совсем не нужно, но ни учитель, ни учебник не заменят вам собственного желания, понимания и опыта. Смотрите больше фильмов и чаше снимайте сами.

(с) Дмитрий Сидоров