среда, 17 июля 2013 г.

Странствия Мессии

О биографии Иисуса мы знаем из Нового Завета. Нам известно, что будущий основатель христианства родился в Вифлееме, потом, спасаясь от преследования царем Иродом, его семья была вынуждена покинуть Иудею и отправиться в Египет, затем его родители вернулись с сыном в Назарет. Но где вырос Иисус - в Иудее или же в Египте? И где он провел отроческие годы?

Евангелия сообщают: когда Иисусу было двенадцать лет, его заметили беседующим со старцами в храме Иерусалима. А после следует временной провал: до его появления на Иордане в возрасте тридцати лет о жизни Мессии ничего не известно. Авторов четырех основных Евангелий интересуют учительство Иисуса и его смерть на кресте с последующим воскресением. Но что же таится между двумя этими датами? Куда делась половина его недолгой земной жизни? И что было потом? Действительно ли Иисус умер на кресте? Или он выжил и снова отправился в дальний путь?


Беглецы в Египте

Неканонические тексты дают нам совершенно иную, непривычную историю детства Иисуса. Обычно мы привыкли думать, что сразу же, когда угроза расправы со стороны Ирода миновала, родители Иисуса вернулись в Назарет. Но ведь даже иконы показывают нам иную версию развития событий: бегство в Египет, и вряд ли на пару лет. Обычно в те времена бежать приходилось надолго. И Иисус, скорее всего, прожил в Египте все свое детство. Неканонические тексты говорят, что в Египте мальчик Иисус оказался в учениках вовсе не у седобородых талмудистов, а у египетских жрецов. Любопытный и впитывающий информацию как губка, он был посвящен ими во многие священные тайны. И именно там научился тому, что современниками воспринималось как чудеса. А когда угроза жизни Иисуса миновала, семья вернулась в Иудею. Там-то в возрасте двенадцати лет Иисус и оказался в Иерусалимском храме, введя в недоумение священников. Другие тексты того же рода отправляют мальчика не к жрецам, а в общину ессеев. Там, считают их авторы, Иисус получил начальное образование. А третьи тексты гласят, что не было у него постоянных наставников. И что семья Иисуса, вместе с его дядьями, занималась ремеслом и торговлей на обширных египетских землях, не имея постоянного места жительства. Иными словами, все детство Иисуса прошло в путешествиях. Иудейский Назарет был всего лишь небольшой остановкой в этом изначальном странствии. Для Иисуса, не для его родных. Родные были счастливы, что вернулись в отчий дом. Иисус же жаждал большего. И он снова отправился в путь.

Спаситель в Тибете?

По одной из версий, Иисус решил путешествовать и набираться новых знаний сразу же после такой удачной беседы в Иерусалимском храме. Встретив индийский купеческий караван, он прибился к торговцам и отправился с ними в далекие восточные земли. Другая версия тоже дает нам адрес этих странствий - Индия и Тибет, но двумя годами позже. Несмотря на это расхождение, оба текста единодушны - двенадцатилетний или четырнадцатилетний юноша бежал из дома с чужими людьми. Поэтому о его жизни среди соплеменников нет никаких сведений буквально до последних ее лет. Лука пишет об этих «неизвестных годах жизни Иисуса» просто: он преуспевал в премудрости и возрасте, то есть учился. Но не пишет, однако, где. Сторонние тексты однозначно указывают нам на Индию. Что же он делал в Индии? Об этом лучше спросить священные индийские тексты, в которых Иисус известен под именем святого Иссы.

В «Жизни святого Иссы» рассказывается, что Иисус оказался в Джаггернате, где брахманы обучили его своему языку и толкованию древних Вед, научили его исцеляющим молитвам и воскрешению из мертвых, борьбе со злыми духами, ввергающими в безумие, и прочим тайным умениям, которые для иудейских соплеменников выглядели как чудеса, то есть юноша Иисус усовершенствовал знания, полученные в Египте.

Впрочем, подругой версии, озвученной писателем II века Цельсом, Иисус не был в Индии, а вернулся все в тот же Египет. И расширил свои познания все утех же египетских жрецов, которые по непонятной причине допустили к своим тайнам иудейского юношу. Цельс отводил на изучение египетских тайн срок в двадцать лет. Причем писатель давал пояснение относительно личности Иисуса - он не был полноценным иудеем, поскольку его отцом был грек Пандера. Само собой, последователи-христиане рассказ Цельса объявили поддельным и недостоверным - и именно из-за Пандеры. Какой еще Пандера, если отец Иисуса известен - и это Отец Небесный?! Но Цельс говорил с чужих слов: в Египет на обучение он «отправил» Иисуса по ясной причине -именно там его современники помещали землю мудрецов. Правда, египтяне почему-то не оставили о жреческом ученике Иисусе никаких сведений.

В Индии же свидетельств множество. И все достаточно древние. Вопрос в другом: к какому периоду жизни Иисуса они относятся - к странствиям в юности или к странствиям после смерти на кресте?

Посмертные странствия?

Есть два варианта индийских странствий: либо Иисус бежал после гонений и мнимой смерти, либо он ушел в Индию в отрочестве, вернулся и затем вынужден был снова покинуть дом - уже навсегда. Но в любом случае тексты единодушны: да, святой Исса побывал на Тибете и сам пришел в Лхасу, чтобы учиться у мудрецов. И многое он уже умел. Например, когда к нему принесли умершего ребенка, он вдохнул в него жизнь. Накладывая на больных руки, он тут же их исцелял. Имел полное представление о реинкарнации - понятии, совершенно чуждом как иудаизму, так и будущему христианству. А в «Пятом Евангелии», написанном кашмирским археологом, приводится свидетельство посещения Иисусом Кашмира: тамошний царь Шалияхан встретил в середине I века светлокожего человека в белом хитоне, который сказал, что он сын божий, рожденный от девственницы. И поскольку рукопись, рассказывающая об этом случае, датирована 115 годом, то и свидетельство это ценнее смутных рассказов Нового Завета.

Но как же? Ведь его же убили? Индийские тексты утверждают, что смерть Иисуса была мнимой. И вариантов чудесного спасения несколько. По одному из них, Иисус сумел войти на кресте в состояние самадхи, а индийский мудрец ощутил в тот момент, что это произошло, и «изловил» пребывающее в этом состоянии тело Иисуса, перенеся его по воздуху в Гималаи в полном здравии и затем вернув к жизни. По другому - когда стражники поверили, что «царь иудейский» умер, тело Иисуса разрешили забрать. Тут же оно было умащено целебными снадобьями и возвращено к жизни, после чего Иисус «воскрес» и поспешил навсегда проститься с неласковой к нему родиной, вернувшись в благодатную Индию.

В Индии также помещают и могилу Иисуса. Мусульманские смотрители могилы Розабал, расположенной в Шринагаре, считают себя потомками святого Иссы. Правда, ученых они в это священное место не допускают и на все просьбы исследовать могилу отвечают возмущенным отказом. Но в то же время они утверждают, что вместе с Иисусом в Индию пришла и его жена Мария Магдалина, и от них пошел род этих смотрителей.

А как же быть со свидетельствами Нового Завета? С явлениями Иисуса ученикам после распятия на Голгофе? Это, говорят те, кто очень хочет совместить евангельские рассказы с индийской долгой жизнью святого Иссы, не составляет труда объяснить. Просто Иисус не сразу покинул пределы Иудеи после мнимой смерти. Он должен был обязательно показаться ученикам и дать им надежду на будущее. Свою миссию по утверждению новой религии он уже исполнил и мог их покинуть. Отправившись в странствие, он несколько раз приходил навестить учеников, чтобы утешить их в их печали. Они так свято верили в его смерть, что могли поверить только в чудесное воскресение, а не в «организованное» чудо. По дороге в Индию он являлся и другим людям, но все считали, что он нисходит с небес, где теперь пребывает рядом со своим отцом. Зато в Индии ему объясняться по поводу Голгофы не пришлось: там его сразу признали святым и поверили в инсценированную им смерть. Исцелившись от нанесенных римскими палачами увечий, Исса жил в Индии долго и счастливо, много путешествовал, постигал тайные знания, исцелял, воскрешал и приносил людям радость и пользу. А христианство? Почему он не принес индийцам свет христианства?

Ответ на этот вопрос для христиан, наверно, безрадостен. Святой Исса не видел в христианстве никакого особого света. Он же был нормальным умным человеком. И не хотел быть богом.

(с) Андрей Волошко