среда, 17 июля 2013 г.

Крылатый дракон

Образ дракона в мировой мифологии появляется уже в период шумерской культуры. Трудно сказать, что послужило причиной рождения удивительного создания - то ли что-то подобное существовало на самом деле, а потом вымерло вместе с динозаврами и мастодонтами, то ли древнему человеку хотелось соединить небо и землю, и тогда из глубины воображения и появился загадочный зверь, имеющий лапы собаки, головульва и крылья птицы.


В китайской мифологии дракон - не хищный зверь, противостоящий Творцу, напротив, он добр, щедр и могуч. Это символ мужского начала (ян) и китайской нации в целом. В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок, а китайские императоры избрали дракона своим царственным покровителем.

Один из китайских мифов рассказывает, что Желтый император, предок всех китайцев, на исходе жизни обратился в дракона и взмыл в небеса. Кроме того, у настоящего императора должна быть родинка в форме дракона, а императорский трон многих династий назывался троном дракона. Во времена династии Цин китайский дракон украшал государственный стяг. Правители зорко следили за тем, чтобы тотемное животное не было растиражировано и обезличено: даже за ношение одежды с фигурами драконов обычный человек подлежал смертной казни.


У китайского дракона есть свое имя - его называют «лун». Так как это символ неба, он чаще всего изображался в синем цвете. Лун оберегает закон и порядок, охраняет императорскую власть и потому преисполнен благородства и сверхъестественной силы.

В жизни китайских монархов дракон присутствовал повсеместно, начиная с трона и кончая фигурками из дерева, бронзы, драгоценных камней и нефрита.

Этот дракон выполнен из металла - бронзовый страж императора в течение тысячи лет охранял покой своего венценосного хозяина. Он стал достоянием археологов в 1970-х годах, когда раскопали два погребальных комплекса Линшоу и Пиньшань. Найденная статуэтка - типичный образец искусства царства Чжуншань - карликового государства, существовавшего с VI века по 295 год до н. э. Ученые относят его к эпохе династии Чжоу, период царствования которой приходится на XI-III век до нашей эры. Они полагают, что царство Чжуншань было основано некитайской народностью, называемой «белые ди». Находки из погребального комплекса дают основания предполагать, что в этом царстве существовала самостоятельная культура, в которой творчески переплелись традиционные для древнекитайского искусства образы и способы их воплощения. Это позволило местным мастерам создавать фантастических существ, которые обладают живостью, выразительностью и производят впечатление реальных животных.

Бронзовый лун запечатлен древним мастером в состоянии активного недовольства и даже пробуждающейся ярости. Об этом говорят его оскаленная пасть, широко расставленные ноги и прижатая к туловищу пара мощных крыльев. В этой позе убедительно передана готовность к прыжку, к броску на того, кто осмелился нарушить покой отдыхающего императора.

В 295 году до н. э. царство Чжуншань было завоевано соседним с ним царством Чжао. Но даже после гибели государства в этой местности в течение многих столетий продолжала существовать художественная самобытность - там обрабатывали золото, драгоценные камни, выделывали шелк, а впоследствии открыли и секрет изготовления фарфора.

(с) Игорь Родионов