Ее считали самой красивой актрисой не только в родной Италии, но и во всем мире. Однако прежде чем удостоиться столь высокой оценки, ей пришлось выслушивать от режиссеров нелицеприятные советы - укоротить слишком длинный нос, скрыть слишком полные бедра, избавиться от «провинциального» неаполитанского акцента. Она не плакала, не впадала в ярость, но на эти добрые советы сжимала зубы и твердила бескомпромиссное «нет». И она победила...
София Шиколоне, родившаяся 20 сентября 1934 года в римском госпитале для неимущих, была настоящим уродцем. Во всяком случае, увидев девочку впервые, ее мать, незамужняя актриса Ромильда Виллани, горько разрыдалась. Она рыдала не только потому, что дочка была столь некрасива: судьба Ромильды складывалась отвратительно.
Трудные годы
Гражданский муж Ромильды, актер Рикардо Шиколоне, узнав, что его возлюбленная ожидает ребенка, поспешил отношения с ней разорвать, хотя официально девочку и признал. Денег у Ромильды не было, работы - из-за рождения дочери - тоже, впереди ждала нищета. Помыкавшись в Риме без всякой поддержки, девушка вернулась в родительский дом вместе с незаконнорожденным ребенком, что в те католические времена считалось почти что смертным грехом. На Ромильду глядели косо, а родители не упускали случая больно уколоть ее самолюбие. Отец Софии интереса к дочке не проявлял. Правда, спустя пару лет он посетил свою Ромильду, подумавшую было, что он наконец-то решил узаконить их отношения... но результатом вновь вспыхнувших чувств стала лишь сестра Софии, Анна Мария, которой Рикардо не соизволил дать даже своей фамилии.
Детство Софии Шиколоне прошло в неописуемой нищете в крохотном приморском городишке Поццуоли близ Неаполя, почти что деревне. Когда девочка слегка подросла, началась Вторая мировая война. В родном Поццуоли располагался военный завод -отличная цель для самолетов союзников. Девочка навсегда запомнила взрывы авиабомб. Война кончилась, когда Софии было одиннадцать лет. Чтобы хоть как-то справиться с послевоенной нищетой, ее мать открыла трактир. Над Софией, работавшей в нем официанткой, смеялись все местные дети. За страшную худобу и высокий рост они прозвали ее Зубочисткой. Но к четырнадцати годам «зубочистка» вдруг стала превращаться из гадкого утенка в прекрасного лебедя - она была высока, худощава, но необычайно красива. И Ромильда решила, что пришла пора Софии занять должное место в жизни: как-то она узнала о конкурсе красоты «Принцесса моря» и буквально притащила дочку туда. Первого места София не взяла, но попала в число двенадцати финалисток, получив в качестве приза пару рулонов обоев, билеты в Рим, оплаченный курс актерского мастерства в Неаполе и немного денег.
В Риме как раз проходил отбор красивых девушек в массовку для американского фильма. Ромильда тут же велела Софии собираться, и они отправились на кинопробы, которые прошли удачно. Так началась ее актерская карьера. Второй конкурс красоты оказался для нее успешнее - она завоевала титул «Мисс Элегантность», хотя была одета в платье, сшитое из розовых штор и покрашенные мелом старые туфли. София взяла второе место.
Прирожденная лицедейка
Оказавшись в Риме, София ни о чем так не мечтала, как о роли в кино. Любой роли, пусть совсем крохотной. Но ее услуги не требовались, приходилось довольствоваться съемками для иллюстрированных журналов. Она снималась во всем, что ей предлагали, даже в откровенно эротических кинолентах и рекламе. Вместе со стайкой точно таких же девушек, ищущих роли, она посещала все места, где собиралась кинематографическая тусовка. И как-то, придя в ночной клуб, София обратила на себя внимание достаточно известного к тому моменту продюсера Карло Понти. Тому было уже под сорок лет - невысокий, полный, лысеющий человек, которого изводила мысль, что у его партнера по продюсерской фирме есть собственная актриса, а у него таковой нет. Так что, увидев своеобычную Софию, Понти загорелся желанием сделать из нее актрису. Он сразу понял, что недостатков у девушки множество: она нестандартна, не умеет двигаться, говорит на чудовищном диалекте, коробящем уши образованного жителя столицы, но... Глаз оторвать от этой девушки Карло не мог. Вероятно, он видел себя в роли Пигмалиона, нашедшего свою Галатею. Так что Понти вручил Софии свою карточку, попросив заглянуть к нему. И юная актриса стала посещать его офис ежедневно. Она приходила к Карло как на работу. Скромно сидела в приемной и ожидала, когда ее позовут и предложат хоть какую-то роль. Удивленный ее терпением и настойчивостью, Понти стал учить Софию всему, что считал необходимым -он нанял ей преподавателя, чтобы помочь избавиться от акцента, приохотил к чтению серьезных книг, даже обучил красивой женской походке, заставляя двигаться по очень узкому проходу между шкафами с раскрытыми дверцами: София должна была плавным покачиванием бедер захлопывать дверцы, проходя мимо них!
Ученицей она оказалась понятливой. И тогда Понти стал предлагать свою находку режиссерам. Но те отказывались - София не соответствовала их понятиям красоты. Тогда-то и прозвучали те добрые советы - укоротить нос, похудеть, чтобы убрать жирок на бедрах, - на которые София ответила твердым отказом. Роли ей доставались небольшие и несерьезные, но кинематограф ее заметил. София Шиколоне теперь стала известна как София Лаззаро, сменив свою фамилию на более благозвучный псевдоним. А потом Понти удалось пристроить ее к талантливому Витторио Де Сика, у которого она сыграла в фильме «Золото Неаполя» и сразу же получила известность. В фильме «Чоча-ра» она должна была играть вместе с Анной Маньяни. По задумке режиссера Маньяни отводилась роль матери, а Софии - роль дочери. Однако Маньяни с такой «дочкой» играть отказалась: та была выше ее на голову. И Де Сика отдал Софии главную роль. У него она впервые взяла псевдоним, придуманный для нее вездесущим Понти - Софи Лорен. Карло заключил с Витторио контракт, предусматривающий съемки со своей актрисой не менее 2-3 раз в год. Она снималась у Де Сика более десяти лет и сыграла во многих его фильмах, среди которых такие как «Брак по-итальянски», «Вчера, сегодня, завтра», «Подсолнухи».
Синьора Понти
В отличие от публичной жизни, личная жизнь Софи Лорен складывалась гораздо сложнее. Мать с детства приучила ее не доверять мужчинам и сразу официально оформлять свои отношения. Но беда была в том, что мужчина, который так нравился актрисе, был женат: Софи Лорен влюбилась в своего продюсера Карло Понти. И после того как однажды Понти подарил ей кольцо со сверкающим бриллиантом, она поняла, что тоже любима. Софи стала добиваться, чтобы Карло развелся и женился на ней. Но делала она это весьма тонко, доводила Карло до нужного ей решения, применяя обычные женские хитрости. Она заставила Понти ревновать к американскому актеру Кэри Гранту, который одаривал ее презентами и цветами. Пикантная деталь: Софи и Кэри играли тогда влюбленных голубков. Понти не вынес. Он нашел страну, где можно было развестись без проблем, возникавших в католической Италии, в которой развод был запрещен, - Мексику. Там он оформил развод со своей женой и заключил брак с Софи. Она была счастлива, но недолго. Мексиканский брак оказался в Италии недействительным, а спустя год Мексика ввела новые правила заключения брака и развода супругов. И теперь Карло считался двоеженцем. В Италии их отношения приходилось скрывать. Понти писал в Ватикан с просьбой разрешить развод, но Ватикан всякий раз отказывал. Когда Софи и Карло, не выдержав этой пытки, наплевали на условности и стали появляться вместе, разразился страшный скандал. Все фильмы, в которых снималась Софи, были запрещены, а сами Понти и Лорен стали персонами, которых следовало сторониться. Италию им пришлось покинуть. И не только Карло и Софи, но и бывшей жене Понти. Французский президент предоставил им гражданство для решения семейного вопроса. Супругам Понти удалось развестись во Франции, и там же Карло в апреле 1966 года официально женился на Софи.
Брак их был долгим и счастливым, хотя для полного счастья Софи пришлось лечиться от бесплодия. Однако ей удалось дважды познать радость материнства. Так появились на свет ее сыновья - Карло и Эдуардо. Первый стал известным дирижером, а второй - режиссером. Муж синьоры Понти умер в 2007 году. Удивительно, но Софи была ему верна всю свою жизнь и на вопрос о возможном замужестве после его смерти ответила журналистам, что никогда его памяти не предаст...
(с) Андрей Васильев