суббота, 27 июля 2013 г.

«1С:Линк» — «безоблачный» сервис нового поколения

Ближе к завершению прошлого, 2012 г. фирма «1C» анонсировала, а затем и запустила в закрытую опытную эксплуатацию «принципиально новый сервис удаленной работы с информационными базами через Интернет». Новый сервис получил название «1C:Линк». Весной 2013 г. опытная эксплуатация была признана успешной, и к участию в ней были допущены все партнеры и пользователи «1C», имеющие действующий договор на информационно-техно-логическое сопровождение. В рамках статьи мы попробуем разобраться — что же представляет собой «1C:Линк», на удовлетворение каких потребностей он ориентирован, и какие выгоды может получить предприятие от работы с этим сервисом.


Не будет большим преувеличением заметить, что переход от классических технологий к облачным на сегодня является одной из основных тенденций развития отрасли информационных технологий. Старый слоган «Компьютер — это Сеть» наконец-то нашел воплощение в реальности — правда, уже без прямого участия владельца слогана, фирмы «Sun Microsystems». Для конечных пользователей эта тенденция означает постепенную, но неотвратимую замену вычислительных устройств (компьютеров) устройствами ввода и вывода информации (терминалами). Компьютеры, выполняя задачи хранения и обработки данных, обладают известной индивидуальной ценностью, терминалы же имеют только технические характеристики.


Но также следует заметить, что для разных отраслей человеческой деятельности быстрота проникновения облачных технологий различается весьма существенным образом. Например, личные коммуникации и организация личной информации — любой, вплоть до списка покупок в супермаркете — переехали в Сеть почти полностью. А вот про отечественную отрасль ведения учета и управления деловыми процессами этого не скажешь, количество пользователей облачных сервисов учета и управления пока не настолько велико, как хотелось бы вендорам.

Причины, по которым российские предприятия не торопятся «за облака», очевидны. Во-первых, это консервативность и общая инертность мышления, свойственная бизнесу (и не только российскому). «Работает? Вот и не трогай там ничего!» — принцип, безусловно, достойный, но далеко не универсальный. Во-вторых, наблюдается некоторая техническая отсталость, прежде всего коммуникационная. Далеко не каждое предприятие обеспечено широкополосным и надежным каналом связи даже в главных городах, а ведь при работе «за облаками» любой перебой связи означает полный простой информационной системы, со всем букетом неприятных последствий.

И в-третьих (последнее по перечислению, но, возможно, первое по важности), существует серьезная проблема доверия пользователя к вендору. Обычно ее формулируют фразой вроде «Отдать свои данные непонятно кому? Да ни за что». Проблему эта, в свою очередь, имеет под собой как субъективные, так и объективные причины. К субъективным причинам можно и нужно отнести иллюзорно высокую ценность информации, находящейся в учетной или управленческой системе. Разумеется, для руководителей и/или владельцев бизнеса утрата такой информации будет катастрофой, но отсюда вовсе не следует, что для каких-то других людей эта информация обладает хоть сколько-то значимой ценностью.

Гораздо хуже обстоит дело с объективным недоверием к вендору. В отличие от классической модели, где программное обеспечение отчуждается и передается под контроль пользователя, облачная предполагает абсолютную зависимость конечного пользователя от поставщика услуги. Пока поставщик поддерживает функционирование сервиса — программное обеспечение существует. Как только поддержка прекращается, вместе с ней прекращается и софт. Причин же для прекращения поддержки может найтись множество, от плановой зачистки направлений, признанных бесперспективными (Google Reader — мы тебя не забудем), до форс-мажоров вида «наш дата-центр внезапно смыло наводнением».

Но каковы бы ни были причины (неважно, действительные или надуманные), не позволяющие предприятию перенести средства учета и управления в облако, потребность предоставлять сотрудникам полноценный доступ к функциональности информационной системы «в любое время, из любого места» остается вполне актуальной. По сути, речь идет об эффективности управленческих процессов, т. е. о реальном конкурентном преимуществе.

Разумеется, технологическая платформа «1C:Предприятие 8» предоставляет предприятию-пользователю средства для обеспечения дистанционного доступа к информационной системе. От предприятия потребуется всего лишь развернуть и сконфигурировать Web-сервер, настроить взаимодействие Web-сервера с кластером серверов «1C:Предприятия», опубликовать на Web-сервере информационную базу и «выставить» созданную точку входа в Интернет, попутно приняв все необходимые меры для защиты от вторжений в локальную сеть предприятия извне.

Для крупных и/или специализированных предприятий, обладающих собственным парком серверного и сетевого оборудования, а также штатом квалифицированных системных администраторов, выполнение такой задачи не будет ни трудным, ни даже трудоемким. А вот относительно небольшие предприятия или предприятия, не располагающие специалистами и соответствующей техникой, ничего подобного организовать своими силами не смогут. Нужно будет привлекать стороннего исполнителя, т. е. превратить технологическую проблему в материальную. Причем на постоянной основе: обеспечение сетевой безопасности не относится к задачам класса «один раз настроили, да и забыли». И снова возникает проблема доверия, вручить стороннему специалисту ключи от своей информационной базы для руководителя и владельца бизнеса психологически ничуть не легче, чем переместить саму информационную базу на серверы сторонней организации.

Возникает серьезное противоречие: у предприятия существует потребность реализовать для информационной системы режим работы, «похожий на облако», но удовлетворение этой потребности является дорогостоящим и рискованным делом. Для устранения данного противоречия фирмой «1C» и был создан сервис «1C:Линк».

Каким же именно образом «1C:Линк» решает поставленную перед ним задачу? Основные возможности таковы.

1). Предприятие может предоставить дистанционный доступ к своей информационной системе любому из пользователей. Для работы с системой пользователю потребуется только терминальное устройство, подключенное к Интернету. Терминалом может служить любой компьютер (в том числе — планшетный), на котором можно запустить современный Web-браузер.

2). Информационная база остается на территории и под полным контролем предприятия. Никто из посторонних (включая технических специалистов фирмы «1C») не получает к ней доступа.

3). Ни один из компьютеров, на которых развернута информационная база, не становится доступен через Интернет. Не возникает никаких дополнительных рисков вторжения в локальную сеть предприятия извне. Не требуется внешний IP-адрес.

4). Сервис работает «поверх» межсетевых экранов и прокси-серверов без дополнительной настройки. Если с компьютера, на котором установлена информационная база, можно зайти на Интернет-сайт link.1c.ru, значит, с этой базой можно будет работать дистанционно через «1C:Линк».

5). Для настройки сервиса не требуется участия системного администратора, вообще не нужно обладать никакими специальными знаниями и умениями. Публикация информационной базы для работы через «1C:Линк» (как и отмена публикации, выполненной ранее) осуществляется нажатием одной кнопки — и это не метафора, кнопка действительно одна.

Причем для того, чтобы пользоваться сервисом, предприятию не потребуется приобретать дополнительное программное обеспечение, дополнительные лицензии и т. п. Сервис предоставляется фирмой «1C» по типовому договору информационно-технологического сопровождения (ИТС), несколько дистанционных подключений (два или пять, в зависимости от типа договора ИТС) осуществляется без дополнительной оплаты.

Важный момент, на который нужно обратить внимание: в противоположность облачным технологиям, внедрение сервиса «1C:Линк» ничего не меняет в существующей практике работы с информационными базами «1C:Предприятия». Базы по-прежнему располагаются на своих местах, привычные сценарии работы пользователей остаются теми же. Подключенная к «Линку» информационная система просто получает новое качество: мобильность пользователей.

Если рассмотреть возможные области применения сервиса «1C:Линк», то они окажутся ровно такими же, как и для любых других технологий дистанционного доступа к информационным базам «1C:Предприятия».

1). «Сотрудник вне офиса» (понятно, что здесь и далее под «сотрудником» понимается в том числе и руководитель). Задача подключиться к информационной системе и выполнить там какие-то действия может возникнуть в момент, когда сотрудник физически отсутствует (отгул, отпуск, больничный, командировка, что угодно). Понятно, что не каждый сотрудник будет обрадован возможностью экстренно включиться в рабочий процесс, находясь где-то под пальмами, но по этому вопросу мнения работника и работодателя вряд ли могут совпасть.

2). «Сотрудник на выезде». И дело не ограничивается одними только торговыми представителями. Например, продавцу или руководителю проектов на переговорах с потенциальным покупателем или заказчиком явно не помешает оперативный доступ к CRM-системе, базе документооборота и т. д.

3). «Сотрудник на домашнем режиме работы». Нельзя сказать, что подобная практика нашла широкое применение (как говорил один литературный персонаж — «смешно даже предполагать, что менеджеры среднего звена допустят подчиненных до технологии, упраздняющей само понятие „менеджер среднего звена"»). Тем не менее возможность за считанные минуты предоставить ключевым сотрудникам «домашнее рабочее место» обладает для бизнеса известной ценностью, хотя бы как инструмент управления рисками.

4). «Территориально удаленное подразделение». Классический случай, не требующий пояснений. Подключение через «Линк» является отличной альтернативой распределенной информационной базе, правда только при наличии стабильного канала связи. Если отказ дистанционного доступа в систему у отдельно взятого сотрудника можно считать досадной случайностью, то выпадение из процесса целого подразделения уже проходит по категории прямых убытков, и это нужно учитывать при планировании работы с сервисом.

5). «Гостевой доступ в систему». Практически полное повторение первого пункта, но только для сотрудника дружественной организации (покупатель, поставщик, партнер). Здесь большое значение имеет фактор времени: дистанционный доступ к информационной системе может быть предоставлен моментально, а затем так же моментально отключен.

Теперь несколько слов о техническом устройстве и принципе действия сервиса.

Установка на целевой компьютер всех требуемых компонентов выполняется автоматически (под «целевым» здесь понимается компьютер, на котором установлена платформа «1C:Предприятие 8» и который будет служить «точкой входа в базу» для внешних пользователей). От пользователя потребуется только зарегистрироваться на сайте link.1c.ru, загрузить и запустить Мастер публикации «1C:Линк».

Мастер публикации, в свою очередь, загрузит из Интернета и установит следующие программные компоненты:

• Web-cepeep Apache. Требуется для обслуживания запросов внешних пользователей к информационной базе.

• Агент «1C:Линк». Необходим для установки защищенного туннеля между целевым компьютером пользователя и серверами «1C:Линк».

• Java Runtime Environment. Требуется для работы «Агента».

Все компоненты устанавливаются и настраиваются прозрачно для пользователя. После установки пользователь выполняет публикацию выбранных информационных баз посредством той самой единственной кнопки, и на этом все подготовительные действия заканчиваются — сервис готов к работе.

Принцип действия сервиса крайне прост:

• Агент «1C:Линк» создает внутри обычного HTTP-соединения защищенный туннель для подключения целевого компьютера к серверной инфраструктуре «1C».

• Весь трафик, передаваемый посредством туннельного протокола, шифруется. Это следует отметить особо: между целевым компьютером и удаленным терминалом пользователя нет ни одного участка, где трафик подвергался бы дешифровке. Таким образом, перехватить информацию не смогут даже сотрудники фирмы «1C», владельца сервиса.

• Удаленный пользователь подключается к информационной базе посредством тонкого или Web-клиента «1C:Предприятия». Причем подключение производится по адресу, расположенному в домене link.1c.ru (каждый пользователь получает там свой персональный домен четвертого уровня).

• Работа внешних пользователей с базой возможна, только когда на целевом компьютере запущен Агент «1C:Линк». Соответственно, чтобы блокировать работу внешних пользователей, достаточно просто отключить «Агент».

• Клиентские лицензии «1C:Предприятия» для удаленных сеансов используются точно таким же образом, как если бы подключение к базе производилось без участия сервиса «1C:Линк».

В сущности, сервис «1C:Линк» представляет собой транспортное средство. Это своего рода «коммуникационная труба», которая позволяет открыть доступ к информационной базе внешним пользователям — быстро, безопасно и максимально просто.

Нужно сказать несколько слов и об ограничениях сервиса — их немного, но они все-таки есть. Первое: подключиться к информационной базе через «Линк» можно только тонким или Web-клиентом «1C:Предприятия», т. е. конфигурация информационной базы обязательно должна поддерживать работу в режиме управляемого приложения. И второе: «Агент 1C:Линк» на сегодняшний день работает лишь в операционной системе Microsoft Windows.

Возможно, правильнее было бы вместо термина «ограничения» употребить термин «потенциальные возможности» — сервис появился совсем недавно и обязательно будет развиваться. Обеспечение работы внешних пользователей с «толстым клиентом» и версия «Агента» для операционной системы Linux выглядят логичными и очевидными направлениями для развития сервиса.

Таким же очевидным направлением развития представляется функция доступа через «Линк» к Web-сервисам, развернутым в целевой информационной базе. Внешним пользователем при этом будет выступать не живой человек, а другая информационная система — но системам, так же как и людям, для успешного взаимодействия требуются надежные, безопасные и простые в управлении средства коммуникации.

Подведем итоги. С выводом на рынок сервиса «1C:Линк» можно утверждать, что фирма «1C» обеспечила практически полное покрытие нужд и требований своих пользователей в части организации мобильного доступа к информационным системам, построенным на платформе «1C:Предприятие». Пользователям «1C» доступны «классическая», «облачная», и «безоблачная» модели работы, а также любые гибриды этих моделей.

Главное же впечатление от знакомства с возможностями «1C:Линк» таково: этот сервис был создан вовсе не за тем, чтобы просто поставить галочку в соответствующем пункте плана маркетинговых мероприятий. «Линк» обладает серьезным потенциалом и принесет реальную пользу огромному количеству пользователей «1C:Предприятия».

Ну и поскольку текст адресован в первую очередь именно пользователям «1C», действующим или потенциальным, завершающая фраза на этот раз будет очень лаконичной: link.1c.ru.

(c) Никита Зайцев