воскресенье, 23 июня 2013 г.

Чалма над пиренеями

После смерти пророка Мухаммеда власть в Арабском халифате в 661 году перешла к династии Омейядов (по названию рода омейя из арабского племени курайш). При них границы халифата со столицей в Дамаске расширились от Средней Азии до Атлантики. Именно они завоевали Северную Африку (Магриб), обратив в ислам значительную часть местных берберов.

Арабов, завоевавших Испанию, называют маврами. На самом же деле мавры - берберские племена, которые отличались особым фанатизмом и воинственностью и вошли в арабское войско, двинувшееся в Европу.


Приглашение... захватчиков

В 711 году одна из вестготских группировок на территории Пиринейского полуострова призвала на помощь арабов и берберов из Северной Африки. Мавританским корпусом руководил генерал Тарик ибн Зияд. В первом же сражении войска Тарика разбили вестготов. Вестготы за два столетия до мавров тоже пришли в Испанию, как захватчики создали в Иберии государство с центром в Толедо. Поэтому они не имели поддержки среди местного населения и не смогли оказать достойного сопротивления новым завоевателям. С тех пор название «Гибралтар» (в переводе - «Гора Тарика») навсегда осталось на карте мира.

Гибель последнего короля вестготов Родериха в 713 году в битве у Сегоюэлы предрешила судьбу Вестготского королевства. Арабы заняли Севилью и Кордову, затем - Толедо и Барселону, а через два-три года к халифату был присоединен почти весь Пиренейский полуостров, за исключением гористых районов Галисии и Астурии. Завоевание полуострова маврами всего за несколько лет - удивительный пример военного искусства и быстрого распространения ислама. После того как Вестготское королевство пало, Испания почти целиком вошла в состав Арабского халифата.

Когда же в 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов, уцелевшие представители Омейядов бежали из Дамаска. Среди них оказался и внук халифа Хишама юный Абдар-Рахман (Абдаррахман), который вместе со своими сторонниками добрался до испанской Кордовы и основал здесь государство. Образованная в 756 году держава получила название Кордовский эмират, или по-арабски -Аль-Андалус. Так в истории Испании появилась новая мусульманская страница.

Под властью полумесяца

В арабской Испании жили вестготы, арабы, берберы, евреи и другие народы.

Мавры (арабы) в первое время обходились с местным населением очень милостиво. Они не трогали их имущество, язык и религию. Новые правители позволяли либо принять ислам, либо платить подушную подать сверх поземельного налога. Мало того, христиане и иудеи могли даже занимать административные должности и делать карьеру. При этом они освобождались от военной службы. Соседство мечетей, церквей и синагог в Кордове и других городах эмирата стало обыденным явлением. В то же время переход в ислам приносил существенные выгоды. Поэтому некоторые христиане и иудеи становились мусульманами, а рабы, приняв ислам, становились свободными людьми.

Арабы начали возделывать не известные ранее в Испании культуры: рис, финики, гранаты и сахарный тростник. Стало широко применяться орошение, было введено шелководство, расширились виноградарство и овцеводство. Началось разведение шелковицы, и по производству и экспорту шелка страна заняла ведущее место в Европе.

Наибольшего политического могущества Кордовский эмират достиг при халифе Абдар-Рахмане III (912-961 годы). Ему удалось усмирить арабские и берберские кланы и в результате достигнуть значительной централизации управления. Серьезные военные успехи принесли ему огромную популярность, на волне которой он в возрасте 21 года принял титул халифа и «главы правоверных», присоединив к своему титулу почетное имя «Тот, кто победоносно сражается за веру Господа».

У Абдар-Рахмана III была большая боеспособная армия и самый могущественный на Средиземном море флот. Все европейские короли стремились заключить с ним союз. Арабская Испания превратилась в политический и культурный центр Европы, а Кордова стала одной из самых блестящих ее столиц.

Но в 976 году на трон Кордовского эмирата сел малолетний и не способный к управлению Хишам II (976-1013 годы). При нем власть в стране захватывает Мухаммад ибн Аби Амир, вошедший в историю под именем аль-Мансура (в переводе с арабского «победитель божьей милостью»), или Альмансор.

Пыль походов в могиле

Аль-Мансур происходил из знатной семьи. С помощью любимой жены Хакама II, Авроры, басконки по национальности, он добился больших милостей от халифа и стал первым министром (хаджибом) при его сыне. Воспользовавшись малолетством Хишама II (ему было 12 лет), он правил от его имени совершенно самостоятельно. «Царствование» аль-Мансура известно военными победами (ему приписывают 57 успешных походов, в основном против Леона и Кастилии). Обратив оружие против христиан, он одержал несколько побед подряд и стал грозой для различных королевств Испании.

Но именно аль-Мансур совершил роковой поступок, когда в 997 году разграбил базилику с мощами апостола Иакова в городке Сантьяго-де-Компостела. Правда, по его приказу саму гробницу оставили в неприкосновенности, но колокола на плечах пленных христиан были доставлены в Кордову, где их превратили в светильники в главной мечети города. Этот акт вандализма сплотил христиан и резко настроил их против мавров, предопределив их изгнание. В результате походов аль-Мансура в Испании фактически независимыми остались лишь часть Астурии, Галисии и Кастилии.

В 1002 году аль-Мансур умер. Сохранилась легенда, что его тело в могиле было засыпано пылью, которую выбили из его походной одежды. Этой пыли был собран целый сундук. В итоге заботы об укреплении мощи халифата пали на его сына Музаффара. Переход верховной власти к представителям фамилии аль-Мансура возмутил многих. С этого времени страна ввергается в междоусобицы. На развалинах Кордовского халифата стали создаваться мелкие независимые государства, которые постоянно воевали между собой. Кордова сохраняла свою самостоятельность вплоть до 1070 года, когда была подчинена эмиром Севильи.

Расцвет Кордовского халифата

Наивысшего расцвета Кордова достигла в X веке во времена Кордовского халифата. По данным средневековых источников, в городе проживали около миллиона жителей, насчитывалось около 200 тыс. домов и около 4 тыс. бань, множество ремесленных мастерских и лавок. Город славился производством керамики, изготовлением тонкой кожи и изящных тканей, цветной керамики, тончайших изделий из золота, серебра, хрусталя и слоновой кости.

В арабском мире, а затем и во всей Европе Кордову называли «вторым Багдадом», «украшением мира» и «обителью наук». Кордовский университет в IX-X веках был знаменитейшим в Европе, здесь обучались около 10 тыс. студентов из разных стран Запада и Востока. Практически все население города (включая и женщин) было грамотным. В городе насчитывалось около 70 библиотек. Самой большой была библиотека халифа аль-Хакима II: она насчитывала около 600 тыс. томов.

Кордовские халифы, сами весьма образованные люди, покровительствовали искусствам и наукам. При дворе в Кордове работали знаменитые филологи, историки, философы, врачи и поэты. Были созданы астрономические и медицинские центры, обширные библиотеки, велась работа по переводу и комментированию греческих философских текстов из почти забытых европейцами сочинений Платона, Аристотеля, Евклида и Гиппократа.

Активность халифов распространялась и на область архитектуры. В центре города по приказу эмира Абдаррахмана была построена Соборная мечеть (Мескита) с ажурными мраморными арками и изысканной мавританской мозаикой. Кордовские правители также уделяли много внимания поддержанию дорог, мостов, водоснабжения и строительству укреплений. Современники называли мусульманскую Испанию «украшением мира». Но к концу XV века христиане отвоевали у арабов весь Пиренейский полуостров, а изгнанники нашли приют в Турецкой империи Османов. Однако память о многовековом мавританском периоде в истории страны не исчезла. Она навсегда осталась в архитектуре и искусстве, поэзии и музыке, изысканной кулинарии, богатейшем фольклорном наследии, да и в самом испанском языке, в который вошло множество арабских слов.

(с) Евгений Яровой