суббота, 2 августа 2014 г.

На высоких оборотах

турфирма «Нева»

Серия знаковых банкротств, которые потрясли российский турбизнес в июле, в очередной раз ставит вопрос об эффективности существующей системы страхования ответственности туроператоров. Фингарантии, которые все они по закону обязаны иметь, вовсе не обеспечивают возвращения туристам денег за сорванную поездку.

В последние годы с рынка один за другим вылетают старейшие и опытнейшие представители туроператорского цеха, бывшие когда-то зачинателями целых туристических направлений. Симптоматичным для российской отрасли давно стало и то, что туроператоры выбирают для банкротства середину лета: на годовом пике выручки и перед пиком проплат в сторону контрагентов — отелей и авиакомпаний. «Сейчас на рынке осталось примерно 20-25% компаний, начинавших бизнес в 1990-е годы, — отмечает Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР). — Старейшие компании не выдерживают конкуренции».


Туроперейтинг на выездных направлениях — бизнес очень оборотистый (средняя стоимость тура — что-то около тысячи долларов) и низкомаржинальный (1-3%). При этом, зарабатывая в среднем лишь $10-30 с человека, туроператор серьезно рискует: каждое непроданное кресло из блока мест на чартере — чистый убыток в $300 и выше, в зависимости от направления. Залезать поглубже в «оборотку» и кредиты и существовать в таком режиме на протяжении многих сезонов — в традициях этого адреналинового бизнеса.

Этот июль не стал исключением: сначала о приостановке деятельности «в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами» объявила турфирма «Нева» (год основания — 1990-й), затем — «Роза ветров Мир» (в свое время «отпочковалась» от старейшего частного туроператора в России, основанного в 1988 году — «Розы ветров», и отправилась в самостоятельное плавание). По данным самой «Невы», на момент краха за рубежом по ее линии находилось около 6,3 тыс. туристов, а на будущие заезды было продано еще 17 тыс. путевок. Масштаб деятельности «Розы ветров Мир» был значительно меньше: пострадавших, по предварительным оценкам, около 800 человек. Всем туристам предложено обращаться за возмещением в страховые компании, которые застраховали гражданскую ответственность туроператоров. Но практика предыдущих банкротств показывает: есть риск, что возмещение получат далеко не все — и не всё.

Примечательно, что одним из архитекторов ныне действующей системы фингарантий в российском туризме когда-то выступил именно основатель турфирмы «Нева» Владимир Стржалковский. Родом из Ленинграда, бывший офицер КГБ СССР и личный знакомец Владимира Путина, он ушел из бизнеса во власть еще в 1999 году, а в 2004-2008-м руководил Федеральным агентством по туризму. Некоторые представители турбизнеса называли его тогда лоббистом интересов крупных туроператоров в чиновничьем кресле, и именно на его деятельность списывали ряд «странностей» созданной в 2007 году системы фингарантий для туроператоров. «Странности» по большому счету сводились к тому, что фингарантии избыточны и обременительны для небольших туроператоров (например, нишевых) — и притом явно недостаточны, чтобы полностью застраховать ответственность крупных. Российский союз туриндустрии тогда активно выступал против принятия закона о фингарантиях в такой форме. Это даже вызвало размежевание в отрасли: крупные игроки организовали АТОР — собственное объединение (его члены сейчас обслуживают примерно 80% турпотока за рубеж), которое поддержало законодательную инициативу.

Нынешние требования по размеру финансового обеспечения туроператоров (в виде банковской гарантии или договора страхования ответственности) таковы: 30 млн рублей для тех, у кого оборот по выездному туризму за предыдущий год не превосходил 250 млн, и 12% от оборота по выездным программам, если названный порог был превышен.

Созданный механизм фингарантий оказался довольно медленным. Например, туристу, заранее оплатившему поездку, в большинстве случаев приходится дожидаться официальной даты начала тура, чтобы доказать страховой компании факт неисполнения обязательств со стороны туроператора. Только тогда случай признается страховым и можно подавать заявление на возмещение; после этого страховой компании по закону отводится 30 дней на рассмотрение и принятие решения. Туристы же, которых финансовый крах туроператора настигает уже в поездке, попадают в совсем неловкое положение: их нередко заставляют на месте вновь оплатить отель, авиаперелет, трансфер, за которые не перевел деньги банкрот. Чтобы оперативно решать подобные проблемы, в 2012 году было создано объединение операторов в сфере выездного туризма «Турпомощь» — с принудительным членством и компенсационным фондом, в который туроператоры ежегодно перечисляют взнос в размере 0,1% оборота по своим программам выездного туризма, но не менее 100 тыс. рублей. Кстати, эту «кубышку» впервые за два года распечатали именно для того, чтобы помочь решить проблемы туристам «Невы».

Эксперты называют разные причины банкротства «Невы». Общее падение продаж в отрасли, которое началось еще зимой, снижение курса рубля, ожесточенный демпинг, охвативший рынок, — перечисляет Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата», специализирующегося на услугах туристическому рынку. «Роста рынка не было, так что им не удалось покрыть кассовый разрыв из оборота, — говорит он. — В условиях демпинга чем больше у туроператора клиентуры, тем сильнее растет его долг». Среди клиентов «Невы» традиционно было много госслужащих, чиновников и представителей силовых ведомств, так что, возможно, сыграл свою роль также президентский запрет на отдых за границей для этих категорий. «Думаю, на все это наложилось неправильное квотирование отелей и авиаперевозки менеджментом «Невы», — полагает другой отраслевой эксперт.

Ответственность «Невы» была застрахована на рекордную по меркам российской туриндустрии сумму — 454 млн рублей. И все равно многие представители отрасли, прикидывая объемы туроператора, склоняются к тому, что этих денег не хватит на выплаты всем туристам: по некоторым оценкам, потребуется раза в полтора больше. Но есть еще одна интересная деталь. Предыдущий договор о страховании ответственности «Невы», который был заключен со страховой компанией «СОГАЗ» (рейтинг надежности — А++), истек за две недели до приостановки деятельности. Новый турфирма заключила с небольшой страховой компанией «Восхождение» (рейтинга не имеет; по данным бухгалтерской отчетности, чистая прибыль в прошлом году — 4,5 млн рублей, уставный капитал — 156 млн). Компания малоизвестна на рынке, а история и миссия «Восхождения» на сайте (милая подробность!) почему-то изложены в стихах: «Стихия ей [компании. — Прим. ред.] досталась не из легких — / Ручательство давать за жизнь и за товар, / А в случае событий у клиента горьких, / Терять с наваром вместе гонорар». В состоянии ли страховая компания выполнить свои обязательства перед туристами «Невы», раз уж пришел такой горький момент потерять «с наваром вместе гонорар»? К моменту отправки в печать этого номера «Бизнес-журнала» представители «Восхождения» не смогли ответить на запрос, было ли перестраховано «ручательство» компании по договору страхования ответственности с «Невой».

В этой связи эксперты вспоминают историю с банкротством туроператора «Капитал Тур» в 2010 году, когда СК «Инногарант» попросту отказалась выплачивать пострадавшим туристам компенсации, предпочтя обанкротиться вслед за оператором.

Фактически крах каждого крупного туроператора показывает изъяны существующей системы фингарантий. А о потерях агентств — розничных партнеров обанкротившихся туроператоров — вообще в непрофильной прессе никто не упоминает. Им нередко приходится либо возвращать деньги клиентам за сорванный оператором тур из собственного кармана, либо судиться с ними.

Громкие банкротства всколыхнули в отрасли новую волну обсуждений механизма фингарантий. Игроки рынка вспоминают прежние идеи, которые обсуждались еще в 2006-м, но не были услышаны лоббистами. «Самое разумное — это страхование каждого проданного тура, наподобие медицинского страхования туристов или ОСАГО для водителей, — полагает Алексей Цыганов, коммерческий директор туроператора «Атлантис Лайн» (входит в наблюдательный совет объединения «Турпомощь»). — В этом случае при покупке путевки туристу сразу выписывается страховка от неисполнения обязанностей со стороны туроператора или авиакомпании. При таком механизме отпали бы все проблемы как с компенсациями пострадавшим туристам, так и с возвратом на родину тех, кто по вине туроператора застрял за границей». Эксперт уверен, что техническая реализация этой идеи будет несложной, поскольку вся необходимая инфраструктура давно существует: сейчас она обслуживает систему медстрахования путешественников (круглосуточные колл-центры, ассист-компании за рубежом и т. д.). «Если туриста не заселяют в гостиницу согласно ваучеру туроператора, ссылаясь на неоплату, то страховщик через своего ассистента просто оплачивает эти расходы согласно страховке, а уже потом разбирается по этому случаю с туроператором, — говорит Цыганов. — При таком механизме решаются все те проблемы, которые не могут решить современные институты по защите туристов — система фингарантий и проект «Турпомощь». Ведь фингарантии сейчас совершенно не обеспечивают покрытия всех претензий со стороны пострадавших туристов, так как их размер не привязан к реальному обороту туроператора». Кроме того, у туррынка много вопросов по поводу состоятельности самих страховых компаний, страхующих ответственность туроператоров. «Давно идет речь о создании некого «клуба» страховщиков, работающих с турбизнесом, для обеспечения коллективной солидарной ответственности за своих членов — либо об обязательном перестраховании рисков по фингарантиям», — считает Алексей Цыганов.

Банкротство турфирмы «Нева» уже в силу ее больших масштабов станет серьезным тестом для системы фингарантий. Насколько цивилизованным окажется уход компании с рынка и сработает ли в ее случае система в штатном режиме? Ждать осталось не очень долго. После этого и можно будет делать вывод, не пора ли корректировать защитные механизмы в российском туроперейтинге.

(с) Александр Гордиец