суббота, 26 декабря 2015 г.

Чарльз де Линт. Зверлинги. В тени другого мира

Чарльз де Линт. Зверлинги. В тени другого мира
Старшеклассник Джош внезапно обретает способность превращаться в пуму. Теперь он один из зверлингов - полулюдей-полузверей, которыми очень интересуется правительство...

Первая за много лет книга Чарльза де Линта на русском — само по себе событие, а уж то, что именитый магический реалист вдруг взялся за подростковое фэнтези, - вообще из ряда вон. Если бы не имя автора на обложке, стоять бы этому томику где-то между «Сумерками» и «Академией вампиров». Он и начинается вполне типично для этого жанра: подросток со сложной семейной ситуацией, находясь «в состоянии аффекта», неожиданно превращается в животное и обретает суперспособности — звериные слух и обоняние, которые работают даже тогда, когда он в человеческом облике.

За этим должна была последовать история очередного малолетнего Избранного — учёба в спецшколе, или работа в спецслужбах, или то и другое сразу. Но де Линт, похоже, незнаком с классикой жанра - а может, сознательно её игнорирует. Здешние «зверлинги» (в оригинале они wildlings — как Одичалые у Джорджа Мартина), хоть и обладают нечеловеческими свойствами, совсем не тянут на супергероев. А закрученный сюжет с интригами спецслужб, конечно, занимает немалую часть читательского внимания, но автор ясно даёт понять, что он не основной.

На самом деле де Линт пишет не подростковое фэнтези — оно у него случайно получилось, просто в силу того, что главные герои — тинейджеры. Он создаёт очень узнаваемую историю в своём стиле - разве что действие перенесено из канадского Ньюфорда в калифорнийский городок Сан-Фелис. Но почти все любимые «пунктики» автора есть и здесь: индейская мифология, отношения человека и природы, тема «странных» людей, не вписывающихся в современное общество... Пожалуй, не хватает только зыбкой атмосферы на грани сна и реальности, которой украшен Ньюфордский цикл: калифорнийское солнце делает происходящее слишком чётким, а угловатые и ершистые герои-подростки, требующие прямоты и откровенности, не признают полутонов.


Как всегда, де Линт уделяет пристальное внимание персонажам — заметно, что он их любит и старается показать с самых разных сторон. Герои вынуждены решать не только мистические, но и самые обычные вопросы, осложняющие жизнь всех подростков: первая влюбленность, отношения с друзьями, семейные трудности, неприятности в школе и на улице... Одним словом, им приходится взрослеть — а делать это, зная, что ты сам или твои друзья внезапно оказались оборотнями, ещё сложнее. Впрочем, проблему своей навязанной «избранности» Джош решает очень по-взрослому — и это вызывает ещё большее уважение к автору, не признающему банальных ходов.

Мало-помалу из череды хлёстких диалогов, скрупулёзных описаний чувств и переживаний героев, экскурсов в историю и мифологию, редких остросюжетных эпизодов проявляется, как рисунок на стекле, «второе дно» подросткового цикла де Линта. И становится понятно, что зверлинги — не просто оборотни. Они - метафора «других», странных и непохожих на большинство, маргиналов и аутсайдеров. Тех, кто чем-то выделяется — цветом кожи, социальным положением, жизненной позицией, сексуальной ориентацией... Разные зверлинги в романе выстраивают разные отношения со своей «животной» идентичностью: кто-то безоговорочно её принимает, кто-то становится врагом людей, кто-то скрывает свою природу, а кого-то необходимость её скрывать заводит в петлю в буквальном смысле слова... Встреча людей и зверлингов - это знакомство большинства с меньшинством, и исход этой встречи зависит от взаимных усилий обоих. И тут «Зверлинги» заставляют вспомнить телесериал «Настоящая кровь», где легализованные в обществе вампиры стали настоящим экзаменом человечества на толерантность. Зверлинги - ещё один такой экзамен. Де Линт не просто так сводит в одной компании подростков из разных семей, с разным цветом кожи и взглядами на жизнь, — волей-неволей они учатся понимать друг друга и пытаются примирить непримиримое. «В тени другого мира» - лишь завязка истории, разгадка тайн ещё впереди, но надежда на то, что взаимопонимание людей с «древним народом» всё-таки будет достигнуто, уже есть.

Очень «чарльзделинтовская» история, с которой вполне можно начать знакомство с автором. Давние поклонники тоже разочарованы не будут.