суббота, 26 декабря 2015 г.

Бен Х. Уинтерс. Последний полицейский

Бен X. Уинтерс. Последний полицейский
Столкновение Земли с небесным телом — один из самых популярных апокалиптических сценариев. Его преимущество в том, что о приближении конца света героям становится известно заранее, и автору есть где развернуться. Ну и один из самых распространённых способов избежать наказания за убийство в детективах - выдать его за самоубийство. Бен Уинтерс, мастер мэшапа, попытался сметать эти ингредиенты на страницах своего романа.

Да простят меня дорогие издатели, но начну с обложки. Точнее, с одной из деталей оформления. Знаю, дурной тон для рецензента, но никуда не денешься: больно уж бросается в глаза. Догадываюсь, что этого потребовали правообладатели, но написание имени Бена Уинтерса со средним инициалом «X.» вызывает у русскоязычного читателя примерно такую же реакцию, какую вызвала бы у англосаксов фамилия «факов». То есть сходу настраивает на глумливый, подчёркнуто несерьёзный лад. И если в случае с «мэшап-романами» Уинтерса «Разум и чувства и гады морские», «Андроид Каренина») такой подход отчасти оправдан, то новая вещь вряд ли должна вызывать у публики подобные эмоции.

История, которая разворачивается на страницах этой книги, окрашена в мрачные, траурные тона. Действие происходит в мире, стоящем на пороге апокалипсиса. К нашей планете на всех парах несётся астероид Майя, который скоро врежется в Землю и уничтожит цивилизацию, погрузив мир в многовековую «ядерную зиму». Спасения нет. Всё уже просчитано учёными и оглашено с высоких трибун. У человечества осталось несколько месяцев - впереди лишь тьма, небытие, тотальное уничтожение. Главный вопрос на повестке дня - как провести скудный остаток жизни. Вариантов, если верить Уинтерсу, не так уж много. Одни герои уходят в загулы, запои и оргии, заглушая отчаяние алкоголем, наркотиками и нетрадиционным сексом. Другие срываются с места, чтобы осуществить то, о чём мечтали всю жизнь. Третьи вступают в тоталитарные секты и подпольные радикальные кружки, которые сулят чудесное спасение в последнюю минуту. Четвёртые просто кончают с собой. И только небольшая часть землян продолжает жить как ни в чём не бывало. Ходить на работу, проводить вечера с семьёй, делать своё дело старательно и упорно. К их числу принадлежит и главный герой романа, молодой детектив Генри Пэлас, недавно выслужившийся из патрульных. В отличие от большинства коллег, впавших в апатию и меланхолию, он и на волосок от апокалипсиса остаётся настоящим полицейским.


Несколько месяцев назад его родной город захлестнула эпидемия самоубийств. Одним удавленником больше, одним меньше - копы давно перестали заводить дела по такому случаю. Но когда во время очередного дежурного выезда Генри обнаруживает в туалете «Макдональдса» подозрительного суицидника, он вцепляется в это дело, как фокстерьер в лисий загривок, - и интуиция его не подводит...

Заявка, согласитесь, многообещающая. Тут вам и притча о человеке-на-своём-месте, и психологический триллер, и социальный гротеск, и детектив, и эсхатологическое исследование, и метафора жизни вообще, которая, как ни крути, неизбежно закончится смертью... Но потенциал так и остался нераскрытым. Больно уж надуманно, искусственно всё это выглядит в исполнении автора: «он пугает, а нам не страшно». В романе нет ничего, что заставило бы не просто абстрактно посочувствовать главгерою, но поставить себя на его место: эмпатическая связь не возникает, вот где проблема. Беда и с другими «крючками», которые, по идее, должны цеплять читателя: ни драйва, ни напряжённого психологического конфликта, ни мелких вкусных деталей, ни стилистического блеска, ни тонкой литературной игры... Линейно, предсказуемо, уныло. Не то чтобы плохо — но определённо и не хорошо. Начинать новую книжную серию с такого текста, ни тёплого, ни холодного, мне кажется, не самая удачная идея. Или издатели надеются, что читатель купится на имя автора - ну, в том самом написании?

Детективная история, которая не интригует, на фоне апокалипсиса, который не пугает. Взять лучшее от обоих жанров у Бена Уинтерса не получилось.