Раскройте потенциал вашей памяти. Это простое и надежное руководство, проверенное временем, поможет развить воображение и улучшить результаты на работе, в учебе и спорте.
После прочтения книги вы сможете:
- легко запоминать телефонные номера, данные и информацию о встречах;
- без труда учить иностранные слова и фразы;
- читать быстрее и лучше усваивать прочитанный материал;
- сразу понимать и запоминать лекции и уроки, быстрее осваивать материал при самостоятельных занятиях;
- легче налаживать связи, помнить о днях рождения, важных датах и другой информации, связанной с собеседником.
Это книга для всех, кто хотел бы развить свою память и память своих детей.
Глава из книги:
Развитие памяти у детей
Дж. Л.: Мои сын и дочь - Джефу девять, а Джули восемь - умеют легко и быстро запоминать разные вещи - в последовательности и по номерам. В общем, они у меня крутые.
Г. Л.: Когда моему сыну Бобби исполнилось пять, я попытался научить его запоминать десять предметов в определенной последовательности, и он справился с заданием, смог уверенно назвать все десять предметов в прямом и обратном порядке. Мало того, он нашел это интересным!
Не так давно я попробовал объяснить систему колышков во время детского телевизионного шоу - средний возраст публики был семь лет. Ребята запомнили по номерам десять предметов - по порядку номеров и вразбивку.
Дж. Л.: До того как моя дочь усвоила системы запоминания, у нее была большая проблема - она не могла отличить правое от левого. Когда я спрашивал ее: «Джули, где твоя правая рука?» - она вставала, торжественно произносила клятву верности флагу и клала на грудь правую руку, потом поднимала ее и отвечала: «Вот она, папа».
У маленьких детей обычно не возникает никаких трудностей с воображением и формированием смешных ассоциаций. Они не только легко с этим справляются, но и получают удовольствие от самого процесса. Если у вас есть дети, познакомьте их с некоторыми идеями нашей книги — это поможет направить их воображение в полезное русло и усилит способность к концентрации внимания. При этом сами они не будут, естественно, осознавать, что это называется сосредоточенностью.
Систему формирования ассоциативных связей надо превратить в увлекательную игру. Например, во время поездки на машине предложите им соревнование: кто быстрее запомнит список каких-либо предметов или кто запомнит больше всех предметов.
Если вы хотите научить ребенка игре с запоминанием предметов по номерам, но он слишком мал, чтобы запомнить фонетический алфавит, примените другой способ практически мгновенно научить его словам-колышкам, пусть и не основным. Эти слова легко заучиваются, так как рифмуются с цифрами. К тому же многие эти рифмы могут быть известны ребенку, так как они взяты из популярных стишков:
1) один - павлин; 6) шесть - шерсть;
2) два - трава; 7) семь - семья;
3) три - нос утри; 8) восемь - сено косим;
4) четыре - в мундире; 9) девять - спор затеять;
5) пять - кровать; 10) десять - тесто месят.
Расскажите малышу, что павлин один, что два на ветру гнется, как трава, что нижний крючочек цифры три трет нос верхнему крючочку, четыре одевается в красивый мундир, пять легло на кровать и свесило с нее ручки и ножки и так далее.
Последовательность двустиший позволяет ребенку в счита-ные минуты заучить всю последовательность. Когда вы убедитесь, что он твердо выучил эти незамысловатые стишки, можете научить его создавать ассоциации (только не употребляйте это слово — ребенок не поймет, о чем вы говорите) между предметами и этими словами-колышками. Если вы хотите привязать, скажем, «шаль» к номеру шесть, то ребенок представит себе шерстяную шаль и поймет, что этот предмет имеет номер шесть. На первых порах предлагайте ребенку свои ассоциации — и он быстро научится делать это самостоятельно.
Есть и другой способ игрового использования ассоциативных связей. Положите восемь-десять предметов на поднос и прикройте их куском материи. Сначала снимите покрывало на короткое время (приблизительно на одну минуту), потом снова прикройте поднос и попросите детей назвать все предметы. Каждый игрок получает одно очко за правильно названный предмет. Чем больше предметов вспомнит ребенок, тем больше очков получит.
Можно поступить и по-другому — сначала показать детям предметы на подносе, а потом — так, чтобы они не видели, — убрать с подноса пару предметов и снова (секунд на десять) его показать, попросив сказать, каких предметов не хватает. Выигрывает тот игрок, который первым назовет недостающие предметы. Обе игры доставят детям большое удовольствие и научат их пользоваться своими способностями — наблюдательностью, памятью, вниманием. Кроме того, эти игры побудят их пользоваться навыком создания простых ассоциативных связей.
Вы также можете помочь детям запоминать слова с использованием системы замещающих слов. Например, пятилетний Боби Лорейн, бывая в зоопарке, упорно говорил «поган» вместо «кабан». Ему помогли выучить фразу: «Кабы нам такую свинью», — и это сработало на славу!
Конечно, все родители время от времени интуитивно используют подобные системы для воспитания у ребенка умения хорошо запоминать. Используйте метод замещающих слов и фраз для обучения ребенка словам родного языка и иностранным, и результаты вас приятно удивят.
Есть старинная игра, по ходу которой игроки добавляют к списку по одному предмету, предварительно целиком повторяя весь список. Например, первый игрок говорит: «Я еду в Алабаму за свистком». Следующий игрок говорит: «Я еду в Алабаму за свистком и машинкой». Третий говорит: «Я еду в Алабаму за свистком, машинкой и рыбкой». В игре может участвовать неограниченное число игроков, каждый из которых должен правильно повторить все предметы и добавить свой. Если игроков четверо, то следующая очередь первого игрока наступает после того, как четвертый добавит свой предмет, и так далее, по кругу. Игрок, который ошибается, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в игре дольше всех. Приложение правил образования ассоциативных связей придает игре новое измерение. Можно при желании сделать игру сложнее, применив правила образования ассоциативных связей, замещающих слов и слов-колышков.
Принципы тренировки памяти — одна из самых полезных вещей, которым вы можете научить ребенка с самого раннего возраста. Представьте, насколько нужными окажутся эти навыки в играх, учебе (ибо практически все школьное обучение основано на запоминании), а позднее эти навыки пригодятся как в общественной, так и в профессиональной жизни.
Гарри Лорейн, Джерри Лукас. Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти |