Большинство людей одинаковы, на какой бы планете они ни родились. И только на спутнике Земли встречаются уникумы - «стопроцентно лунные». Шестнадцатилетний Иеронимус как раз из таких. «Лунные» способны видеть четвёртый базовый цвет и, по мнению людей, знают будущее. «Лунных» считают мутантами, чей прямой взгляд способен свести обычного человека с ума. Но разве можно отказать, когда невероятно красивая девушка просит снять защитные очки, особенно если она с далёкой Земли? Вот и Шеронимус не смог...
Стивен Танни - совсем не писатель-фантаст. Ему пятьдесят пять, он художник и музыкант - за прошедшие годы выпустил четырнадцать альбомов, провёл множество выставок собственных картин. И написал аж два романа с разницей в восемнадцать лет. Первый из них - «Флан» - история о путешествии молодого человека в поисках своей подруги по постапокалиптической Америке. Второй - тот самый «Стопроцентно лунный мальчик», о котором сейчас и пойдёт речь.
С первых страниц видно, что Танни игнорирует сложившиеся традиции современной Young Adult фантастики. Кстати, слово «подростковая», которым обычно переводят этот термин, не слишком точно передаёт целевую аудиторию подобных книг; точнее будет - «молодёжная», ведь эти произведения (в том числе и роман Танни) рассчитаны на читателей лет от тринадцати и эдак до тридцати. Корни же «Лунного мальчика» стоит искать не в юношеских хитах вроде «Гарри Поттера», «Сумерек» или «Голодных игр», а скорее в Золотом веке американской НФ и в «новой волне». В процессе чтения так и напрашиваются параллели с написанными для юношества книгами Хайнлайна, а от «новой волны» в романе - лёгкое безумие образного ряда, нестандартные сравнения и эксперименты со стилем.
Всё это настолько отличается от выходившей в последние годы юношеской фантастики, что просто душа радуется. Сама книга проглатывается в один присест. Роман насыщенный и очень яркий, с выразительными героями. Иеронимус одновременно гений в гуманитарных науках и дебил, когда речь заходит о науках точных. Среди друзей героя есть школьники из его коррекционного класса - совершенно отвязные, игнорирующие любые законы и правила, но описанные так, что в персонажей влюбляешься с первого их появления. Есть и подруга-гений, такая же «стопроцентно лунная», как сам Иеронимус. Есть та самая девочка с Земли с необычным именем Окна Падают На Воробьёв, которая находится в самом разгаре переходного возраста, из-за чего её проблемы усиливаются в разы. Насыщенные психологизмом описания от третьего лица чередуются с диалогами на страницу без единого авторского комментария, и всё это вместе создаёт полный эффект присутствия. В общем, о том, как написан «Стопроцентно лунный мальчик», можно говорить много и исключительно хорошее.
А вот с сюжетной составляющей всё совсем не так радостно - ничего нового автор читателю не предлагает. Стивен Танни пишет про школу, про взаимоотношения подростков с семьёй и между собой, про тоталитарное государство, делающее выбор за тебя. А ещё много внимания уделено толерантности: не важно, дебил ты или гений, обычный или «лунный», - ты прежде всего человек. В романе затрагивается множество тем, вот только всё это было сказано задолго до Танни. И сказано ничуть не хуже, а то и лучше, чем в «Стопроцентно лунном мальчике».
Роман Танни великолепно написан и читается на одном дыхании. Однако сюжет, увы, не может предложить ничего нового. Правильные слова, важные идеи, но если бы они хотя бы обыгрывались как-то по-особенному...
Стивен Танни. Стопроцентно лунный мальчик |
Электронная книга: Стивен Танни. Стопроцентно лунный мальчик