среда, 3 сентября 2014 г.

Ярослав Кудлач. Последняя фреска

Ярослав Кудлач. Последняя фреска
Уж сколько раз твердили: чем упорнее ищешь древние артефакты, тем больше шансов выпустить на свободу демонов или проклятие. Но колдунья Магдалена Ланц не слушала предостережений. С её лёгкой руки василиск, хранитель швейцарского города Базеля, просыпается и начинает искать врагов, заточивших его в тело человека столетия назад.

Уже с первой главы ясно, что добром дело не кончится. Напряжённый настрой создаётся с самого начала. Например, описание персонажей даётся в виде словесных портретов (рост, вес и так далее) из криминальной сводки, глазами офицера полиции, который вспоминает о нераскрытом деле и жалеет, что не удалось избежать жертв. Это работает на атмосферу, придавая тексту оттенок документальности. Но при этом «портретность» героев вступает в противоречие с сюжетом. Ведь «фото» не может говорить, двигаться, обладать привычками... Получается нестыковка: с одной стороны - формальная подача материала, с другой - ощущение «не верю!». Откуда в полицейском отчёте взяться подробностям об интонациях и пристрастиях героев? То, что автор поначалу излишне увлекается описанием героев, не даёт как следует погрузиться в текст. В результате первые главы превращаются в испытание для читателя: полтора десятка трудноразличимых героев говорят и действуют практически одновременно - голова идёт кругом.


Но если продраться сквозь первую четверть книги, дальше она читается гораздо легче. Запускается механизм «десять негритят пошли купаться в море», и за героев начинаешь переживать - кто следующий? Параллельные линии повествования (средневековье и наши дни) гармонично переплетаются, авторский стиль выравнивается, а напряжение нарастает. Героиню посещают видения и сны, очень атмосферные и пугающие; начинает расшатываться граница между реальностью и миром символов, искусства, высшего знания. Складывается впечатление, что первые главы написаны гораздо раньше остальных - настолько сильнее становится книга по мере чтения. От неверного словоупотребления автор приходит к изысканным метафорам, а от банальной завязки - к действительно пугающим событиям.

Путеводитель по Базелю в форме мистического детектива. Судьба, кровь и искусство в одном флаконе. Смешать, но не взбалтывать.