В далёком будущем Солнечная система отнюдь не станет раем — даже если смерть биологическую наши потомки и сумеют обуздать. О каждого своё представление о том, каким путём должна развиваться цивилизация, и все — представители Соборности, кланы Зоку, драконы и джинны — стремятся воплотить в жизнь свои идеалы...
Каждое открытие, связанное с массовыми технологиями, проходит несколько стадий. Сперва они настолько дороги, что доступны лишь единицам. Затем их доступность увеличивается, цена резко падает, технологии становятся не просто частью повседневной жизни, но превращаются в «невидимый» элемент пейзажа. Наконец, на следующей стадии такая технология используется уже не по прямому назначению, а для развлекательных целей.
Фантасты, «изобретая» в своих книгах ту или иную технологию, поневоле проводят её через те же стадии. Если поначалу машина времени, межпланетные путешествия, телепортация и прочие пока недостижимые для нас чудеса становились полноценными «героями» отдельных произведений, то со временем - и развитием жанра - ситуация менялась. Фантастика - литература конвенциональная, читатели и писатели составляют некую субкультуру со своим языком, и каждое очередное «открытие» с годами становится частью этого языка. Сейчас никто уже не разъясняет читателю, что такое телепортация или клонирование, разве что могут иметь значение те или иные нюансы применения этих терминов в конкретном произведении.
А теперь представьте себе, каково было бы читать современную НФ человеку, жившему, допустим, в 1930-е годы. Представили? Вот примерно в этой же роли оказывается наш читатель, когда ему предлагают некоторые новейшие переводные НФ-романы. Слишком велик разрыв между тем, что стало очевидным для англоязычного вдумчивого читателя, и уровнем представлений о современной физике, космологии, информационных технологиях у среднестатистического россиянина, даже если он вырос не только на Головачёве и «сточкерах».
Ханну Райаниеми пишет так, что с первых же строк вас буквально закручивает водоворот событий во вселенной, которая ушла далеко вперёд в своём развитии. Если действие в первом романе трилогии, «Квантовом воре», происходило преимущественно на Марсе, то теперь оно переносится на Землю. Однако нам предстоит странствие и к другим планетам, а также в виртуальные миры. Сам Райаниеми - профессиональный математик, специалист в теории струн, так что он очень хорошо представляет то, о чём пишет. Более того, перед нами не сухая НФ, но яркая, динамичная, приключенческая фантастика, насыщенная запоминающимися образами, во многом - культуроцентричная. Описать мир будущего для Райаниеми отнюдь не сверхзадача. Он создаёт закрученный сюжет со множеством интриг, где это самое будущее выступает лишь фоном.
Вдохновением для «Квантового вора» послужили Франция и классический детектив. Для «Фрактального принца» такой своеобразной опорой стал Восток с его сказками. При этом стилистически второй роман не имеет ничего общего с тягучей, плавной прозой Востока - он полон ошеломительного драйва.
В этом одновременно и сила, и слабость прозы Райаниеми. Ты поневоле ждёшь от книги про масштабную вселенную неких соразмерных идей, но большую часть первого и второго томов автор посвящает именно что приключениям да интригам. Только в конце «Фрактального принца» он выходит на более серьёзную ноту, однако что будет дальше - бог весть.
Перед нами потрясающий по смелости роман, который требует от читателя работы серых клеточек, но и воздаёт за неё с лихвой - объёмным, масштабным миром и хитросплетением сюжетных ходов. Даже после второго романа приходится ещё раз перелистывать оба тома, чтобы увязать в единое целое кое-какие ниточки; надеемся, третий на русском выйдет, как и обещано, зимой - и расставит все точки над i.
Ханну Райаниеми. Фрактальный принц |