среда, 3 сентября 2014 г.

Джефф Карлсон. Наночума. Проклятый год

Джефф Карлсон. Наночума. Проклятый год
Смертельно опасный нановирус уничтожил большую часть человечества. Год спустя горстки выживших людей ведут борьбу за свободные от вируса высокогорные территории, а учёные пытаются найти средство против невидимого врага.

Аннотация к первому роману трилогии Джеффа Карлсона - не самая соблазнительная для поклонников постапокалиптического жанра. Банальнее эпидемии, которая выкосила 90 процентов человечества, только зомби, вампиры и вторжение инопланетян. Однако автор лишний раз доказывает, что даже банальную идею можно сделать интересной, если ярко описывать события и концентрировать внимание на людях, выживающих в этом кошмаре. Ведь ценность постапокалипсиса как жанра именно в том, что он ставит героев в пограничную ситуацию. И от того, как они себя проявят, зависит выживание не только их самих и их близких, но порой и человечества в целом. Как правило, авторы оптимистичны: они верят, что человечество преодолеет все трудности и продолжит свою жизнь на Земле.

Карлсона можно назвать оптимистичным в том, что касается будущего наших соплеменников, — по крайней мере, в первой книге трилогии. Но его взгляд на людей скорее реалистичен. Нет, он не злоупотребляет живописанием того, как низко пали остатки человечества, растерявшего в борьбе за выживание все гуманистические ценности. Но и радостным повествование не назовёшь. Писатель находит равновесие, точнее всего описывающееся банальной фразой: «Люди бывают разные». Да, некоторые выжившие начнут есть друг друга. Но будут и те, кто найдёт другие способы пропитания. Да, многие станут воевать за не заражённые вирусом территории: в романе такую войну ведут русские и мусульмане за Кавказ, а индусы и китайцы - за Тибет. Но некоторые найдут и возможность сотрудничества. Да, власть предержащие часто думают лишь о сохранении своего могущества, даже в нечеловеческих условиях, а военные только выполняют приказы. Но всегда найдётся тот, кто сделает свой выбор не в пользу присяги и тем самым спасёт тысячи жизней.


Все эти варианты показаны в романе глазами двух основных персонажей - Кэма Нахаро, простого работника лыжной базы, и Рейчел Голдман, учёного-нанотехнолога с Международной космической станции. Автор сводит этих героев и заставляет их почувствовать взаимную симпатию - хотя до полноценной любовной линии эти отношения недотягивают. В обеих ветвях сюжета не так уж и много событий: пара перестрелок, одна катастрофа, один мучительно долгий переход, одна попытка создать средство борьбы со смертельным нановирусом... В промежутках - много разговоров и флэшбеков из биографии персонажей. Автор использует каждую возможность, чтобы их характеры стали объёмными и живыми, завоевав читательскую привязанность.

К сожалению, такого же эффекта «Верю!» не возникает с базовой НФ-идеей - историей создания нановируса, который разрушает живые клетки и погибает при низком давлении (поэтому выжившие и заселили горные районы). Хотя у Карлсона и был консультант, его собственный отец-инженер, похоже, сам писатель принципы работы нанотехнологий так толком и не уяснил. Потому он ограничился беседами персонажей-учёных о «наноключах» и беглой характеристикой лаборатории, где создали смертельный вирус. Автору интереснее последствия катастрофы, нежели её причины. И, надо сказать, заинтересовать этими последствиям читателя ему удаётся - появления новых частей трилогии на русском ждёшь с нетерпением.

Не шедевр, но вполне убедительное и психологически точное повествование о возможном «наноапокалипсисе».

Джефф Карлсон. Наночума. Проклятый годДжефф Карлсон. Наночума. Проклятый год