суббота, 7 сентября 2013 г.

Барри Шварц. Парадокс выбора. Почему "больше" значит "меньше"

Проблема выбора существовала всегда. Буриданов осел выбирал когда-то между двумя стогами сена; современный человек, обладающий свободой воли и большим количеством альтернатив, может запросто впасть в депрессию, выбирая, какие джинсы купить, что съесть или выпить и как провести вечер. Ежедневное принятие решений - как важных, так и самых заурядных - становится все более сложным делом благодаря огромному обилию альтернатив.

Парадоксальным образом изобилие ассортимента товаров и услуг ограничивает свободу нашего выбора. Мы привыкли считать, что огромное разнообразие возможностей сулит большее удовлетворение, однако оно может лишать нас свободы, отнимая время и силы, и заставляя подвергать сомнению любые наши решения еще до того, как они приняты. В конечном итоге все это может привести к полной беспомощности, раздражению, постоянному стрессу и даже к тяжелой депрессии.

В своей книге социолог Барри Шварц объясняет, в какой момент свобода выбора, которую мы так лелеем, начинает наносить ущерб нашему эмоциональному благополучию. Автор предлагает одиннадцать практических шагов, позволяющих сократить многообразие выбора до разумных пределов, выработать привычку фокусироваться на тех альтернативах, которые действительно важны, и, в конечном итоге, получать большее удовлетворение от жизни и от тех решений, которые нам приходится принимать.

Отрывок из книги:

Парадокс выбора: дорожная карта

Шесть лет назад я отправился в магазин одежды The Gap, чтобы купить себе джинсы. Я привык носить джинсы до тех пор. пока они не превратятся в лохмотья, и со времени моей предыдущей покупки прошел немалый срок. Ко мне подошла молодая миловидная девушка, продавец-консультант, и спросила, чем она может помочь.

“Мне нужны джинсы, размер 32-28”, — сказал я.

“Желаете джинсы зауженного классического кроя, облегающего классического кроя, свободного кроя, широкие или экстремально широкие? — спросила она в ответ. — Желаете выстиранные с пемзой, подвергнутые кислотной стирке или с эффектом поношенности? Желаете с ширинкой на кнопках или на молнии? Выцветшие или сплошной окраски?"

Я был ошеломлен. Через секунду-другую я пробормотал:


“Мне нужны обыкновенные джинсы. Знаете, той разновидности. которая когда-то была единственной". Оказалось, что девушка не знает, о чем я говорю, но, проконсультировавшись у коллег, она смогла выяснить, какими были “обыкновенные” джинсы, и направила меня, куда надо.

Но теперь, находясь перед таким изобилием выбора, я больше не был уверен, что “обыкновенные" джинсы — это именно то. чего я хочу. Может быть, джинсы облегающего или свободного кроя носить удобнее? Уже показав мою полную неосведомленность в современной моде, я решил разобраться, что к чему. Вернувшись к продавцу, я спросил, какая разница между обычными джинсами, джинсами свободного кроя и облегающего кроя. Она показала мне диаграмму, демонстрирующую разницу между фасонами. Прийти к какому-то выбору это мне не помогло, и я решил примерить все модели. Держа охапку джинсов всех типов, я вошел в примерочную. Я поочередно надевал джинсы, изучал себя в зеркале и снова просил дальнейших разъяснений. Хотя от моего решения почти ничего не зависело, теперь я был убежден: один из вариантов — именно то, что нужно, и твердо намеревался определить его. Но не смог. Наконец, я выбрал джинсы облегающего классического кроя, поскольку термин “свободный крой”, казалось, намекал на то, что я раздался в талии и хочу это скрыть.

Выбранные мной джинсы подошли в самый раз, но тут я подумал, что покупка штанов не должна быть мероприятием, растянутым на целый день. Создавая все это многообразие вариантов выбора, магазин, несомненно, оказывает услугу клиентам с различными вкусами и телосложением. Однако, неимоверно расширяя возможности выбора, создает новую проблему, требующую решения. До того как эти разнообразные возможности стали доступны, покупатель — такой, как я, — мог остановить выбор на неидеально подходящей модели, но, по крайней мере, покупка джинсов была делом пяти минут. Теперь для этого требуется тщательное обдумывание, на которое я был вынужден потратить время и энергию, испытав при этом немало сомнений, беспокойства и опасений.

Покупка джинсов — тривиальная ситуация, но она предполагает наличие более масштабной проблемы, которую мы и будем обсуждать в этой книге: если у людей нет выбора, это почти невыносимо. Когда разнообразие доступного выбора увеличивается, как в рамках нашей культуры потребления, то самостоятельность, возможность управлять своей жизнью и свобода, приносимые этим разнообразием, могущественны и позитивны. Но когда количество вариантов выбора продолжает увеличиваться, начинают проявляться негативные аспекты многообразия альтернатив. А когда возможностей выбирать становится еще больше, негативные чувства обостряются до того, что мы оказываемся перегруженными многообразием выбора. В этот момент выбор больше не добавляет свободы, а вызывает беспомощность. Можно даже сказать, подавляет.

Подавляет?

Это — громкое заявление, особенно после вышеприведенного примера с покупкой джинсов. Но предмет нашего обсуждения никоим образом не ограничивается тем, как мы выбираем потребительские товары.

Эта книга — о стоящей перед американцами необходимости делать выбор почти во всех сферах жизни — таких, как образование, карьера, дружба, секс, романтические отношения, воспитание детей, религия. Нет смысла отрицать, что наличие выбора улучшает качество нашей жизни. Оно позволяет нам управлять судьбой и близко подходить к тому, чтобы в любой ситуации получать именно то, чего нам хочется. Выбор крайне важен для самостоятельности, значение которой для благополучия абсолютно фундаментально. Здоровые люди испытывают желание и потребность управлять своей жизнью.

С другой стороны, тот факт, что некоторые варианты выбора хороши, не обязательно означает, что чем больше вариантов, тем лучше. Как я продемонстрирую ниже, за перегруженность многообразием выбора приходится расплачиваться. Наша культура такова, что мы страстно любим свободу, самоопределение и разнообразие и не хотим расставаться хоть с какой-то частью возможностей выбора. Но если цепляться за все доступные для нас возможности выбора, это способствует принятию неправильных решений, приводит к возникновению беспокойства и разочарования, развитию стресса и даже клинической депрессии.

Много лет назад выдающийся философ и политолог Исайя Берлин ввел важное разграничение между “негативной свободой” и “позитивной свободой”. “Негативная свобода" — это “свобода от”: свобода от принуждения, свобода от необходимости делать то, что скажут другие. “Позитивная свобода” — это “свобода для": возможность быть автором собственной жизни, делать ее осмысленной и значимой. Подчас эти два тина свободы зависят один от другого. Если ограничения, от которых люди хотят освободиться, достаточно жестки, люди не могут обрести “свободу для".

OZON.ru - Книги | Парадокс выбора. Почему "больше" значит "меньше" | Барри ШварцOZON.ru - Книги | Парадокс выбора. Почему "больше" значит "меньше" | Барри Шварц