понедельник, 25 августа 2014 г.

«Безродный космополит» и герой

Собибор

Узники лагеря смерти Собибор под руководством советского лейтенанта Александра Печерского организовали единственное в истории успешное восстание и совершили массовый побег. Но советская военная история предпочла забыть об этом подвиге.

Со дня восстания в нацистском лагере Собибор прошло уже более 70 лет. Этот лагерь был создан в Польше, вблизи одноименного городка в Люблинском воеводстве, в марте 1942 года по спецприказу Гимлера. Лагерь смерти исключительно для евреев.

Состоял он из трех частей. Одна — рабочая и жилая. Вторая — барак-парикмахерская и склад для вещей тех, кого убили. Третья часть — собственно газовые камеры, которые работали на танковых моторах. Большинство привезенных в лагерь сразу убивали. Меньшую часть оставляли для работ по лагерю.


Лагерь окружен четырьмя рядами колючей проволоки высотой в три метра. Между вторым и третьим рядом ходят патрули. Между третьим и четвертым рядом — заминировано. Вышки, часовые. Обычный лагерь смерти. Просто этот конкретный — только для евреев.

Осенью 1943 года узники лагеря совершили невозможное: подняли восстание, перебили эсэсовцев, прорвали заграждения и вырвались на волю. Собибор — единственный случай, когда восстание узников концлагеря завершилось успехом. Руководил восстанием советский офицер, лейтенант Александр Аронович Печерский, а ядро восставших составили советские военнопленные.

Печерский, техник-интендант 2-го класса, в октябре 1941 года, вынося из окружения под Вязьмой раненого командира, сам был ранен и попал в плен. Бежал, был схвачен и переведен в штрафной лагерь в Минске. В конце сентября 1943-го отправлен в концлагерь Собибор.

Александр Аронович Печерский
Печерский сумел спланировать и успешно осуществить восстание всего за три недели. И войти в историю мирового антифашистского Сопротивления. Немногочисленные лагерные восстания — в том числе в Варшавском гетто и в Треблинке — трагичны. Печерский создал исключение. В этом смысле восстание в Собиборе под его руководством символично: человек в состоянии победить машину уничтожения людей.

170 человек были пойманы и расстреляны вскоре после побега. Еще 90 отловили за последующий год. Выдавали бежавших евреев не только коллаборационисты, но и местные жители. До конца войны, по разным данным, дожили от 47 до 53 человек. После восстания и побега лагерь Собибор был уничтожен немцами, земля перепахана и засажена капустой. У фашистов было такое ноу-хау: на земле, удобренной человеческой золой, сажать капусту. Необыкновенно хорошо росла. Но сам факт свертывания концлагеря подтверждает мощный эффект, шок, произведенный восстанием.

После фантастического побега из лагеря у Печерского — партизанский отряд в Белоруссии, потом — штрафбат. Печерский же был в плену и потому, по понятиям сталинского режима, виновен. В штрафбате — тяжелое ранение, госпиталь. То есть «смыл вину кровью». В августе 1944 года о Собиборе сообщила «Красная Звезда», о Печерском и восстании успели написать такие известные люди, как Эренбург, Гроссман и Каверин. Международный трибунал в Нюрнберге приглашал Печерского как свидетеля, но советские власти не отпустили.

После войны — тишина. Печерский и другие участники восстания — евреи. А Сталин после войны, после Победы над гитлеровским нацизмом начинает свою кампанию преследования евреев, которая получает закамуфлированное название борьбы с «безродными космополитами». Именно в те времена герои Собибора исчезают из нашей истории Отечественной войны. Знаменательно, что во все последующие советские годы, уже без Сталина, эти герои в историю так и не вернулись. Весь военный пантеон был уже раз и навсегда выверен и утвержден. Другие герои были не нужны. Система не терпела изменений ни в чем.

Во время борьбы с космополитизмом Печерский потерял работу, только после смерти Сталина сумел устроиться на завод. Жил в коммунальной квартире в Ростове-на-Дону. В последующие годы вел себя по советским меркам вызывающе: занимался поисками товарищей по лагерю, рассеянными по всему свету, переписывался с ними. То есть по собственному усмотрению поддерживал связь с иностранными гражданами.

До самой смерти в 1990 году Печерский бился, чтобы память о славном событии нашей истории не исчезла. Корысти в его трудах не было никакой. Мучил его и вопрос о наказании военных преступников, служивших в Собиборе. Последним и наиболее известным из них стал Иван Демьянюк, который был осужден именно на основе показаний соратников Печерского. О преступнике Демьянюке в СМИ сообщали много, о героях сопротивления в лагере, где служил Демьянюк, — ничего, даже вскользь.

В Ростове-на-Дону, где жил и умер Печерский, нет ни улицы, ни площади его имени. Художественный фильм о восстании в Собиборе снят в Великобритании. Александра Печерского сыграл Рутгер Хауэр, получивший за эту работу «Золотой глобус». Печерский был приглашен на голливудскую церемонию, но поехать туда ему опять не позволили. Из реальных участников восстания сегодня осталось три человека — они живут в Рязани, Киеве и Тель-Авиве.

Печерский имел награды за участие в боевых действиях — две медали. За организацию единственного в истории Великой Отечественной и вообще Второй мировой войны успешного восстания в концлагере советской награды у него, понятно, быть не могло. Графу в анкете «Был ли в плену?» советская власть сохраняла до самой своей смерти. Тем более для этнического еврея исключения быть не могло. Хотя для многих тысяч советских солдат разных национальностей, мужественно прошедших нацистские лагеря и живших потом с клеймом плена, награда Печерскому стала бы знаком того, что суровая и скупая на справедливость Родина все-таки отдает свои долги.

Но и российской государственной награды у Печерского пока нет. Ему установлен памятник в Тель-Авиве и стела в Бостоне. В прошлом году на церемонии в Собиборе в честь 70-летия восстания было объявлено о посмертном награждении Александра Печерского орденом Заслуги перед Польской Республикой. Это новый знак признания в Европе подвига советских солдат — борцов с фашизмом. Это шаг на пути сложной борьбы с фальсификацией истории, в том числе Великой Отечественной войны. Потому что фальсификация истории — это, в том числе, и избирательное замалчивание подвигов.

(с) Николай Сванидзе