Ветхозаветная история - основа библейского мифа. Адам и Ева, Эдем и Древо Познания, Змей и грехопадение... Но существует и другой взгляд на события, которые произошли на заре времён — и предопределили историю человечества.
Осенью 1812 года ангел Аваддон и демон Агарес отправились в захваченную Наполеоном Москву каждый со своим заданием. Но ни спецагенту Небес, ни посланнику Ада не удалось исполнить предначертанное. Реальность подёрнулась дымкой, поплыла — и Аваддон с Агаресом очутились в параллельном мире. А затем во втором, в третьем... В одной вселенной Люцифер не поднимал восстания в Эдеме - а значит, не возникло Ада и самого понятия греха. В другой реальности Земля давно стала филиалом Преисподней, демоны обрастают жирком, ангельское воинство давным-давно повержено и стёрто во прах. Но самый страшный мир - третий, атеистический: ни бога, ни дьявола, ни добра, ни зла... Чтобы вернуть привычный порядок вещей, стоит пожертвовапъ бессмертием - во всяком случае, так считают герои Zотова. Разумеется, к реальному христианству весь этот цирк с конями имеет такое же отношение, как анекдоты про Штирлица ко Второй мировой войне.
Журналист-международник Георгий Зотов привычно иронизирует над предельно упрощённым, примитивно-обывательским, жлобским представлением о христианском предании. Иронизирует, увы, устало: третий роман об Армагеддоне - как шутка, повторённая в третий раз. Что сказывается прежде всего на стиле. К примеру, «отполированные лаком рожки» — вероятно, имелись в виду отполированные рожки, покрытые лаком? И таких блох по тексту — не перечесть. Всё-таки внутренняя усталость — плохой помощник при выборе единственного верного слова. Что же касается традиционного сарказма Zотова, то уж чересчур буквально, прямо-таки один в один он проецирует современные российские реалии (политические, экономические, массмедийные) на «альтернативный 1812-й». Понятно, что в этом и заключается главная фишка его прозы - но получается не слишком убедительно.
«Нельзя два раза войти в одну и ту же реку», - предупреждал Гераклит. Георгий Zотов проявил немалую изобретательность, пытаясь войти в одну реку трижды. Результат, к сожалению, подтвердил правоту прозорливого грека.
(с) Василий Владимирский
Георгий Zотов. Армагеддон Лайт |