Три десятилетия минуло с тех пор, как легендарный Рэдрик Шухарт в последний раз посетил Зону. В мире сталкеров многое изменилось, в Хармонте появились новые люди, Зона Посещения утратила стабильность. Но что важнее всего — появились новые артефакты, которые дают возможность подобрать ключик к главному секрету «пикника на обочине»...
От произведений, чьи авторы в последние годы заездили понятия «Зона» и «сталкер» до полной утраты изначального смысла, роман Майка Гелприна отличается кардинально. И, рискну сказать, в лучшую сторону. Книга «Хармонт. Наши дни» написана так, будто никаких «сточкеров» не было и в помине — так, сон, морок, сложнонаведённая галлюцинация. Это одно из немногих честных продолжений «Пикника на обочине», с Рэдриком Шухартом, Мартышкой, Виктором Пальмоном и прочими персонажами, знакомыми нам по первоисточнику — знаменитой повести братьев Стругацких. Гелприн даже перенял некоторые, элементы стиля АБС - но счастливо избежал рабского копирования. Его Зона почти такая же, как у классиков, — и в то же время немного иная. Более домашняя, понятная, куда более лояльная к главным героям, полноправным наследникам сталкеров былых времён. Более человечная, пожалуй. Зона, которая отличает «своих» от «чужих», наделяет избранных особыми способностями, а кое-кого подпускает к бездонному источнику своих жестоких чудес.
Собственно, вся эта книга — о своих и чужих. О том, что люди могут десятилетиями ненавидеть друг друга, могут стрелять друг в спины, уводить друг у друга хабар и женщин, но при этом на самом глубоком уровне оставаться близкими по духу, «своими». Курт Воннегут, конечно, написал об этом лучше и остроумнее - помните словечко «каррас» из «Колыбели для кошки»? - но Гелприн достаточно чётко переложил заокеанскую премудрость на язык родных осин и грамотно вписал в узнаваемый антураж.
«Хармонт. Наши дни» - роман не выдающийся, но вполне достойный. Поставить более высокую оценку, увы, мешает вторичность: и Хармонт, и Зону Посещения, и сталкеров с хабаром, и даже бар «Боржч» придумал всё-таки не Майк Гелприн. Ну а цинично-лживый слоган «Проект братьев Стругацких» на обложке, конечно, беспощадно режет глаз.
(с) Василий Владимирский
Майк Гелприн. Хармонт. Наши дни |