Отечественное телевидение уже приучило тебя к тому, что диктор новостей должен быть шовинистом. Но этого мало. Еще он должен быть пьяницей, бабником и носить усы, как легендарный герой Уилла Феррела - телеведущий Рон Бургунди.
« Я не знаю, как это описать, но это довольно значимое событие - быть здесь и сейчас в священных стенах холостяцкого жилища Рона Бургунди в Сан-Диего». Снаружи у бассейна пес Бакстер жадно грызет головку сыра. Из проигрывателя звучат песни Hall & Oates. Внутри дома множество полок, заставленных книгами в кожаном переплете. Бутылки с дорогим скотчем сверкают под лучами утреннего калифорнийского солнца. В комнате стоит легкий запах красного дерева.
Не поверишь, но мы преодолели тысячи километров, чтобы встретиться с мужиком, который так часто прячется за усами, - с Уиллом Ферреллом. Это он успел побывать и Франком из «Старой закалки» (2002), и Мугату из «Образцового самца» (2001), и, конечно же, Роном Бургунди.
Фильм «Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди» (2004), несмотря на то что не побил никаких кассовых рекордов, все же подарил миру одного из самых культовых персонажей современного кинематографа. Ведь когда речь идет о каком-нибудь крутом постере с актером, чьи реплики ты знаешь наизусть, Рон Бургунди стоит в пантеоне кинолегенд рядом с Аль Пачино в роли Тони Монтаны и Де Ниро в роли Тревиса Бикла.
Конечно, ты, если поднапряжешься, вспомнишь какой-нибудь эпизод из «Таксиста» («Ты это мне говоришь, ты со мной разговариваешь?») или из «Лица со шрамом» («Я всегда говорю правду. Даже когда лгу»). Но если ты мужчина и тебе от 16 до 35 лет, то вероятность того, что ты знаешь сразу десяток ронбургундизмов, намного выше. И иногда ты даже не осознаешь, что они из этого фильма. Например, ты когда-нибудь приглашал девушку в Город Наслаждений? Ну или говорил: «Я хорош! Ребята, посмотрите, как я хорош!»? Будь уверен, ты цитировал именно Рона Бургунди.
Дотянуться до Рона
Но далеко не только из-за цитатного безумия этот фильм является культовым. Солдаты, дислоцированные в Ираке, помещали лицо Рона Бургунди на вертолеты рядом с его классической фразой: «Живи классно, Багдад!». Urban Outfitters выпустили лимитированную линейку футболок с Роном, а известная марка мороженого Ben & Jerry's представила новый вкус «Скотч-скотч-скотч» (ведь Рон «любил скотч, скотч, скотч»). Это ли не успех?!
А сейчас он сидит напротив нас. Хотя точнее было бы сказать, что мы интервьюируем Уилла Феррелла, пока он в один из последних раз перевоплощается в Рона - процесс сам по себе изнурительный и долгий, включающий приклеивание густых усов, бритье и эпиляцию, нанесение грима и надевание жутко неудобного парика, который то и дело нужно корректировать.
Хотя физическая трансформация из Уилла в Рона довольно кропотлива, тем не менее, психологический прыжок в героя, созданного десятилетие назад, не требует особых усилий. К тому же Уилл сам принимал участие в создании этого характера и вновь встретился с ним лицом к лицу во втором раунде в декабре прошлого года. «Для меня ничего не стоит включить в себе Рона, - говорит Феррелл, пока гример оттягивает его верхнюю губу и наносит на нее клей. - Я годами работал над этим персонажем, так что могу перевоплотиться в любой момент. Я просто начинаю говорить его голосом, надеваю усы и все, я готов к бою».
Связь между актером Уиллом и героем Роном настолько близка, что сложно сказать, где кончается Феррелл и начинается Бургунди. У Уилла было много разных фильмов, после которых он получал похвалу от критиков и чек с кучей нулей, например, «Эльф» (2003), «Сводные братья» (2008), «Копы в глубоком запасе» (2010), но почему-то он ассоциируется именно с диктором из Сан-Диего. Эта роль, безусловно, - его визитная карточка, которая с ним навсегда. Как Марлон Брандо всегда будет Доном Корлеоне, Уилл Феррелл всегда будет Роном Бургунди, неважно сколько еще хороших фильмов выйдет с его участием. «Прошло девять лет с первого фильма, и я могу периодически забывать об этом герое, - говорит Феррелл. - Но нет никаких сомнений, что в роли этого персонажа я чувствую себя комфортнее всего. И в зависимости оттого, как примут вторую часть, Рон Бургунди может стать еще более близким синонимом моего имени».
Вопреки логике
Вокруг продолжения фильма столько разговоров фанатов на тему, оправдает ли он ожидания зрителей или нет, что не спросить у Уилла, что он сам думает о сиквеле, которые в кинематографе зачастую оказываются сплошным разочарованием, мы просто не можем.
«Знаешь, я думаю, что мы приложили достаточно усилии и старались выложиться на все сто. Но, если честно, ни Адам (Адам Маккей, соавтор сценария и режиссер обеих частей), ни я никогда не произносили какую-нибудь фразу в стиле: «Мы всех порвем». Мы не мыслим в таких категориях. Первая картина, как игра в кости, была непредсказуема. С этой все обстоит точно так же. Будет или громаднейший провал, или, возможно, продолжение понравится зрителям не меньше первой части».
Странен как раз тот факт, что первая часть «Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди» (2004) не была такой уж успешной. «С самого начала мы не рассчитывали на огромный успех, - делится Уилл. - У нас были проблемы с финансированием и студиями. Никто не хотел делать фильм. А когда мы все же его сняли, не было человека, который бы занимался раскруткой и рекламой». В кино фильм шел обычно, ровно. Он получил неплохие отзывы. Но в целом выглядел как очередная малопримечательная комедия, подлежащая отправке прямиком в анналы голливудской заурядности.
Но потом случилось нечто странное. После релиза на DVD и показа по телевидению фильм стал постепенно набирать популярность, пока и вовсе не стал культовым. «Телеведущий» превратился в настоящий мейнстрим и к концу прошлого десятилетия получил статус «классика жанра». «Я думаю, что как только его стали показывать по телику, люди больше прониклись к сюжету и героям, - так объясняет замедленный успех фильма Пол Радд, которому в нем досталась роль Брайана Фантаны. -Картина вышла довольно дерзкой. Ничего подобного тогда на экране не было. И иногда мне кажется, что для полного понимания жанровых особенностей этой комедии требуется больше, чем один просмотр. Многие говорили, мол, что им жутко не понравился фильм и они выходили из кинотеатра расстроенные до глубины души, но потом, как-то наткнувшись на него в телепрограмме, уже не могли оторваться от просмотра. Такое мы слышали довольно часто».
Найдется немного фильмов, которые начинают нравиться только со второго просмотра, но в этом фишка «Телеведущего»: зритель каждый раз открывает в нем для себя что-то новое. «Многие люди хотят верить, что это смешная тупая комедия, - говорит Дэвид Кокнер, который исполняет роль милого алкоголика-расиста Чемпа Кайнда. - На самом деле это довольно острая сатира». И Феррелл согласен с этим: «Я думаю, что фильм прямо напичкан тонкими намеками на современное общество». Он добавляет: «Когда ты смотришь фильм в первый раз, ты упускаешь большинство этих отсылок. И каждый следующий раз ты открываешь для себя все новые и новые скрытые посылы».
Продолжение следует
Учитывая аппетит публики, кажется странным тот факт, что продолжения истории и сиквела «Телеведущий: И снова здравствуйте» нам пришлось ждать целых десять лет. Правда, долгое время перспектива развития сюжета была настолько маловероятна (главным образом из-за опасений по поводу рентабельности фильма), что историю уже почти собрались переделывать в какой-нибудь музыкальный формат. «Был 2010 год, и ничего не происходило. Тогда мы решили, что будем снимать бродвейский мюзикл по мотивам первой части «Телеведущего». Это не шутка», - рассказывает Кокнер. К счастью, фильм состоялся, и мы оказались здесь, в компании Уилла, который превратился в неполиткорректного, нахального персонажа, которого нельзя не любить. Несмотря на его недостатки (которых очень даже много), Рон есть и всегда будет героем, который импонирует аудитории, часто вопреки здравому смыслу. «Мне кажется, это из-то того, что несмотря на всю помпезность, у Рона все же есть сердце, - говорит Феррелл. - Даже когда его шовинизм на пределе, у тебя все равно есть некоторая доля симпатии к нему». С момента создания этого героя Феррелл излучает притягательную ауру, но в отличие от Рона в нем нет ни капли эгоизма. В городе, полном «нарциссов», он будет антинарциссом. Более приземленного человека ты не найдешь. В то время как большинство голливудских звезд первого сорта в искусственно скромной манере говорят во всех интервью исключительно о себе, Феррелл чувствует себя неподдельно неловко, занимаясь саморекламой. Эта особенность сделала его одним из самых уважаемых и любимых актеров в индустрии.
«Он реально классный парень, - говорит Кокнер без какой-либо тени сарказма. - Он очень хороший человек. Я не знаю таких ни в шоу-бизнесе, ни где бы то ни было еще. Он всегда добрый, заботливый, обаятельный. Он из тех людей, кто смотрит прямо в глаза, когда говорит с тобой. Он может быть в комнате, забитой очень важными людьми, но если ты подходишь к нему и начинаешь говорить, он весь во внимании». Адам Маккей рисует ту же картину: «Он ни в коей мере не зациклен на себе, и это здорово! Каким бы крутым он ни становился, он превращает этот факт в шутку. Он ничего не воспринимает всерьез».
Возможно, причиной тому факт, что Уилл пришел к славе, удаче и успеху довольно поздно (по крайней мере по меркам Голливуда). После запуска шоу «Субботним вечером в прямом эфире» ему было уже около 30, когда он серьезно заявил себя в кино в роли незадачливого террориста Мустафы в картине «Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба». Начиная с этого момента, все остальное стало историей: его роли росли так же стремительно, как и счет в банке. До второй части «Телеведущего» картины с его участием принесли три миллиарда долларов. А это - посмотри сколько нулей - 3 000 000 000!
Соль земли
Но несмотря на то, что Уилл - самый крутой комедийный актер на планете, он очень сопротивляется своей популярности. Он не ходит на роскошные вечеринки или церемонии, он не читает, что пишет пресса, он даже не пользуется соцсетями. «Я как-то попробовал вести Твиттер. Меня хватило на четыре дня, и потом я забил. Зачем мне очередная обязанность? Более того, это же вторжение в мою личную жизнь». Вместо этого Уилл держится на комфортном для него расстоянии от эпицентра внимания. «Я самый счастливый человек на земле в тот момент, когда отвожу детей в школу или на занятия футболом. Или убираю за собакой дерьмо на заднем дворе. Я в этом специалист».
Но существует параллельная реальность, где Уилл Феррелл - великий спортсмен. Его судьба могла сложиться абсолютно иначе. «В школе я очень хотел быть спортсменом - футболистом. Я даже написал сочинение на тему: «Кем я хочу стать, когда вырасту». Я планировал быть одновременно и профессиональным футболистом, и комиком - когда в лиге перерыв. Второе у меня все же получилось».
То, что потеряла Премьер-лига, досталось индустрии кино. Без Уилла не было бы не только «Телеведущего». Весь современный юмор был бы другим. Благодаря Ферреллу и его голливудской «банде» (Пол Радд, Стив Кэрелл, Джек Блэк, Бен Стиллер, Винс Вон, Оуэн Уилсон) весь предсказуемый и плоский юмор был заменен на умные, злободневные, запоминающиеся шутки совершенно другого уровня. Не было бы Феррелла, не бы ло бы и Джудда Апатоу. Ведь сразу после продюсирования «Телеведущего» Джудд взялся за сценарий и постановку фильмов «Сорокалетний девственник» (2005) и «Немножко беременна» (2007). За это и за то что ты подарил нам Рона Бургунди, мы аплодируем тебе, Уилл. Ты всегда держишь марку!
(с) Дэн Джуд