У прекрасной, чарующей Индии есть темная сторона. Поклонники пляжей в Гоа, гималайских трекингов, индийского чая и софта, не говоря уже об искателях древней мудрости, возможно, догадываются о ней, но предпочитают не замечать. Впрочем, обласканный благами глобальной цивилизации средний класс как бы не видит эту сторону медали и в своих родных странах — уж больно неприглядно она выглядит. А вот американка Кэтрин Бу, обладательница Пулитцеровской премии, демонстрирует ее во всех подробностях. Три года она прожила в Мумбай, наблюдая за судьбами жителей трущоб, и описала реальные истории нескольких из них.
Книга Кэтрин Бу — это репортаж с самого дна, откуда никак не вырваться простым труженикам. Перед читателем проходят несколько месяцев из жизни района Аннавади, «вонючей дыры, застроенной трущобами», что близ Мумбайского международного аэропорта. Жители Аннавади зарабатывают на жизнь сбором и первичной переработкой самого разного мусора — от игрушек и пластиковых стаканчиков до металлолома — и не щадят друг друга в борьбе за выгодные источники всякого хлама. В центре книги — злая судьба семейства Карама Хусейна, чей сын Абдул добился немалых успехов в мусорном деле, что вызывает зависть у соседей. Впрочем, в Аннавади никто уже давно не живет по принципу «возлюби ближнего своего». В порыве ненависти к соседям Хусейнам одноногая женщина Фатима пошла на решительные меры: демонстративно подожгла себя в одном из дворов трущоб, а обвинила в этом Карама и Абдула. Из-за чего семье мусорщиков пришлось столкнуться со всеми прелестями индийского правосудия, погрязшего в коррупции. За этими перипетиями Кэтрин Бу не просто наблюдает со стороны, она реконструирует мысли и чувства персонажей, с головой погружая читателей в неприглядный мир индийских трущоб. Люди здесь вечно в грязи, под дождем, в жалких лачугах, среди всякой заразы, и никому нет дела, живы они или мертвы (что, впрочем, совсем не волнует и самих обитателей трущоб). И все это происходит на самом деле. «Увы, люди часто путают человека, который занимается утилизацией отбросов, и сам мусор», — замечает американская журналистка.
Правда, читателя, выросшего в стране Радищева, Гоголя и Достоевского (не говоря уже о таких исследователях дна, как Гиляровский или Горький), подобными историями уже не удивишь: мы все это уже проходили. Трущобы Мумбай, Рио, Каира и других мегаполисов, как и набитые мигрантами строительные бытовки и подвалы Москвы, не оборотная сторона глобальной экономики, а в некотором смысле ее фронтир. Эти люди готовы драться за свое место в трущобах, лишь бы не возвращаться в родную деревню, они уверены, что вот-вот схватят удачу за хвост... А потому нуждаются не в жалости и милостыне, а в помощи и поддержке. Кэтрин Бу описывает их падшими — а они уверенно, не считаясь с потерями, рвутся наверх.
В тени вечной красоты. Жизнь, смерть и любовь в трущобах Мумбая |