среда, 22 января 2014 г.

Планирование

Как-то позавидовал я коллеге — между прочим, заведующему складом:

- Миша, — говорю, — как тебе повезло с дочкой! Вот выпил ты коньяку по случаю дня независимости Тринидада, за руль сесть не можешь. Позвонил — и она сразу же прилетела, покорно на твоей машине тебя домой увезла. И так уже который раз!

- Во-первых, — отвечает Миша, — не повезло — я же хотел мальчика. Во-вторых, я сразу все так задумал восемнадцать лет назад. Учил ее водить, подсовывал журналы с машинами — внушал, короче. В-третьих, прилетает она, потому что надеется: папа во хмелю расщедрится и отдаст машину на вечер. Надеется она, конечно, зря. А в-четвертых, это счастье всего на пять лет — выскочит замуж и все. Правда, там у меня по плану младшая подрастет — сменит сестру на посту, так сказать, водителя папамобиля.

- Миша! — восторгаюсь я. — А вот если бы не надо было возить тебя с пьянок, ты бы детей вообще завел? А если бы по пути к цели ты бросил пить? А если бы дочка не полюбила автомобили? А если бы разгадала твой коварный план? В конце концов, а если она замуж выйдет через полгода?

- Во-первых, — отвечает Миша, — детей бы завел, но позже. Во-вторых, пить бы я не бросил, так как слежу за здоровьем. В-треть-их, любовь — это, прежде всего, привычка. В-четвертых, я ничего и не скрываю. А в-пятых, замуж она выйдет в 2018 году, после университета, так как наступит оптимальный репродуктивный возраст.


- Миша, — продолжаю поражаться, — а что с тобой будет через пять лет?

- Известно что, — говорит, — перейду на государственную службу, “белую” пенсию буду выправлять. Куплю участок в Псковской области, завезу туда сорок ульев, пусть роятся — через десять лет будет двести. Поеду с женой в отпуск в Австралию.

- И что, — спрашиваю, — все всегда у тебя получается, как задумал? Никаких непредвиденных обстоятельств?

- На то и расчет, — отвечает Миша, — чтобы от обстоятельств уберечься. Я иначе не могу. Мне в каждом деле нужно сразу видеть результат.

- Миша, — не выдерживаю я, — послушай! В детстве у меня был друг Витька, героический совершенно парень. Готовился к военной карьере, имел все задатки. Погиб при обрушении казармы в Томском училище связи, на первом курсе. Знакомая дама 55 лет, заведующая отделом кадров, внезапно влюбилась в попутчика по пути из Москвы в Новосибирск. Бросила мужа, уехала жить в Сочи. Как это все можно запланировать?

А сам думаю: примеры я привел яркие и трагические, но в жизни-то все куда прозаичнее — лень да глупость, подмена целей да потеря смысла. Я и сам-то далее чем на час ничего не планирую, все равно пойдет как пойдет. Нет, были у меня серьезные попытки формировать свое завтра — и все время возникали непреодолимые препятствия. То навалится куча работы — и опять не до утренней пробежки! То женишься — и ни денег, ни времени на новый мотоцикл! Но ладно я. Был у меня в детстве еще товарищ, хотел объехать мир. Мы не виделись лет двадцать. Пару лет назад был на родине, встретились. Он, с ребенком под мышкой, рассказывал, что через сорок лет выплатит ипотеку и тогда собирается подавать документы на загранпаспорт...

- На то и расчет, — прервал мои размышления Миша. — Думать надо обо всем сразу, двигаться поступательно. Я лично помру в возрасте 75 лет от какого-нибудь тромба. Этого можно было бы избежать... Только зачем?

- И в тебе есть что-то человеческое, — похвалил я его порыв.

А вчера Миша рвал и метал: дочка неожиданно беременна, заявление в ЗАГС подали на апрель.

(с) Евгений Крузенштерн