Вернувшийся к жизни Ярга пока не готов развязать открытую войну против Тайного города. Но, как опытный стратег, первый князь Дома Навь стремится заранее ослабить позиции будущих противников. Для этого Ярга подсказывает вышедшему в отставку наёмнику Андрею Ризныку, как воскресить древнее сосредоточение человской магии — Знающие Выселки. Понимая, что его используют, Андрей, как патриот своей расы, тем не менее не может упустить такую возможность. Правда, чтобы добраться до Знающих Выселок, ему придётся бросить вызов всем трём Великим Домам.
Обитатели Тайного города, как известно, относятся к нынешним хозяевам Земли - челам — с плохо скрываемым презрением. И это даже несмотря на то, что те не раз доказывали, как глупо их недооценивать. Достаточно вспомнить, сколько шороху навёл одинокий Мститель, сладить с которым самоуверенным Великим Домам удалось далеко не сразу.
Но то, как оказалось, были только цветочки. Мститель был лишь оголтелым фанатиком, обуреваемый примитивным желанием поквитаться со своими обидчиками. Совсем другое дело - Андрей Ризнык. Это опытный хитрый наёмник, действиями которого управляют не эмоции, а холодный расчёт и чувство долга. Такой враг куда опаснее простого маньяка.
Давно уже у Великих Домов не появлялось настолько сильного и интересного противника. Более того, Андрей вызывает не меньше симпатии, чем Сантъяга сотоварищи, и по ходу повествования очень легко начать «болеть» именно за Ризныка. И на протяжении всей книги он не разочаровывает. Андрей с удивительной ловкостью водит за нос самых могущественных магов Москвы, всякий раз опережая их на пару шагов.
Конечно, Панов, как обычно, не ограничивается одной сюжетной линией. Но, к сожалению, насколько интересно читать про Ризныка, настолько же скучно — про других героев романа. Автор в очередной раз уделяет чересчур много внимания Красным Шапкам. Глуповатые коротышки не устают находить проблемы на свои лысые головы, но с каждым новым томом приключения обитателей Южного форта всё больше приедаются. Небольшая афёра Урбека Кумара, знаменитого скупщика краденого, тоже не впечатляет и пришита к основному сюжету белыми нитками. А команда наёмников Кортеса и вовсе на протяжении большей части романа выступает в роли обыкновенных статистов, и только незадолго до финала им удаётся сказать своё веское слово.
Конечно, все сюжетные линии увязаны между собой. Но если прежде Панов изящно сплетал паутину своих историй из нескольких одинаково прочных и ярких нитей, то теперь вся книга держится на одной-единственной. Остальные же линии выглядят необязательным придатком к ней.
К тому же вызывает некоторое разочарование нежелание Панова играть теми картами, что у него уже есть на руках. Вместо этого он продолжает сдавать себе новые, а, как знают все, кто хоть раз играл в блэкджек, перебор ничем не лучше недобора. Мир Тайного города очень богат, и давно нет никакой необходимости плодить новые сущности, чтобы рассказывать интересные истории. Наглядным подтверждением тому может служить дилогия про масанов — «Королевский крест» и «Царь горы». Тогда фундамента, сформированного ранними романами цикла, автору было достаточно, чтобы создавать сложные и увлекательные истории. Но уже на протяжении нескольких томов Панов зачем-то продолжает вводить в свою вселенную всё новые силы и могущественных персонажей. При этом тот же Ярга, столь ярко дебютировавший на страницах цикла, уже на протяжении пары книг скучает где-то на задворках истории, лишь изредка появляясь, словно чёртик из табакерки.
Могла получиться замечательная повесть, а в итоге вышел очень неровный роман, в котором отличные эпизоды, посвящённые противостоянию Ризныка и Великих Домов, чередуются с унылыми злоключениями опостылевших Красных Шапок и другими необязательными сюжетными линиями. Как следствие, местами книга кажется откровенно вымученной.
Вадим Панов. В круге времён |