четверг, 21 ноября 2013 г.

Андрей Мартьянов, Елена Хаецкая. Der Architekt. Без иллюзий

Нацистская Германия проиграла ещё в 1941 году. Речь не о военном поражении, а о куда более страшном — о неизбежном экономическом крахе. Безобразная агония затянулась на четыре года. Но что, если бы на место дилетантов, тянущих страну ко дну, вовремя пришли профессионалы, способные трезво оценить ситуацию и повернуть русло истории?..

Издательство «Тактнкал Пресс» выпускает книги, призванные утолять сенсорный голод фанатов многопользовательской игры World of Tanks, и до последнего времени специализировалось на красочных глянцевых альбомах «про танчики». Единственное исключение — фантастическая антология «Бот войны», составленная Сергеем Чекмаевым в 2012 году. Тоже, разумеется, «про танчики». «Без иллюзий» - первый роман, выходящий в этом издательстве. Точнее, первая часть романа-трилогии Der Architekt, посвящённого альтернативной истории Третьего рейха.

В чём главная слабость отечественной альтернативно-исторической фантастики, а тем паче - попаданческой прозы о Второй мировой войне? Ну, помимо очевидной литературно-художественной несостоятельности? В неспособности авторов к комплексному, системному анализу событий эпохи. Технари-«заклепочники» погружаются в хитросплетение ТТХ боевых машин. Самодеятельные военные историки анатомируют сражения Второй мировой в поисках точек бифуркации, ключевых эпизодов, когда история могла повернуть в другое русло. Нет числа и книгам, построенным на одном-единственном эмоциональном посыле: «Эх, Сталина на вас нет!». Исключения можно пересчитать по пальцам - и «Без иллюзий», несомненно, принадлежит к их числу.


О причинах расцвета и поражения нацистской Германии автор рассказывает от имени двух персонажей: прагматика Альберта Шпеера, знаменитого архитектора и гениального организатора, и его младшего брата, романтика Эдгара Шпеера, простого офицера танковых войск. В 1942 году Шпеер-старший, человек сугубо штатский, далёкий от политики и не страдающий расовыми предрассудками, пережил стремительный и неожиданный для всех (в том числе для него самого) карьерный взлёт. Личным приказом фюрера он был назначен рейхсмшшстром вооружений и боеприпасов, генеральным инспектором дорог, воды и энергии. Тут-то закулисье «тысячелетнего рейха» и открылось Шпееру во всей своей неприглядности: безобразная грызня среди «старых партийцев», бесконечное перетягивание одеяла министерствами и ведомствами, экономическая неразбериха, бездумная жестокость рейхскомиссаров на оккупированных территориях, а главное — катастрофическая некомпетентность руководителей на всех уровнях. Результат «откровения Альберта Шпеера» напоминает эффект, который произвела советская раннеперестроечная пресса. Вместо победных реляций и привычного казённого оптимизма — внезапно вскрывшаяся правда о неэффективности экономики, повсеместной коррупции, раздутом госаппарате, безграмотности исполнителей, чудовищных злоупотреблениях на местах... Легко представить ужас технократа, который получил, наконец, полный доступ к засекреченной информации и осознал, что его родина стоит на краю пропасти, но никто из «отцов нации» и палец о палец не ударил ради её спасения. Поневоле дозреешь до идеи государственного переворота. Младший брат, Эдгар Шпеер, - типичный представитель молодого поколения, которое росло в эпоху послевоенной экономической депрессии и политического разброда, мечтало о реванше после поражения Германии в Первой мировой, а потому не могло не поверить Гитлеру. Прозрение пришло к ним слишком поздно — на заснеженных берегах Волги, под Москвой, под Ленинградом...

Авторы не только перелопатили гору исторической и специальной литературы на русском и немецком языках. Роман «Без иллюзий» неожиданно удачно стилизован под слегка беллетризированную мемуарную прозу. Мартьянов и Хаецкая основываются на реальных исторических фактах; серьёзные расхождения начинаются только на последних страницах тома, после «путча профессионалов» и удачного покушения на фюрера. Ну а о том, как победившие технократы будут выбираться из тупика, в который завела Германию «политика партии и правительства». мы. надеюсь, узнаем из следующих двух томов.

Хороший пример серьёзного, вдумчивого, системного подхода к альтернативно-историческому жанру. Да и чисто литературных достоинств книга, при всей специфичности стиля, не лишена. Ждем продолжения.