вторник, 31 декабря 2013 г.

Эрих фон Дэникен

Чем обычно занимаются люди, попавшие за решетку? Деятельно раскаиваются. Сопротивляются нажиму администрации. Ждут с нетерпением долгожданной свободы. Некоторые пишут книги. Сервантес в заточении написал «Дон Кихота», Томас Мор - «Утопию» - эти книги пережили века. Отбывавший срок в швейцарской тюрьме в конце 60-х некто Эрих фон Дэникен, сочиняя свой труд, тоже рассчитывал на века и, возможно, не ошибся.

Представьте снежок, легкую такую порошу, чтобы не было совсем Ы уж промозгло и безнадежно. По улицам ходят люди в сером и люди в черном. Попадается, правда, еще коричневое. По некоторым безошибочным признакам наша смелая команда попаданцев уверенно заключает, что забросило нас в Советский Союз. Примерно в самое начало 70-х. Дороги пусты - редкие «москвичи», «волги» и копейки-«жигули». Трехтонка какая-то. Ползет пузатый троллейбус. А вон там, на углу, длинная очередь с ноги на ногу переминается: в магазине, видать, что-то выбросили. Вот тут-то мы и дали маху. Оно и понятно - ведь из нашего, капиталистического будущего как видится? Раз очередь - значит, что-то дают. Колбасу, например.

А очередь - она вовсе за знаниями тянется. И там, на углу, не магазин вовсе, а кинотеатр «Хроника». И дают там не прозаическую колбасу или апельсины 2 кг в одни руки, а высокоинтеллигентный научный фильм «Воспоминания о будущем». Производство ФРГ. На фоне провалов загадочной звездной материи прыгают титры. Электроорган уместно издает звуки космоса.


Но чу, кто это там на экране? Это же наш, советский фантаст Казанцев! За ним и наш, белорусский ученый Зайцев. Они верят! Слышите, жалкие скептики? Они верят!

Лента Харальда Райнля произвела на неискушенного советского кинозрителя эффект атомной бомбы. Говоря попроще, взорвала мозг. И не в том дело, что на экране мелькали головокружительные панорамы пустыни Наска, пирамид Египта и таинственных идолов острова Пасхи. Но в том, что предлагалась в этом фильме ни больше ни меньше как Общая Теория Всего.

Теория укладывалась ровно в семь слов: «В древности землю посещали пришельцы из космоса». За нею высилась во весь рост небольшая и плотная фигура бывшего гостиничного менеджера, афериста и зэка Эриха фон Дэникена.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

Спорить можно сколько угодно, но Эрих фон Дэникен - гений. Только гений мог превратить теорию из семи слов, к тому же придуманную не им, в многомиллионное состояние и всемирную известность. И только гений способен был воспарить к звездам из швейцарской кутузки.

О том, как Эрих фон Дэникен дошел до жизни такой, официальная биография деликатно умалчивает. В ней говорится лишь, что родился он в апреле 1934 года в Цофингене, а образование получил во Фрайбурге, в католическом колледже Сен-Мишель.

Биография неофициальная сохранила один знаменательный эпизод. Дело было во время Второй мировой. Неподалеку от дома Эриха совершил вынужденную посадку американский бомбардировщик. Летчики выбрались из покореженного самолета и молча в своих летных комбинезонах прошли мимо восьмилетнего мальчика. Кто знает - может, тогда и родилась мысль о богах-астронавтах, сошедших с небес?

Много позже досужие газетчики, конечно, раскопали подробности: строгий отец, ревностный католик, разочарование в вере - в колледже Эрих жадно поглощал книги по астрономии и репортажи о летающих тарелках - и условный тюремный приговор за воровство.

В девятнадцать Эрих бросил учебу. Его пристроили на работу в гостиницу, но он снова взбунтовался, бежал в Египет и ввязался в какую-то сомнительную сделку с ювелирными украшениями. Египетская эпопея обошлась Эриху в девять месяцев тюрьмы: в Швейцарии его деятельность расценили как мошенничество и присвоение чужого имущества.

Выйдя на свободу, Эрих сумел устроиться менеджером в гостиницу «Розен-хюгель» в Давосе. Постояльцы роскошного отеля и не подозревали, что по ночам скромный гостиничный менеджер корпит над книгой, которой суждено изменить историю - если не человечества, то уж точно Эриха фон Дэникена.

Сочинение «Колесницы богов?» (именно так, с вопросительным знаком) вышло в свет в 1968 году, аккурат за несколько месяцев до того, как фон Дэникен снова оказался под арестом. На сей раз речь шла о мошенничестве, связанном с подделкой долговой истории и гостиничных документов, необходимых для получения кредитов. Кредитов этих за двенадцать лет Эрих набрал на весомую по тем временам сумму в $130 000.

На суде он утверждал, что у него не было дурных намерений, что виноваты... сами кредиторы, которым следовало получше проверять документы. И наконец, что все деньги ушли на путешествия и исследования, связанные с книгой. Суд оказался непреклонен: подсудимый, как было заявлено, не только «повторно и многократно» мошенничал, но и вел «образ жизни плейбоя». В 1970 году Эриха приговорили к трем с половиной годам заключения и штрафу в 3000 франков.

ЗОЛОТАЯ ЖИЛА

За решеткой он написал вторую книгу, «Боги из космоса». Освободился Эрих через год. К тому времени книга «Колесницы богов?» приобрела такую популярность, что он смог расплатиться с долгами, купить дом под Цюрихом и зажить припеваючи.

Больше трений с законом в его биографии не значится. Да и прежние трения, если верить фон Дэникену, были результатом недоразумения.

Документальная лента Харальда Райнля, снятая по мотивам книги, только прибавила Эриху известности. Уже в первой половине 70-х годов тиражи книг фон Дэникена в Европе и Америке достигли умопомрачительной цифры в 25 миллионов экземпляров. Его приглашали читать лекции и выступать на телевидении, а серьезнейшие газеты и журналы считали своим долгом написать о нем хоть что-нибудь -хвалебное или ругательное. Чаще второе.

Сам исследователь-самоучка неустанно разрабатывал счастливо найденную золотую жилу. К началу нового десятилетия вышли книги «Золото богов», «Чудеса богов», «В поисках древних богов» и «Знаки богов». Как у многих других неофитов, взявшихся раз и навсегда опровергнуть накопленный за века массив научных знаний, в книгах фон Дэникена не было и следа сколько-нибудь основательного знакомства с историей, археологией, антропологией или биологией. Они были переполнены нелепицами, зато написаны были увлекательно и лихо.

«Колесницы» вышли в годы «революции цветов», когда ритмы Вудстока мешались с дымом марихуаны и глубокомысленными разговорами о космических вибрациях и вселенском разуме, а миллионы людей бредили НЛО. Не стоит забывать, что то был и глубокий религиозный кризис - вера сменилась для многих расплывчатым комплексом учений нью-эйдж, ответы на извечные вопросы «кто мы, откуда пришли и куда идем?» искали в восточной философии и западной эзотерике, в «расширенном» сознании и сексуальном бунте.

И вот он, блистательный ответ фон Дэникена: мы - дети космоса! В самом прямом смысле, ибо нас, человечество, зачали и создали пришельцы!

ЕСТЬ КОНТАКТ!

Гипотеза фон Дэникена, получившая позднее название теории палеоконтакта, очень проста. В глубокой древности Землю посещали пришельцы. Космические визиты произвели на наших недалеких предков такое впечатление, что вошли в ткань мифов, легенд и преданий и были отображены на памятниках материальной культуры. Астронавтов иного мира, спускавшихся на землю в огненных колесницах-ракетах, наши темные предки, естественно, принимали за богов.

Оставили пришельцы и более ощутимые следы своего пребывания: строения, технологически намного опередившие свой век. Мегалиты Стоунхенджа, египетские пирамиды, гигантские статуи острова Пасхи - все это визитные карточки инопланетных гостей.

Но самое главное - мы сами. «Пришельцы, - писал фон Дэникен в «Колесницах», - спарились с несколькими специально отобранными женщинами. Их потомки образовали новую расу, которая стала у истоков естественной эволюции. Нашим дикарям-предкам астронавты внушили и определенные этические представления, а также заложили основы цивилизованного существования».

Впоследствии фон Дэникен скорректировал свои воззрения. Пришельцы, быть может, и не переспали с земными женщинами - сегодня он чаще говорит о генетическом манипулировании и искусственном оплодотворении женщин Земли.

Самое забавное, что свою центральную идею фон Дэникен вовсе не изобрел. Даже если оставить в покое космические сущности теософов, фантасты-такие как Г. Ф. Лавкрафт или Сергей Семенов - писали о палеоконтактах еще в 20-х годах. Эту мысль поддерживал и Циолковский.

В самом начале 60-х с идеей палеоконтакта выступил советский физик Матест Агрест, за что подвергся травле в печати. Но времена изменились. Десять лет спустя фон Дэникен с восторгом писал о встрече с фантастом Казанцевым, который демонстрировал ему японские статуэтки инопланетных астронавтов. А фильм по книге Дэникена, как уже говорилось, триумфально прошел по советским экранам.

Что же случилось? Собственно говоря, ничего нового. Случились те миллионы и даже миллиарды людей, которым совсем не по душе теория Дарвина. Которые, будь то открыто или втайне, отнюдь не готовы признать, что мы, самопроизвольно и без всякого божественного замысла, произошли от амеб и волосатых обезьян путем нередко безалаберной эволюции. Таким людям Дэникен предложил новую идею творения. Новый креационизм.

«Это не отрицает Дарвина и его теорию: я полностью признаю, что мы произошли от обезьян, - некогда заявил он в интервью PLAYBOY. - Вопрос в том, как и почему мы стали разумными. На этот вопрос каждая мифология, каждая древняя религия дает один ответ - боги создали человека по своему образу и подобию».

Другой секрет Дэникена заключается в том, что конспирология как тогда, так и теперь никуда не делась. А для конспирологического сознания все не то и не так, как кажется. Лжет сама реальность, врет или недоговаривает наука, повсюду загадки. Истина где-то там. Именно в этом одна из тайн популярности Дэникена либо его соратника Захарии Ситчина, а ближе к нам - теории пассионарности Льва Гумилева или новой хронологии академика Фоменко. В этом «легковерии и отчаянии наших времен», как заметил по поводу фон Дэникена знаменитый астрофизик Карл Саган.

ПЕЩЕРА ГУАХАРО

Тот же Саган (кстати, один из вдохновителей программы поиска внеземных цивилизаций, или SETI) высказывался и жестче: «Всякий раз, когда Дэникен видит что-то, чего не понимает, он приписывает это внеземному разуму, а поскольку он не понимает почти ничего, то видит следы этого разума по всей планете».

Но напрасно ученые один за другим опровергали доводы фон Дэникена. Напрасно указывали на многочисленные неувязки и несуразицы в его теориях и случаи, когда Дэникен принимал за следы инопланетян современные подделки.

«Я могу привести сотни научных «истин» пятидесятилетней давности, и только немногие из них все еще считаются истинными, - отвечает фон Дэникен критикам. - Если мы не будем в них сомневаться, то вечно останемся в тупике».

Ученые разнесли в пух и прах даже один из драгоценнейших для фон Дэникена артефактов - саркофаг майя из Паленке с резным изображением древнего астронавта внутри конструкции, которая действительно чем-то напоминает ракету. Археологи считают, что это портрет умершего монарха; изображение составлено из традиционных для майя символов, «ракета» же образована двумя бородатыми змеями. Ее «мотор» - морда чудовища, символизирующего подземный мир.

Самый громкий скандал, пожалуй, был связан с эквадорской пещерой Гуахаро: в книге «Золото богов» фон Дэникен утверждал, что южноамериканский искатель приключений Хуан Мориц обнаружил в ней пластмассовую мебель, фигурки зверей из золота и золотые пластины, покрытые неведомыми письменами. Мало того, фон Дэникен спускался с Морицем в пещеру и своими глазами видел это самое невероятное и фантастическое открытие века!

Позднее фон Дэникен долго юлил в интервью: местоположение пещеры открыть он не может, так как дал обещание Морицу, в пещере был, но у бокового входа; использовал в своем описании драматические эффекты, но под землей провел шесть часов и находки видел.

Вскоре не выдержал шотландский инженер Стэн Холл. В 1976 году он организовал экспедицию для исследования пещеры - одно из самых масштабных начинаний такого рода в современной истории. Среди более сотни участников были ученые и спелеологи, а почетным руководителем стал Нил Армстронг, первый человек, ступивший на Луну.

Никаких золотых скульптур и пластин в пещере обнаружено не было - но это ничуть не смутило ни фон Дэникена, ни... Холла. Последний стал уверять, что нашел информатора Морица, эквадорца Петронио; тот якобы сообщил исследователю, что «металлический» архив находится совсем в другой пещере!

К несчастью, господин Петронио А. был убит в 1998 году. Холл продолжал свои исследования до самой смерти в 2008 году, написал книгу «Золото Гуахаро: архивы Атлантиды». Легко догадаться, что исследователь стал отождествлять загадочные таблички с библиотекой исчезнувшей Атлантиды. Он успел также сообщить, что «вместе с металлической библиотекой хранится и другая - твердые, гладкие, прозрачные таблички, чью поверхность не берет нож».

ЗВЕЗДНЫЙ БИЛЕТ

С наступлением эры политкорректности фон Дэникена начали обвинять не только в научной несостоятельности, но и в страшных измах - антропоцентризме, европейском этноцентризме и расизме.

Если перевести эти обвинения на более понятный язык, означать они будут вот что: фон Дэникен верит, что другие создания (инопланетяне) обязательно должны развиваться и мыслить, как люди. Он судит другие культуры по стандартам своей - европейской. Он не верит, что «примитивные народы» были способны создать выдающиеся памятники культуры. И наконец, по словам исследователей острова Пасхи Джона Фленли и Поля Бана, теории фон Дэникена «игнорируют истинные достижения наших предков и представляют собой пик расизма: они принижают способности всего человечества».

Обвиняют фон Дэникена и в излишней культовости - дескать, его гипотезы предполагают не доказательства, но веру, а все его учение - замаскированная религия. Дэникен эти обвинения отметает, утверждая, что призывает к здоровому скептицизму.

«Верить не надо. Вера - это религия. Я предпочитаю критика, а не верующего. Вера не требует доказательств. В конце своих докладов я обычно говорю моим слушателям: «Уважаемые дамы и господа! Пожалуйста! Не верьте всему этому! Проверьте!» После смерти я перевернусь в могиле, если какой-нибудь сумасшедший на основе моей гипотезы создаст секту», - заявил он в недавнем интервью российской прессе.

Беда или счастье - как посмотреть -в том, что подобные теории очень хорошо продаются. Адепты «новой хронологии» издали более сотни книг, общий тираж их скоро приблизится к миллиону. Книг у фон Дэникена поменьше - десятка два, но они переведены на 32 языка и разошлись в 65 миллионах экземпляров. Он прочитал тысячи лекций и объездил чуть ли не весь земной шар.

На основе книг Эриха фон Дэникена сняты два полнометражных фильма, а об их авторе - несколько телефильмов; 25-серийный документальный сериал «Тропы богов» с успехом прошел в 90-х в Германии, а в США уже шестой сезон идут «Древние астронавты» - все о том же, как ясно из названия. Там же вскоре должна выйти и новая экранизация все тех же «Колесниц».

Может, золотых табличек и не существует, но продюсеры отлично знают, что фон Дэникен - это золотое дно. Его гипотезы взывают к нашему естественному любопытству, а смотрят, слушают и читают фон Дэникена не одни только фрики или заядлые уфологи: ведь очень многим вполне рационально мыслящим людям очень неуютно думать, что мы во Вселенной одни.

Так кто же он такой, этот престарелый обитатель швейцарской деревеньки Беатенберг, гурман и знаток бордо? Шарлатан? Аферист? Пророк, опередивший свой век?

Скорее, он фанатик идеи - нелепой, недоказуемой, но не лишенной известной привлекательности. Идеи, превратившейся со временем, как водится, в коммерческий проект. Кто-то сочтет Эриха фон Дэникена искусным махинатором, стригущим стада легковерных баранов. Кого-то он вдохновит на научный поиск. А кто-то просто посмотрит на звезды: недаром же говорил лучший и талантливейший поэт советской эпохи, что, если их зажигают, это кому-нибудь да нужно. 

(с) Сергей Бобров

Доказательства существования Богов. Более 200 сенсационных фотографий артефактовДоказательства существования Богов. Более 200 сенсационных фотографий артефактов

Одиссея боговОдиссея богов