вторник, 24 декабря 2013 г.

Евгений Водолазкин. Лавр. Неисторический роман

В работе рецензента — а уж тем паче в жизни обычного читателя — неизбежно появляются книги, которые вовремя не прочёл. Упустил из внимания, решил, что они его не стоят...

Потом уже, задним числом, понимаешь, что ошибся, - и по возможности навёрстываешь упущенное. «Лавр» Евгения Водолазкина выдвигался на «Большую книгу», «Национальный бестселлер», «Русский Букер» и «НОС», получил премию «Ясная поляна» в номинации «XXI век» и киевский «Портал»... Такой интерес со стороны разных номинационных комиссий, подумал я, появился не на пустом месте. Да и автор, похоже, неслучайно взялся именно за такой «неисторичсскин роман». Водолазкин — специалист по древнерусской литературе, работал с самим Дмитрием Лихачевым. — кому же, как не ему, писать о средневековой Руси?!

Были, правда, опасения, что «Лавр» — ещё одна сусальнопосконная поделка, но они, к счастью, не оправдались. Вообще странно, что именно в фантастическом сообществе книгу почти не заметили: «Лавр» написан в традициях магического реализма, и чудес тут хватает - как-никак, речь идёт о жизни праведника. Я бы добавил «праведника поневоле» — впрочем, именно так ими обычно и становились.

Ещё одна ловушка, которой удалось избежать Водолазкину, — этакий пафосный, с придыханием, тон. Видимо, для того, чтобы в него не скатиться, писатель выбрал очень любопытный стиль изложения. Текст не назовёшь стилизацией под древнерусскую речь, однако иногда герои начинают изъясняться то тем самым «аще будет ему умерети», то - нарочито современным (для читателя) языком, вплоть до «мы в ответе за тех, кого приручили».


Времени нет, точнее, оно условно - этот тезис Водолазкин подтверждает не только лексически, но и сюжетно: некоторым персонажам романа позволено видеть будущее и прошлое.

За счёт этого в их судьбах то и дело возникают неожиданные, однако очень важные «рифмы».

«Лавр» относится к тем романам, которые непременно стоит прочесть, пусть даже им не хватает некой малости, чтобы называться шедеврами. Водолазкина, как мне кажется, в данном случае подводит чувство меры: если начало и конец книги выписаны филигранно, то в середине - особенно там, где герой пускается в странствия, - то и дело возникают необязательные эпизоды.

Итог: отдельные огрехи не портят роман, и на автора следует обратить самое пристальное внимание.

Евгений Водолазкин. Лавр. Неисторический романЕвгений Водолазкин. Лавр. Неисторический роман