воскресенье, 29 декабря 2013 г.

Зарина Ивантер. Успешный детский клуб. План развития на 12 месяцев

Эта книга - продолжение вышедшей ранее книги "Детский клуб. Как открыть и сделать прибыльным". Если у вас уже есть бизнес и вы хотите поднять его на новую высоту, Зарина Ивантер подскажет, как действовать дальше. Но и для тех, кто только собирается попробовать свои силы, изучение обеих книг станет отличным подспорьем и убережет от многих ошибок.

Книга подкупает детальностью - автор, владелица сети успешных клубов, щедро делится своими наработками по созданию идеальной команды педагогов, поддержанию хороших отношений с клиентами, идеями занятий и даже ценообразования.

Главная цель - помочь владельцам детского клуба обеспечить полную заполняемость в течение всего года, включая время праздников и отпусков. Но для ее достижения потребуется много важных шагов, каждый из которых автор подробно и честно осветила.

И конечно, хороший, прибыльный бизнес должен приносить удовольствие - и об этом книга тоже расскажет.

Книга для владельцев детского клуба, для тех, кто планирует детский клуб открыть и для родителей, которые хотят побольше узнать о детских клубах изнутри, чтобы знать, на что обращать внимание и можно ли этому клубу доверить своего ребенка. 

Отрывок из книги:

Введение

По статистике роддомов, каждый год в октябре происходит всплеск рождаемости — видимо, это следствие новогодних отпусков. Поэтому в середине осени в детский клуб обращается много родителей, которые хотят отметить день рождения ребенка.

А по нашей статистике, если в начале ноября клуб не успел найти Деда Мороза для новогодней елки, на праздник придется обвязывать подушками недоедающего студента. К этому времени не то что очень профессионального, а просто упитанного аниматора, свободного в двадцатых числах декабря, найти довольно сложно.


Если вы хотите в сентябре открыть в своем детском клубе мини-сад, куда дети приходят на четыре часа, то начать продвижение услуги надо в марте. Как показывает практика, реклама этого направления срабатывает через шесть месяцев.

Размещать объявление о вакансии педагога лучше в июне или августе. В июле все отдыхают, а в сентябре суетиться поздно: высококлассные преподаватели уже составили свое расписание, и, даже если вы сделаете им привлекательное предложение, в этом году они к вам не придут — ведь хорошие преподаватели не бросают своих учеников в середине года.

Детей начиная с четырех-пяти лет приводят на занятия, как правило, в сентябре, а вот всплеск активности у родителей годовалых и двухлетних малышей мы видим в октябре (вернулись с теплых морей), январе (родители «начинают новую жизнь») и даже иногда в июне (когда другие детские клубы закрываются на каникулы).

Каждый месяц работы клуба имеет свои особенности. В первый и иногда даже второй год существования они не очень заметны: в работе компании еще много суматохи, система только выстраивается, и руководителю клуба пока не до сезонных нюансов.

Вообще в развитии клуба есть два этапа. Цель первого — сделать так, чтобы клуб начал дышать, стал живым. В это время мы не очень много думаем о том, оптимальны ли наши издержки и усилия. Главное — почти любой ценой добиться того, чтобы компания заработала, в клубе начались хорошие занятия и появились дети. Об этом периоде развития была написана книга «Детский клуб: как открыть и сделать прибыльным», созданная на основе опыта работы моего первого клуба «Классики».

Второй этап — сделать работающий клуб по-настоящему успешным, и об этом рассказывает книга, которую вы держите в руках.

Сейчас я занимаюсь уже тремя детскими клубами. Все они разные. «Классики» — это небольшая студия, в которой проводятся авторские курсы. «Лас-Мамас» — более крупный и демократичный клуб, в нем четыре учебных класса, каждый из которых имеет свой цвет и предназначение. «Уголок» работает в премиальном сегменте, его отличительные черты — хороший мини-сад, сильная театральная студия и роскошные праздники.

Несмотря на различный формат и целевую аудиторию, все детские центры развиваются по одним и тем же правилам. Успех приходит тогда, когда работает сильная команда педагогов, все бизнес-процессы продуманы и соблюдаются, администраторы работают четко и слаженно, издержки планируются заранее и по возможности оптимизируются, в течение всего года активно продвигаются услуги клуба.

Эта книга расскажет о многих особенностях и секретах работы процветающего детского клуба. Чтобы применить информацию из нее более эффективно, я бы посоветовала не браться сразу за все, а каждый месяц сосредоточиваться на трех-четырех ключевых проектах исходя из сезонных нюансов работы.

Для удобства в конце книги есть небольшой планировщик, в нем уже перечислены важные направления работы на каждый месяц. Вы можете добавить то, что сочтете нужным, — и ваш план прорыва готов. А в нижней части страницы можно фиксировать итоги месяца, и через год у вас будет документальная запись истории успеха.


Глава 1
Как создать идеальную команду педагогов

Что общего между детским клубом и торговым центром?

Почти все женщины идут не к первому попавшемуся парикмахеру, а к своему мастеру. Не к любой маникюрше, а к любимой. Моя мама — очень хороший доктор. Когда она меняет место работы, пациенты переходят за ней из одной клиники в другую.

Точно так же родители и дети очень часто ходят не столько в клуб, сколько к своему преподавателю.

Хорошая новость состоит в том, что вам понятен секрет успеха детского клуба: если в нем есть профессиональные и обаятельные педагоги, то рано или поздно появятся и дети.

Плохая новость: такая привязанность клиентов к педагогам несет большие риски. Если по соседству откроется клуб-конкурент и переманит вашего чудесного сотрудника, с ним уйдут и многие его ученики.

Но такое происходит нечасто. Большинство преподавателей — это порядочные и преданные своему клубу люди. Однако и более мягкие ситуации могут поставить вас в затруднительное положение.

Преподаватель заболел, а клиенты не соглашаются на замену, требуют перенести занятие или вернуть деньги, ведь они признают только своего учителя. Преподаватель переехал — и группа «рассыпается», так как дети (а в большей степени — мамы) не хотят принимать того, кто пришел на его место.

Некоторые педагоги, чувствуя свое влияние, начинают «капризничать», требовать повышения зарплаты и других привилегий.

«Как вы строите систему управления? — поинтересовалась у меня хозяйка одного детского клуба. — Это животрепещущая тема. Как показать, что ты — главный? Ведь все ходят только на педагога!»

Для собственников клуба это очень неприятная ситуация: они вложили деньги и труд в создание клуба, несут все риски, а хозяевами положения становятся преподаватели. Есть преподаватели — есть клиенты, ушли преподаватели — ушли клиенты.

Как привлечь хороших педагогов, но не зависеть от них?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте рассмотрим, как работают торговые центры.

Торговые центры сдают площади магазинам за часть их выручки. Чем больше заработал магазин, тем больше заработал торговый центр.

Представим себе торговый центр, который удобно расположен, красиво оформлен, комфортен для покупателей (просторные проходы, места для отдыха). Он активно рекламируется и привлекает клиентов, а еще — в торговом центре много разнообразных хороших и интересных магазинов и, естественно, очень оживленно.

Захочет ли арендатор переехать отсюда в недавно открывшийся торговый комплекс, даже если там очень привлекательные арендные ставки? Будет ли он намекать администрации ТЦ, мол, если что — уйду от вас? Вряд ли.

А другой торговый центр — неудобный, рекламу не дает, в нем всего лишь один хороший магазин, ради которого сюда и заходят. Если этот магазин съедет, жизнь торгового центра вообще закончится. Естественно было бы предположить, что этот магазин будет всячески «прогибать» торговый центр под свои условия, и тот, скорее всего, будет вынужден согласиться.

То же и с детским клубом. Хороший клуб дает рекламу, в нем умелые администраторы, которые находят общий язык с любым клиентом, он красивый и удобный, в нем работает много хороших педагогов.

Последнее очень важно. Люди приходят в торговый центр, зная, что здесь можно купить хорошую обувь, а заодно покупают варежки для дочки, лыжи для сына, книжку для бабушки, да еще и пообедать в ресторан зайдут. В клуб могут прийти клиенты, которые от знакомых слышали, что здесь хороший преподаватель по английскому, и остаться еще и на изо, лепку и танцы.

Если в клубе только один педагог, к которому идут клиенты, а остальные слишком слабые, рекламы нет, конечно, такой сотрудник имеет полное право требовать лучших условий и рассматривать другие варианты работы. Вы на его месте, скорее всего, поступили бы точно так же.

Продолжим изучать торговые центры. Есть такое понятие, как якорный арендатор. Это хорошо известный магазин, который, как магнит, притягивает покупателей. Мощными «якорями» являются, например, магазины сети «Ашан», куда приезжают издалека не только желающие сэкономить, но и гурманы, которые знают, что здесь хороший выбор свежей рыбы.

Для «якорей» у торговых центров всегда особые, привлекательные условия — ведь именно они создают покупательский поток. А другие арендаторы «сидят» на этом потоке — можно сказать, немного паразитируют. Они не привлекают клиентов сами, а продают товары людям, которых притянул «якорь», поэтому арендные ставки для них другие.

Так же и в детском клубе может быть «якорь» — востребованный курс и соответственно преподаватель, который будет создавать поток. Такому сотруднику при необходимости можно предложить более привлекательные для него условия сотрудничества.

Чтобы другим курсам и преподавателям было легче «сесть на поток», надо грамотно составить расписание. Если, например, ваш якорь — английский язык с выпускницей Оксфорда или шахматы с гроссмейстером, сделайте так, чтобы до или после проходили занятия для детей этого же возраста и родители могли оставить их сразу на два курса.

Также эксперты утверждают, что для живучести каждый торговый центр должен быть уникальным. Если где-нибудь на МКАД построен торговый комплекс, в котором работают условные «М.Видео», Zara, Mango, «Спортмастер», «Л’Этуаль», то туда пойдут только те, кто живут совсем близко. Ведь все эти марки можно найти почти на каждом шагу. Поэтому грамотные девелоперы стараются выделить свои объекты среди конкурентов, открыв, например, каток (как в «Меге»), или что-нибудь вроде аэродинамической трубы, или набрав уникальный состав арендаторов (как «Крокус Сити Молл», представляющий широкий спектр люксовых марок, которых нет в других российских торговых центрах).

Что может сделать ваш клуб уникальным? Все, чего нет у соседей: курсы мыловарения, рисования песком, гончарного мастерства, бразильского искусства капоэйра, испанского языка, детской йоги и т. д.

Предвижу вопрос от начинающих клубов, которые страдают от «диктата» своих педагогов: «Что делать, если мы пока не похожи на успешный торговый центр? У нас маловато детей, мы не можем тратить миллионы на рекламу». Что ж, начинать всегда сложно. Важно помнить, что вы должны делать ставку на клуб, а не на педагогов. Не прекращайте поиск новых сотрудников, расширяйте спектр услуг, продвигайте себя.

И еще. Эксперты считают, что период становления торгового центра — два года. Поначалу клиенты заходят в него время от времени — на рекламные акции, случайно. Если он организован правильно, набирает хороших арендаторов и активно себя продвигает, после двух лет его посещение становится автоматическим, превращается в привычку.

Примерно такой же срок понадобится и детям, чтобы протоптать дорожку к вашему клубу.

Формы взаимодействия с педагогами: авторская программа, «озвучка», аренда

Как торговый центр по-разному выстраивает отношения с арендаторами, так и в детском клубе отношения с преподавателями могут быть неодинаковыми.

В принципе организация занятий в детском клубе включает в себя:

— составление учебной программы;
— проведение занятий;
— привлечение учеников.

Чем больше этих функций ложится на педагога, тем выше должно быть его материальное вознаграждение.

Бывает, в клуб приходит хороший педагог и говорит, что у него есть авторская программа и солидный опыт работы по ней. Получается, что ему вменяется сразу две обязанности — составление программы занятий и их проведение. Клубу же надо привлечь клиентов. В этом случае оплата труда педагога составляет, как правило, около 30 процентов той суммы, которую вы получаете от родителей. В сотрудничестве с такими педагогами-«звездами» есть свои плюсы. Они действительно классно работают, очень многие дети остаются у них после пробного занятия. Однако и рисков немало: все держится на личности, харизме и знаниях педагога, клиенты остаются в клубе, только пока любимый преподаватель в нем работает.

Есть и другая схема сотрудничества с педагогом — работа по готовой программе, которая имеется в клубе. Если у клуба есть конспекты — поминутно расписанные планы каждого занятия, он имеет возможность привлечь менее опытного сотрудника. При этой схеме педагог выполняет, можно сказать, роль актера: ему надо просто озвучить и исполнить то, что написано на бумаге, на него возлагается одна функция — проведение занятия, а составление программы и привлечение клиентов остаются за клубом. В этом случае его компенсация должна быть, конечно, меньше.

Третий вариант взаимодействия преподавателя и клуба — аренда помещения. Приходит к вам, например, инструктор по йоге: у него есть группа, с которой ему сейчас негде заниматься, и он просит предоставить помещение. Получается, что и программа, и проведение занятий, и привлечение клиентов — на преподавателе. Конечно, доходы от такого занятия невелики — это просто аренда за один час. Но если у вас в это время помещение все равно пустует — почему бы и нет? Тем более что у женщин, которые придут на йогу, возможно, есть дети. Не исключено, что, познакомившись с клубом поближе, они приведут их к вам на занятия.

Как можно уменьшить влияние педагогов на устойчивость бизнеса?

Во-первых, не стоит класть все яйца в одну корзину. Например, в вашем клубе пять дней в неделю с утра до ночи работают два преподавателя. В случае если один из них уйдет, вы потеряете половину клиентов. Если же у вас десять преподавателей, то с уходом одного из них вы рискуете только десятью процентами учеников. Поэтому в наших клубах мы стараемся не отдавать педагогам пятидневку. Максимальная нагрузка — три раза в неделю по полдня.

Во-вторых, влияние педагогов могут снизить такие программы, как мини-сад, когда детей приводят не на одно, а на три-четыре занятия сразу. В этом случае с ребенком работают несколько педагогов, с которыми родители не очень много общаются: утром привели ребенка и убежали, днем забрали и ушли. Если педагог уйдет, это, скорее всего, никак не скажется на посещаемости сада.

И, в-третьих, очевидные преимущества у клуба при наличии собственных конспектов. Не секрет, что на рынке труда не хватает педагогов по раннему развитию. А имея программу, вы можете привлекать начинающих специалистов, уровень оплаты которых будет пониже, чем у «звезд», имеющих собственную программу педагогов.

Когда в клубе есть конспекты, преподавание по ним могут вести сразу два педагога в одной группе. Например, по вторникам — Маша, по четвергам — Таня. Если уйдет одна из них — останется вторая, а с ней — часть детей или все. Некоторые клубы, у которых есть программа, намеренно устраивают текучку, чтобы дети и родители не успели привязаться к кому-то из педагогов.

Наконец, если ваш преподаватель перестал с вами работать, обучение по программе можно поручить его коллеге. С авторской программой такой номер провернуть сложнее: даже если нашелся новый преподаватель, устраивающий старых клиентов, сложно восстановить информацию о том, что они проходили, а что — нет. Если же обучение идет по конспектам, берем следующий по порядку и продолжаем процесс. Какими могут быть готовые конспекты, можно посмотреть на нашем сайте www.BestBabyClub.ru/start.

Конечно, если вы берете на работу сотрудника без опыта или с небольшим опытом работы, потребуется адаптационный период, во время которого новичок сможет посетить занятия более опытных коллег, поработать с ними в паре, а затем самостоятельно. Возможно, вы захотите отправить его на специальные курсы.

Чтобы избежать ситуации, когда вы оплачиваете сотруднику обучение, а он сразу после этого переходит на другую работу, не забудьте заключить с ним соглашение, в соответствии с которым он обязуется проработать у вас определенное время. Если он захочет уволиться раньше, ему придется возместить стоимость обучения. Пример такого соглашения можно бесплатно скачать на нашем сайте www.BestBabyClub.ru/start.

Тимбилдинг

Хорошие педагоги — люди эмоциональные и тонкие, для них очень важна атмосфера в коллективе. Поэтому помимо объективных факторов, о которых мы говорили раньше, в ваш клуб сотрудников будет притягивать такая субъективная субстанция, как атмосфера в коллективе — возможность общаться, дружить, ощущать себя частью команды. Здорово влияют на атмосферу в клубе наши небольшие корпоративные вечеринки. Вот как они проходят.

Конечно, в обычной жизни можно быть сколь угодно тонкой ценительницей словесности, поклонницей Мопассана и Достоевского , но, когда идешь в караоке-клуб, об этом надо забыть, а вспомнить самый заводной попсовый трэш, и тогда вечер удастся на славу. Такой вывод я сделала, когда мы в первый раз проводили караоке-корпоратив. Зайдя в зал и получив толстые книжки с тысячами названий песен, мы, хмуря брови, долго их листали в поисках чего-нибудь знакомого. В конце концов нашли какой-то романс, спели. Минут через пятнадцать обнаружилась детская песня, которую мы тоже кое-как осилили.

Когда у меня уже появились сомнения в том, что мы правильно сделали, выбрав такой формат встречи, на глаза мне попалась песня Верки Сердючки «Я иду такая вся в “Дольче-Габбана”». Как только мы стали дружно распевать припев, стало понятно, что пришли мы сюда не зря. Вторым хитом того вечера стал почему-то «Владимирский централ». Интересно, что бы сказали родители наших детей, увидев их рафинированных преподавателей, с упоением поющих русский шансон? И не только. Песня «Кайфуем» Арсена Петросова нам тоже пришлась по душе.

На следующий год я решила заранее с помощью коллег начать подбор репертуара, чтобы не терять время в поисках «правильных» песен. Шорт-лист включал в себя (после «Дольче-Габбана», естественно) такие произведения, как «О боже, какой мужчина», «Желтые тюльпаны», «Угнала тебя, угнала», «Лелик, солнце» и еще несколько подобных нетленок.

Вообще-то целью мероприятия было не только сплотить коллектив (кое-кого и познакомить — у некоторых наших сотрудников рабочие дни не совпадают никогда), но и подвести предварительные итоги очень важного для нас года, а также озвучить планы на следующий.

Я хотела показать нашей команде, что у нас крепкая, правильно развивающаяся компания, в которой у каждого сотрудника есть перспективы для профессионального роста .

Чтобы у нас была возможность поговорить хотя бы в относительной тишине, мы сняли отдельный маленький зал, однако после официальной части решили перейти в общую караоке-тусовку.

Наше переселение стало, пожалуй, самым эффектным моментом вечера. Вот как это было: звучит песня «Ах, какая женщина», из VIP-зала гуськом выходят двенадцать женщин с бокалами в руках и, проходя между столами и давясь от смеха, направляются в общий караоке-зал. «Женщины, вы куда?» — проводив взглядом нашу процессию, трагическим голосом произнес один из гостей ресторана.

На мой взгляд, мероприятие прошло на славу. Было приятно, когда две сотрудницы, которые приезжают в клуб всего раз в неделю, а основное рабочее время проводят в другом, большом и известном детском центре, сказали: «Как хорошо, что мы хоть где-то можем почувствовать себя частью коллектива» — и угостили всех шампанским.

Наши первые «тимбилдинги» четыре года назад проходили на тройку с минусом: и сотрудники собирались не очень охотно, и особого духа единения или чего-то подобного не возникало. Наверное, тогда мой клуб был еще слишком слабым, педагоги не испытывали оптимизма, поэтому тратить свободное время на какие-то левые встречи считали излишним. Да и организовывалось все совсем неправильно.

Хотя я по-прежнему не считаю себя опытным HR-менеджером, несколько несложных правил все же усвоила:

— корпоративные встречи однозначно нужны;
— трудно провести хороший тимбилдинг в слабой компании;
— о встрече надо сообщить за две-три недели и несколько раз напомнить — явка будет выше;
— необходима развлекательная часть — что-то вроде караоке, боулинга, приготовления шашлыков или хотя бы настольной игры;
— официальная или полуофициальная часть, где говорится о компании, ее достижениях и целях, — неотъемлемая часть встречи, без этого теряется весь смысл;
— надо фокусироваться не столько на компании, сколько на том, какие возможности она дает команде, — слушать о себе так интересно.

Итак, идеальная команда может сложиться при соблюдении трех важных условий:

1. В клубе есть преподаватели-«якоря» и менее опытные, взаимозаменяемые педагоги.

2. Собственная программа, которая позволяет минимизировать нагрузку на педагогов и оптимизировать расходы на зарплату.

3. Благодаря здоровой атмосфере в коллективе сотрудники общаются, дружат и с удовольствием ходят на работу.


Глава 2
Рецепты «вкусных» занятий

Как добиться идеальных занятий каждый день?

Американский предприниматель и инвестор Роберт Кийосаки, автор книги «Богатый папа, бедный папа», рассказывает, что к нему часто обращаются с предложением инвестировать в те или иные «гениальные» проекты. Как правило, Кийосаки задает этим людям вопрос: смогут ли они приготовить более вкусный гамбургер, чем в McDonalds? Все отвечают утвердительно. Второй вопрос: смогут ли они построить второй McDonalds?

И как раз второй вопрос заставляет начинающих предпринимателей задуматься о том, что умение сделать хороший продукт — это самое начало пути. Нужно сначала самому научиться готовить так, чтобы бутерброд был всегда одинаково высокого качества. Потом научить поварят готовить так же вкусно, как и ты сам. Проработать технологию, чтобы и у сотрудников гамбургер получался всегда одинаково высокого качества и вкуса, позаботиться, чтобы в ресторанах каждый день были свежие продукты и появлялись новые посетители.

В отличие от Кийосаки, который сравнивает свой бизнес с сетью быстрого питания, хороший клуб ассоциируется у меня с эксклюзивной кондитерской или бутиком сладостей. Корзиночки из теста со взбитыми сливками и свежими ягодами... Ароматные пряники в виде клоунов с желтыми колпаками, разрисованными вручную. Вишневый штрудель с шариком ванильного мороженого, листочком мяты и сахарной пудрой. Трехэтажные тортики с ангелочками и шоколадными кружевами.

Несмотря на то что в нашем и любом бизнесе важно все: реклама, работа администраторов, интерьер, — в сердце всего этого — сам продукт, вкусный и неповторимый.

Как сделать так, чтобы занятия были «вкусными» и полезными?

Возьмем, для примера, занятия с детьми от года до трех лет. Готовить будем из обязательных ингредиентов. Вот они:

— приветствие (например, песенка, повторяющаяся на каждом занятии);
— знакомство с окружающим миром;
— логоритмика (упражнение, сочетающее речь и движение, часто с музыкой);
— чтение (играем с кубиками Зайцева);
— математика (основы математических представлений, например знакомство с понятиями «много — мало», «большой — маленький»);
— работа с предметами (нанизать ягоды на шнурок, покапать пипеткой, достать из крупы гальку и т. д.);
— двигательная дорожка (проход без обуви по массажным кочкам и дорожкам, перешагивание через перекладину, проползание в туннеле под энергичную музыку);
— пальчиковая гимнастика;
— постановка руки (рисуем вертикальные, горизонтальные, волнистые линии);
— массаж (под релаксирующую музыку катаем массажных «ежиков» по ручкам и ножкам ребенка);
— развитие внимания/памяти/мышления (найти одинаковые предметы, обнаружить, что пропало, и т. д.);
— цветовосприятие;
— творчество (небольшая поделка, изготовление которой не требует больше пяти — семи минут);
— прощание (повторяющаяся песенка).

Чтобы занятие было интересным, необходимо наличие трех составных частей: «вкусной», академической и повторяющейся.

Что такое «вкусная» часть? Прежде всего, она не бумажная. Есть клубы и преподаватели, которые любят всему учить по карточкам. Названия фруктов запоминаем по ксерокопии из учебника, овощей — по распечаткам, посуды — по картинкам из книжки и т. д.

Мы работаем по-другому. Тему «Ванная комната» тоже можно изучить по картинкам, но если ребенок «постирает» в мыльной воде носочки, повесит их на веревку и закрепит прищепкой, понюхает шампунь, собьет венчиком пену и через соломинку надует пузыри, урок запомнится надолго — а значит, будет эффективным.

Что делает упражнение запоминающимся? Эксперименты с водой (переливаем, подкрашиваем, сравниваем теплую и холодную воду, пробуем на вкус соленую, что-то в ней мочим, стираем, растапливаем снег и лед), крупой (пересыпаем, ищем в ней что-то). Еще отличные помощники — деревянный театр или перчаточные куклы (куклы просят выполнить какое-то задание), тесто, что-то съедобное.

Важный нюанс в этом виде упражнений — дать ребенку прибраться за собой. Если просыпал крупу — получай веничек и совок и собирай. Пролилась вода — можно протереть тряпкой. Цель — не навести чистоту, а привить навыки самоорганизации и просто доставить ребенку удовольствие.

Однако все-таки без академической части занятия кажутся слишком поверхностными и игровыми. Как правило, в академическую, или «бумажную», часть входят упражнения на постановку руки, память/внимание/мышление и иногда — задания по математике. Одно и то же упражнение можно подать по-разному. Например, упражнение с цветом можно выполнить на бумаге (посади — соедини линией — синюю бабочку на синий цветок, желтую бабочку на желтый цветок), а можно налить в три плошки воды, подкрасить ее акварелью, дать цветные формочки из мозаики и попросить пустить желтый кораблик по желтой речке, а синий — по синей. Только второй вариант займет у вас больше времени, потому что листы бумаги дети отдают довольно спокойно, а вот с корабликом на речке расстаться сложнее.

«Бумажные» упражнения делятся на два вида. Часть листов с заданиями мы распечатываем и ламинируем, чтобы можно было их использовать неоднократно. Дети рисуют на них фломастером, и эти линии можно потом стереть. Другую часть мы не ламинируем (как правило, это упражнения на постановку руки, их нужно выполнять на обычной шершавой бумаге, которая не скользит) — и эти листы дети забирают собой.

Мы строим занятие так, чтобы ребенок унес два-три результата своего труда — например, заполненные рабочие листы и поделку. Здесь мы преследуем сразу две цели. Во-первых, регулярно демонстрируем родителям, как мы хорошо работаем, — это особенно актуально, когда ребенка приводит на занятия няня. А во-вторых, ребенок лишний раз получает порцию похвалы от папы, бабушки, дедушки, что повышает его мотивацию ходить в свой любимый клуб и там стараться.

И третий вид упражнений — повторяющийся. Как правило, это физминутки, мини-танцы с песнями, музыкальные паузы. Они сами по себе ценны — развивают общую моторику, координацию движений, чувство ритма. Что еще более важно, ребенок к ним привыкает, и эти привычные моменты настраивают его на занятие.

Еще Мария Монтессори заметила, что дети двух — четырех лет очень ценят все привычное. Как правило, эти музыкальные повторяющиеся упражнения — первое, что ребенок начинает выполнять в клубе. И, кстати, специалисты по личной эффективности и тайм-менеджменту советуют включать в рабочий день привычные, рутинные занятия — они настраивают на работу. У детей то же самое.

Примеры готовых конспектов с иллюстрациями и звуковым сопровождением можно бесплатно скачать на сайте www.BestBabyclub.ru/start.

Процесс или результат? Особенности занятий с детьми разных возрастов

Запросы родителей меняются в зависимости от возраста детей. Возьмем в качестве примера базовый курс детских клубов — комплексное развитие. Он направлен на интеллектуальное развитие ребенка, но может содержать музыкальные, подвижные, творческие упражнения.

Самых маленьких учеников — от года до трех лет — приводят в первую очередь для приятного времяпрепровождения. Маме, заскучавшей в декретном отпуске, хочется проветриться и пообщаться. Другой маме, которая рано вышла на работу и немного комплексует из-за этого, хочется, чтобы ребенок играл не только с няней, но и с другими детьми, при этом под присмотром квалифицированных специалистов. То есть ожидание результата не стоит на первом месте.

Родителей привлекает то, что на занятиях много музыки, игр с музыкальными инструментами (бубнами, колокольчиками, кастаньетами и т. д.), песком и крупами, что дети приносят домой красивые поделки.

Сам поход маленького человека «в школу» становится для родителей событием. Они наряжают своего «пупса» и постоянно его фотографируют. Обожают всякие праздники и чаепития, предпочитают прийти пораньше и долго не уходят, особенно если есть где поиграть. Очень ценят, когда клуб во время занятий проводит фотосъемку (пусть и непрофессиональную).

Ожидание результата появляется у родителей детей старше трех лет. Конечно, никто — за редким исключением — не хочет «лишать ребенка детства», сажать его за парту и заставлять зубрить. Родителям важно, чтобы занятия были ребенку в радость, чтобы он общался, участвовал в играх и праздниках.

И в то же время они ждут, что ребенок сможет прочесть отдельные слоги или короткие слова или хотя бы назвать буквы и посчитать. То есть для родителей детей от трех до пяти лет важны и процесс, и результат. Поэтому в работе с детьми такого возраста мы уделяем серьезное внимание их обучению — чтению, основам арифметики, подготовке руки к письму. При этом не забываем и о творчестве — ведь дети обожают возиться с тестом, красками, кромсать бумагу. Коллективные игры, драматизация сказок, простые опыты — все это остается на занятиях.

А вот для родителей детей от пяти до семи лет результат однозначно выходит на первое место. Помню, как папа мальчика, который ходил к нам на английский язык, попросил записать сына еще и на подготовку к школе. «Валера ни букв, ни цифр не знает, — пожаловался он. — Мы водим его в частный детский сад и платим больше двух тысяч долларов в месяц, а их там только «в попу целуют».

Итак, если важно комплексное развитие, то убираем из программы занятий почти все развлекательные моменты (за исключением нескольких физминуток) и сосредоточенно работаем над подготовкой к школе: чтением, математикой и письмом. На первом месте — чтение. Во-первых, оно дается детям сложнее, чем математика, а во-вторых, ему придают больше значения как родители, так и учителя в школе.

Наша программа выстроена так. Одно занятие в неделю полностью посвящено чтению и письму. Второе — математике, но последние десять минут занятия дети тоже читают. В дни, когда проводятся эти занятия, мы предлагаем также упражнения на постановку руки — раскрашиваем, пишем буквы и цифры. Так как занятия очень интенсивные, мы на 100 процентов погружены в подготовку к школе, родители видят результат быстро и ценят это.

С другой стороны, если ребенку не хватает творчества, он может пойти на специализированные курсы. Ведь во многих клубах для детей с трех лет, помимо интеллектуального развития, есть и другие направления. Это творческие курсы (изо, лепка, декупаж, рисование песком, различные поделки, вязание, вышивание, мыловарение), иностранные языки, фитнес-направления (танцы, хореография, детская йога, капоэйра), такие курсы, как лего-конструирование, «Галилео» (ставим опыты), страноведение.

Гармоничное расписание

Чтобы все эти курсы были максимально востребованными, надо правильно составить расписание — родителям должно быть удобно оставить ребенка на второе занятие. Многие клубы допускают ошибки. Например, подготовка к школе для детей пяти — семи лет проходит в то же время, что и рисование для пяти-, семилеток. Или подготовка — в 17:00, а рисование — в 19:00 (между занятиями получается часовой перерыв). Приходится выбирать. А если бы рисование шло сразу за подготовкой к школе, многие родители оставили бы ребенка на два занятия. Мама получит два часа свободного времени, а клуб — дополнительный доход.

Другая распространенная ошибка — поставить в один день два трудных курса, например подготовку к школе и английский язык. Возможно, некоторые ученики захотят (даже точно захотят) ходить сразу на оба занятия. Но два таких сложных предмета в один день осилит не каждый ребенок. Лучше сочетать интеллектуальный курс с танцами или другим творчеством, а иностранный язык провести в другие дни.

И еще несколько подсказок для тех, кто составляет расписание. Мы руководствуемся следующими принципами.

Принцип «неполоманного» расписания. Он делится на два подпункта. Во-первых, в большинстве случаев я бы не советовала составлять расписание «понедельник и четверг» и «вторник и пятница», особенно для детей старше четырех лет.

Понятно, что для эффективности занятий «понедельник и четверг» лучше, чем «вторник и четверг». Перерывы между занятиями практически одинаковые, более равномерно распределены нагрузка и домашние задания, если они есть.

Однако в большинстве кружков и детских секциях занятия проходят в понедельник, среду и пятницу или во вторник, четверг и субботу. Многие дети совмещают, например, занятия в спортивной секции и иностранный язык. Так, если занятия по английскому проходят в понедельник и четверг, а в спортивную секцию (не к вам) ребенок ходит по нечетным дням, эти два занятия будут друг с другом конфликтовать. И не факт, что выбор будет сделан в вашу пользу.

Получается, расписание «понедельник, среда, пятница» и «вторник, четверг» легче встраивается в распорядок детей и родителей, а значит, у вас будет больше клиентов.

Вторая составляющая этого принципа — одно время начала занятий во все дни. Если занятия начинаются, например, в один день недели в 16:00, а во второй — в 19:00, родители будут путаться, забывать и пропускать. Не катастрофа, но хорошего мало. Исключение составляют те случаи, когда вы создаете группу из уже занимающихся в вашем клубе детей. Например, они занимаются музыкой, а хотят еще и танцами у того же преподавателя. Тут вы, конечно, ищете «окна» и ставите занятие туда, где есть свободное время.

Принцип незагруженности комнаты ожидания. Если у вас две или несколько учебных комнат, а зона ожидания совсем небольшая, разведите начало занятий в этих двух помещениях на 10-20 минут. Например, в одном помещении занятия начинаются без пяти минут любого часа, а во втором — в десять минут следующего часа. Это поможет уменьшить толкучку.

Принцип удобства для преподавателя. Как-то раз меня попросили «проинспектировать» расписание готовящегося к открытию детского клуба премиального уровня. Оно выглядело примерно так (в клубе два учебных помещения): 10:00 в первом помещении — детская йога, во втором — подготовка к школе; 11:00 — музыка и английский язык; 12:00 — занятия с годовалыми малышами и танцы.

Я объяснила руководителям будущего центра, что им будет сложно найти хорошего преподавателя, скажем, по английскому языку, который согласится приезжать на одно занятие в день. Или ему нужно будет предлагать завышенный гонорар.

Конечно, можно попробовать найти (или подготовить) более или менее универсального преподавателя, который будет заниматься и с малышами, и с детьми постарше, вести иностранный язык и танцы. Но быть хорошим специалистом сразу во многих областях невозможно или по крайне мере сложно. К тому же в таком случае в один день преподавателю нужно будет провести подготовку к двум-трем совершенно разным учебным дисциплинам. И еще неизвестно, как отреагируют родители на то, что он такой «многостаночник».

Все понимают, насколько успех клуба зависит от хорошего педагога. Чтобы привлечь такого человека, нужно создать для этого условия. Мотивация работать в вашем центре повысится, если вы предложите приезжать не на одно, а на три, а лучше четыре-пять занятий сразу. Поэтому я предложила следующий вариант: 10:00, 11:00 и 12:00 — занятия с малышами соответственно одного, двух и трех лет. А в другом помещении — детская йога (или другие физические упражнения) и танцы для двух возрастных групп, ведь все эти три занятия может вести один педагог.

Итак, чтобы в клубе было полноценное учебное «меню»:

— занятие должно включать три части: «вкусную», «бумажную» и повторяющуюся;
— уроки для маленьких должны быть приятными и развлекательными, для старших — эффективными;
— расписание должно быть таким, чтобы прием знаний состоял как минимум из двух «блюд» (занятий): одно — для ума, второе — для подвижности или творческое.

Зарина Ивантер. Успешный детский клуб. План развития на 12 месяцевЗарина Ивантер. Успешный детский клуб. План развития на 12 месяцев