среда, 6 ноября 2013 г.

Интервью с Дмитрием Силловым

Дмитрий Силлов — «проектный» автор. Он сочинил три успешных «сталкерских» романа, стал вдохновителем собственной постапокалиптической серии «Кремль 2222», сейчас готовится к изданию ещё один его проект. Все романы Силлова хорошо продаются и имеют устойчивый круг поклонников, которые отмечают особую достоверность «боевых» эпизодов из его книг. Вероятно, сказывается жизненный опыт Дмитрия, бывшего десантника и телохранителя, творца особой системы самообороны.

Какая фантастика нравится вам лично? Что посоветуете людям, которые мечтают стать писателями?

В детстве дома всегда было много книг. Наибольшее впечатление произвели Джек Лондон, О.Генри, Эдгар По, Александр Грин, Куприн, Пушкин, Лермонтов - это я о собраниях сочинений, которые были прочитаны от корки до корки раз по пять. Ещё в то время я очень увлекался творчеством Владимира Высоцкого, чьи стихи до сих пор считаю шедеврами русской словесности. Думаю, это основа основ для любого писателя — чтение классиков в детстве, когда в юный мозг, который, как губка, впитывает информацию, закладывается матрица правильного построения слов и образов. Позже начал формироваться собственный стиль. Большое влияние на него оказало творчество братьев Стругацких, Гарри Гаррисона, Айзека Азимова, Александра Мазина и других замечательных фантастов. Думаю, такая схема обучения подойдёт любому человеку, мечтающему стать писателем: от классиков — к фантастике, а не «прошёл игру, дай-ка бестселлер напишу». Без многих часов, проведённых за чтением великих книг, и без углублённого анализа того, почему они стали великими, ничего не выйдет. А для тех, кто хочет писать именно боевую фантастику, желателен личный воинский опыт. Хотя бы просто в армии послужить, из автомата пострелять, полосу препятствий пройти. Без этого вряд ли получится хороший боевик, особенно у начинающего автора, у которого пока ещё нет навыка писательской работы. Всегда проще писать то, о чём знаешь, что прошёл сам, видел своими глазами.


В «Крови Охотника» вы попробовали себя в жанре вампирского боевика, в «Злом городе» — в жанре исторического романа. Собираетесь ли и дальше разнообразить своё творчество? Может, замахнётесь на фэнтези или космическую фантастику?

Плох тот писатель, который исходит лишь из собственных желаний и амбиций. Я всегда старался совместить читательский интерес (то есть спрос книжного рынка) с собственным, причём первое всегда было в приоритете. Не покривлю душой, если скажу, что сейчас я могу писать интересно и для себя, и для читателя в любом жанре, исключая, пожалуй, женские романы. Однако все свои планы на будущее я обсуждаю с издательством. Поэтому то, в каком жанре я буду писать дальше, зависит исключительно от того, что интересно издательству с точки зрения покупательского спроса. При этом я не стесняюсь экспериментировать и предлагать собственные идеи. И если я нахожу поддержку со стороны издательства, получаются интересные проекты типа «Кремля 2222» или «Розы миров». Работа с ACT мне нравится тем, что его руководство не боится экспериментов. Так что в будущем всё возможно.

Вашим дебютом в фантастике было участие в межавторском проекте S.T.A.L.K.E.R. Насколько сложно и интересно было работать в проекте, мир которого был уже сформирован? Оставался ли простор для собственного творчества и фантазии?

Мир S.T.A.L.K.E.R.a — это, по сути, мир «Пикника на обочине» Стругацких, наложенный на территорию Чернобыльской зоны отчуждения. Как такое может быть неинтересным? И простор для фантазии, естественно, был. И оригинальные идеи привнести получилось. Вообще, воин в экстремальной ситуации — близкая мне тема. Для лучшего понимания материала я законспектировал все три игры S.T.A.L.K.E.R.: последовательно прошёл их и выписал диалоги персонажей, особенности аномалий, артефактов и мутантов. К тому же при подготовке книг я беседовал с настоящими путешественниками по Зоне отчуждения и с теми, кто ликвидировал последствия Чернобыльской аварии. Думаю, результатом такого основательного подхода к материалу и стал успех трёх моих романов из этой серии.

Что участие в межавторских проектах дало вам как писателю?

Участие в чужих проектах дало бесценный опыт вживания в уже существующий фантастический мир и построения в нём собственных сюжетных линий. Развитие своих проектов дало опыт работы в команде, редакторские навыки, способность рассматривать под правильным углом чужие тексты, находя в них то, что будет действительно интересно читателю.

Почему среди российских межавторских проектов наибольшей популярностью пользуется именно постапокалиптика? За исключением «Этногенеза», все успешные российские межавторки связаны с выживанием после локальной или глобальной катастрофы. На Западе ведь иначе — в лидерах проектов космические эпопеи, истории о супергероях, авантюрное фэнтези.

Постапокалипсис близок нашему народу, прошедшему в минувшем веке через ад глобальных войн, а в нынешнем — через ужасы локальных конфликтов. Как бы благополучно не жил русский человек сегодня, где-то глубоко внутри каждый из нас готов к экстремальной ситуации. Последняя серьёзная война на территории Америки закончилась без малого двести лет назад, и её население полностью отвыкло от мысли, что любого человека может коснуться этот кошмар. Потому в американской фантастике больше популярны сказки. Наша фантастика гораздо более сурова, жизненна, жестока, если хотите. Потому что, если случится нечто действительно серьёзное, с нас моментально осыплется бытовая шелуха и любой агрессор окажется бессилен перед народом, каждый представитель которого — воитель по своей природе.

Расскажите поподробнее о новом проекте «Роза миров». Чем он отличается от того, что вы писали ранее?

Новый проект — это во многом свежий взгляд на фантастику вообще. У нас же как принято: если сталкер — то в Зоне, и это однозначно боевая фантастика. Если эльф или орк — это фэнтези, и никак иначе. Когда я обдумывал «Розу миров», то задался двумя вопросами. Первое: а что получится, если написать, что из-за давно минувшей ядерной войны у некоторых людей появилась способность управлять стихиями? Будет ли это фэнтези? Вряд ли, хотя на первый взгляд похоже. Но всё-таки не оно. И второе: а что будет, если в этот мир забросить Снайпера, хорошо знакомого читателям по моим предыдущим романам? «Похоже, бомба будет», — подумал я, предлагая этот роман ACT. И не ошибся — издательство с ходу приняло «Закон дракона» как первый роман новой серии и выпустило его тиражом 15 тысяч, для пилотного тома совершенно нового проекта очень и очень солидным. А уж как дальше будет развиваться «Роза миров» и как воспримут её читатели, покажет время.

Как в любой вселенной, в «Розе миров» будет много героев, непохожих друг на друга. Уже сейчас над романами моего нового проекта работают несколько маститых фантастов, настоящих профессионалов своего дела. Ну и я сам, конечно, буду в него писать. Так что обещаю, «Роза миров» будет разнообразной, необычной и, конечно, очень интересной для всех поклонников настоящей, качественной фантастики и фэнтези.

Ранее вы фэнтези не сочиняли. Придумывая «Розу миров», вы держали в уме какие-то конкретные ориентиры — творчество мэтров, фильмы, игры?

Как я уже сказал, это не фэнтези, это что-то достаточно необычное и новое. Честно говоря, создавая «Закон дракона», я вряд ли на кого-то ориентировался. Хотя, без сомнения, на роман наложили отпечаток и множество прочитанных мною книг, и голливудские блокбастеры, и компьютерные игры. Но какие конкретно - сказать не берусь, ибо точных аналогов своего сюжета я не встречал нигде.

Мир «Розы» переплетается с мирами S.T.A.L.K.E.R.a и «Кремля» — фактически вы создаёте свою литературную вселенную. Так случайно получилось или за этим стоит какая-то концепция? Или, может, пожелание издательства?

Нет, всё неслучайно. Я держу перед глазами конкретный пример мегауспешного проекта компании Marvel, создавшей вымышленную вселенную «Земля-616», где обитают одновременно и супергерои, и космические пришельцы, и древние боги, и фентэзийные персонажи. Честно говоря, я сам только недавно понял, что получается в итоге, и очень порадовался этому. Многолетний успех Marvel на рынке комиксов и в киноиндустрии говорит сам за себя. Они ведь не испугались смешения жанров - и в результате выиграли. Получается, я делаю то же самое, только в отечественной фантастической литературе, а издательство ACT всячески поддерживает моё начинание.

Ну и напоследок: что бы вы могли пожелать своим читателям?

Один мудрый человек как-то мне сказал: «Все желания сбываются. А если они не сбылись, значит, ты просто не желал по-настоящему». Это чистая правда. И я хочу пожелать всем, кто читает эти строки: если вы чего-то действительно хотите всем сердцем, идите к своей цели, несмотря ни на что! Никогда не сворачивайте с выбранного пути — и все ваши желания обязательно сбудутся!