среда, 6 ноября 2013 г.

Бунтарь на заработках


29 августа 2013 года исполнилось 10 лет сервису Skype, радикально изменившему представления человечества о возможностях и границах коммуникаций. Этот сервис не просто сделал явью визуальное общение людей на расстоянии, которое с подачи писателей-фантастов прошлого века представлялось нам едва ли не самым желанным «элементом будущего». Этот сервис изыскал возможность предоставлять свои услуги совершенно бесплатно, разрушив, таким образом, самую могущественную коммерческую монополию нашего времени — стационарную и мобильную телефонную связь.

Моя увлеченность компьютерными технологиями и былые обязанности, связанные с ведением еженедельной софтверной колонки в журнале «Компьютерра», сделали неизбежным знакомство со Skype на самом раннем этапе становления сервиса. Это обстоятельство позволило пройти вместе с программой весь путь — от первых нестабильно работающих бета-версий до нынешнего «коммерческого комбайна», который за лоском модных «фич» скрывает едва ли не большее количество багов, чем в самом начале.


Моя оценка эволюции Skype лишена субъективности: достаточно почитать любой профильный компьютерный форум, чтобы удостовериться: едва ли найдется какая-нибудь другая программа, которая собирает сегодня большее количество критических отзывов, чем эта. При этом все пользователи единодушно отмечают именно отрицательную динамику: достигнув в 2006—2008 годы оптимального состояния, программа с каждой новой версией становилась только хуже.

Все мы воспитаны на иллюзиях прогрессивного позитивизма, поэтому любое проявление регресса воспринимаем как отклонение от «нормы». И если в культурном и психологическом контекстах подобное представление о «норме» и может вызывать скепсис, то уж во всем, что относится к научному прогрессу и компьютерным технологиям, перифраз «post hoc ergo melior hoc» должен считаться нормой без всяких кавычек.

Тем не менее, факт остается фактом: от версии к версии программа Skype ухудшается, причем разброс недостатков, варьирующихся от одной операционной системы к другой, столь велик, что затруднительно заподозрить сугубо технические просчеты и издержки, связанные со сложностью портирования кода в ту или иную среду (например, на Android, или Mac OS X, или Linux и т. п.). Ухудшение Skype происходит на уровне общего функционала: расширяя свои возможности, программа становится все менее удобной и надежной в чисто потребительском отношении.

Очевидно, что речь идет о диссонансе, проявляющемся на уровне не программирования, а тактики и стратегии компании, которая ориентирует свой продукт в направлениях, отличных от ожиданий рядовых пользователей. Такое предположение оправдано еще и потому, что сервис Skype изрядно прошелся по рукам, четырежды сменив собственника за свою недолгую биографию. И всякий раз новый хозяин, получив контроль над командой программистов, разворачивал «телегу» в своем оригинальном направлении, не считаясь с интересами и пожеланиями — шутка сказать! — сотен миллионов пользователей! При этом сама концепция продукта — все более и более отдалялась от первоначального замысла.

Отдалялась до тех пор, пока идея простого и приватного общения не оказалась окончательно скомпрометированной прямым сотрудничеством с Агентством национальной безопасности США, которому была официально предоставлена возможность прослушивать все разговоры и перлюстрировать всю переписку пользователей Skype. Именно этот момент — февраль 2011 года — можно смело считать гибелью программы в том виде, как она была задумана и реализовывалась до тех пор. Формально Skype продолжил свое развитие, но это была уже другая программа, с другой идеологией, служащая другим целям и задачам.

Корпоративная биография Skype, которую, как догадался читатель, я собираюсь сегодня ему поведать, не только наполнена богатейшим фактурным материалом, способным преподать немало этических и деловых уроков, но и несет на себе серьезную социальную нагрузку. Если у кого-нибудь создастся иллюзия, что мы уделяем слишком много внимания какой-то «рядовой компьютерной программе», предлагаю обратить внимание всего лишь на несколько цифр: услугами Skype пользуются сегодня около 800 млн человек, из которых более 50 млн находятся на связи в любую минуту; ежемесячно пользователи Skype совершают звонки, продолжительность которых составляет около 40 млрд минут — это 34% всего мирового трафика международных разговоров! Skype уже давно — крупнейший в мире провайдер услуг международной телефонии, и в перспективе его доля будет только увеличиваться, потому как рост числа пользователей и интенсивность разговоров в сети Skype выше, чем у всех мобильных и стационарных операторов телефонной связи в мире вместе взятых!

С учетом сказанного, состояние дел Skype, равно как и качество его программного продукта, давно не являются частным делом собственников компании, поскольку услуги Skype носят системный и даже стратегический характер для всего мирового сообщества. Такая вот цена вопроса в нашем сегодняшнем исследовании.

* * *

Оглядываясь назад, понимаешь, что трагическая судьба Skype в значительной степени обусловлена противоречием, заложенным уже в самом замысле нового сервиса: демиурги программы хотели создать продукт, анархичный и нонконформистский по форме и содержанию, однако же с претензией на коммерческое его применение в сложившейся системе отношений, которую этот продукт сам же и пытался разрушить! Эта попытка усидеть на двух стульях рано или поздно должна была завершиться либо падением, либо переходом в какое-то устойчивое состояние. Skype пошел по второму пути.

Все началось с того, что шведскому оператору телефонной связи Tele 2 очень захотелось идти в ногу со временем и создать портал под бессмысленным названием Everyday.com. То ли потому, что в сытой и самодовольной Швеции не нашлось стоящих программистов, то ли потому, что волею случая первое деловое предложение поступило от Стефана Эберга, маркетингового директора представительства Tele 2 в Эстонии, разработку портала поручили команде кодеров из Таллина — Яану Таллинну, Ахти Хейнла и Принту Касесалу.

Тройка приятелей откликнулась на объявление в газете, с легкостью прошла техническое испытание и проверку и получила ангажемент от Tele 2 с невероятным для тех времен и мест окладом — 330 долларов в день! Таллинн, Хейнла и Касесалу не только были друзьями детства, но давно и успешно сотрудничали на ниве софтостроения: свою первую компьютерную игру Kosmonaut они написали аж в 1989 году и даже заработали на ее продаже 5 тыс. долларов.

Команда «Bluemoon» (так называлась компания, учрежденная таллинскими программистами еще в годы Фидонета) создала портал Everyday.com всего за несколько недель, но проект благополучно скончался, поскольку телефонный оператор Tele 2 понятия не имел, каким содержанием наполнять свою веб-игрушку. «Bluemoon», все же, хорошо запомнилась, поэтому когда бывшие сотрудники Tele 2 — швед Никлас Ценнстрём и датчанин Яанус Фриис, подавшись на вольные хлеба, решили замутить свой собственный интернет-проект, то за его технической реализацией они обратились к таллинским программистам.

На дворе стоял 2000 год, и мир упивался скандалом вокруг файлообменной пиринговой сети Napster: кто-то из пользователей выложил в ней демоверсию песни «I Disappear» группы Metallica, рокеры оскорбились и подали в суд на создателей Napster и заодно на университеты Южной Калифорнии, Йеля и Индианы. Кончилось дело тем, что пиринговую сеть разорили и пустили с молотка.

Ценнстрёму и Фриису зачем-то очень захотелось повторить подвиг американских студентов, поэтому они вспомнили об эстонской команде «Bluemoon», связались с ней и заказали разработку пиринговой сети, аналогичной Napster. Тройка друзей-кодеров с энтузиазмом откликнулась и уже в сентябре 2000 года произвела на свет Kazaa, оказавшуюся впоследствии легендарной.

Новая пиринговая сеть почти мгновенно стала самой загружаемой программой мирового Интернета. Удивляться не приходится: после кончины Napster у Kazaa банально не было альтернатив. Вместе с популярностью, между прочим, пришла и головная боль: юристам, натравленным американскими музыкальными и киноассоциациями, Ценнстрём и Фриис показались легкой добычей. Поначалу шведу и датчанину удавалось уворачиваться от судебных исков, но скоро пришлось перейти к глухой обороне: отказ от авиаперелетов (только поезда и паромы!), еженедельная смена мобильных телефонов, табу на поездки в США, офисы без опознавательных знаков и вывесок, запрет на визитные карточки и публичные выступления. Дошло до того, что всякий раз, как в таллинской квартирке, служившей офисом команды «Bluemoon», раздавался звонок в дверь, Никлас Ценнстрём прятался под столом.

У истории с Kazaa печальный конец. Несколько лет спустя, уже после того, как взошла звезда Skype и Ценнстрём с Фриисом стали миллиардерами, «копирастическая» братия все-таки принудила их выплатить отступные на астрономическую сумму — свыше 100 млн долларов! — в обмен на отказ от преследования по всему миру и право на безопасные поездки в США.

Бесперспективность доходного бизнеса, основанного непосредственно на эксплуатации файлообменной сети, подтолкнула Ценнстрёма и Фрииса к поиску альтернативного приложения наработок, созданных таллинскими программистами в сфере p2p-технологий. Нужно отдать должное предусмотрительности датско-шведского тандема: все права собственности на движок Kazaa были вовремя переданы компании Joltid, которую Ценнстрём и Фриис учредили совместно на Британских Виргинских островах. Впоследствии именно это обстоятельство обусловит их собственное сказочное обогащение.

Идея создания программы, которая позволяла бы совершать телефонные звонки с помощью компьютера, пришла в голову Яанусу Фриису и Тойво Аннусу, эстонскому менеджеру проекта Everyday, com. Первые разработки в области IP-телефонии велись уже в начале 1990-х годов, но программа команды «Bluemoon» была уникальной, поскольку связь между участниками устанавливалась напрямую (та самая p2p-технология, заимствованная из файлообменных пиринговых сетей), а не по привычной схеме «клиент-сервер».

Использование пирингового принципа обеспечивало голосовому обмену высокую степень защиты, а также значительно упрощало управление системой, потому что не требовало ресурсо- и энергоемкого серверного сопровождения. Весной 2003 года была написана альфа-версия Skype, а в августе новая чудо-программа уже вышла в открытое плавание. Кстати, своим названием программа обязана случаю: изначально ее окрестили Skyper, соединив английские слова sky («небо») и peer («пиринг»), но домен skyper.com оказался уже занятым, так что пришлось избавиться от последней буквы.

В руках Ценнстрёма, Фрииса и эстонской команды «Bluemoon» Skype просуществовал чуть более двух лет, и за эти годы с программой случились все самые замечательные преобразования. Первые версии Skype кишели «багами», связь была ненадежной, постоянно обрывалась, программа вылетала и даже подвешивала всю операционную систему, то и дело являя пользователю «синий экран смерти». Однако ничто не могло отвратить пользователей от возможности вести бесплатные разговоры с любой точкой планеты. В первый же день релиза публичной бета-версии — 29 августа 2003 года — Skype был загружен более 10 тыс. раз, а уже через два месяца число пользователей перевалило за миллион.

В последней версии (бета 2.0), созданной программистами «независимого» Skype непосредственно перед его продажей в 2005 году, все недостатки, связанные с болезнью роста, были преодолены: программа, по-прежнему оставаясь предельно простой в установке и использовании, могла также похвастаться почти безупречным качеством и надежностью связи, равно как и возможностью проведения видеотрансляций. Эту веху можно смело считать переломной в истории проекта, поскольку вся последующая биография Skype связана не столько с техническим совершенствованием сервиса, сколько с изменениями корпоративной тактики и стратегии. Они и обеспечили медленный, но верный дрейф Skype от реальных потребностей пользователей к чисто коммерческим приоритетам и даже политическим играм.

* * *

На начальном этапе единственным источником монетизации сервиса служил шлюз, позволяющий осуществлять звонки из сети Skype сначала на мобильные, а затем и на стационарные телефонные номера. Этой платной услугой, получившей название «Skype Out», пользовались всего 6% участников сети, но худо-бедно она позволяла проекту демонстрировать если не прибыль, то хотя бы потенциал рентабельности.

Компанию, управляющую Skype, Ценнстрём и Фриис зарегистрировали в Люксембурге — карликовом герцогстве с минимальным налогом на добавленную стоимость и относительно высокой степенью защиты бизнеса от судебных преследований, которые в случае с новым сервисом начались почти так же быстро, как и с Kazaa. Разница заключалась лишь в том, что задушить Kazaa пыталось «копирастическое» лобби, a Skype — мобильные и стационарные операторы телефонной связи, которые, к тому же, предпочитали действовать не напрямую, а через прикормленные государственные структуры и ведомства.

Колоссальная популярность Skype и увеличение числа пользователей чуть ли не в геометрической прогрессии обеспечили компании венчурное финансирование на очень выгодных условиях. Никласу Ценнстрёму пришлось даже отказать множеству желающих вложить деньги в Skype из опасений, что от долей учредителей скоро ничего не останется. Первые 18 млн долларов на развитие проекта пришли от консорциума частных инвесторов, в который входили фонды Index Ventures, Bessemer Venture Partners, Mangrove Capital и Draper Fisher Jurvetson. Отдача на эти ранние инвестиции составила около 4 000%!

Формальный водораздел в корпоративной биографии приходится на сентябрь 2005 года, когда Ценнстрём и Фриис договорились о продаже Skype онлайн-аукциону eBay за колоссальную сумму — 4,1 млрд долларов. 2,5 млрд покупатель выплачивал наличными сразу, а остальные — в течение нескольких лет при условии доходности проекта.

Принято считать, что швед с датчанином продешевили и продали Skype раньше времени. На самом деле момент для продажи был выбран идеальный. Во-первых, компании никак не удавалось нащупать источник доходности, который позволил бы ей выйти на что-нибудь, отдаленно напоминающее предложение eBay в обозримом будущем. Во-вторых, конкуренция Skype вырисовывалась в 2005 году уже нешуточная: Yahoo, AOL, Microsoft и Google создали собственные аналоги для голосового общения и видеоконференций и теперь были готовы отвоевать рынок у Skype за счет мобилизации собственных ресурсов, которые, как известно, у каждой компании исчислялись сотнями миллионов лояльных пользователей. В-третьих, давление со стороны телефонного лобби становилось столь яростным, что справиться в одиночку никому не известной эстонско-шведско-датско-люксембургской крохотной компании было нереально.

* * *

Разумеется, ни у Ценнстрёма, ни у Фрииса, ни у команды «Bluemoon», ни у прочих сотрудников Skype горького осадка от продажи компании не осталось: Ценнстрём с Фриисом положили в карман около миллиарда долларов, Таллинну, Хейнла и Касесалу досталось по 42 млн, рядовые сотрудники также разжились сочными опционами.

Единственной жертвой сделки стала сама программа Skype, которая после приобретения ее eBay оказалась в химерической ситуации: с одной стороны, проект разрабатывали эстонские программисты с очень своеобразным представлением о корпоративной дисциплине (вернее — вольнице), рабочем графике и субординации, с другой — управление перешло в руки калифорнийских менеджеров, которым не то что Эстония, но и вся Западная Европа представлялась краем света.

Главной же проблемой деградации проекта стало отсутствие какого бы то ни было стратегического видения развития Skype у нового владельца. Онлайн-аукционеры из eBay банально не знали, что им со Skype делать. Поначалу в воздухе витала идея прикрутить сервис голосового обмена непосредственно к аукциону. Однако ее отвергли, так как быстро поняли: любое нарушение универсального статуса Skype (программы для всех пользователей Интернета!) вело к уничтожению уже сформированной гигантской клиентской базы — самого ценного актива проекта.

Через каких-то два года сервис Skype вышел на такие уровни убыточности, что eBay уже спала и видела, как бы поскорее избавиться от актива несмотря на всю его пресловутую «перспективность»: в 2007 году при продажах в 381 млн долларов и числе пользователей, перевалившем за 278 миллионов, eBay умудрилась списать убытков на 1,4 млрд долларов!

Новые хозяева попытались поначалу продать Skype группе частных инвесторов, но неожиданно открылось, что продавать компанию нельзя, потому что eBay не принадлежит самое важное — p2p-движок, лежащий в основе всей системы функционирования Skype. Права собственности на этот движок (так называемый Global Index), как помнит читатель, принадлежали Joltid, офшорной компании Ценнстрёма и Фрииса, a eBay всего лишь использовала его по лицензии!

После мучительных переговоров удачливый швед и датчанин обменяли Global Index на дополнительную долю в Skype — сделка принесла им в итоге еще 1,1 млрд долларов.

Следующие два года прошли в хитрых маневрах, единственное назначение которых было — как можно выгоднее продать Skype конкурентам. Сначала eBay сделала вид, что собирается вывести проект на биржу, затем умело сыграла «в стенку» с Google, который стал демонстративно проявлять интерес к покупке Skype, довел ситуацию до ажиотажа, а в самый последний момент отказался от сделки. Игра, тем не менее, уже была сделана, потому что «на наживку» клюнула Microsoft, которая перебила цену Google, предложив eBay за Skype совершенно умопомрачительную сумму — 8,5 млрд долларов!

Подписание соглашения с Microsoft состоялось 10 мая 2011 года, и формально в жизни Skype началась новая эпоха, связанная с интеграцией сервиса голосового общения и видеоконференций в безбрежную экосистему самой популярной компьютерной ОС в мире. На самом деле новая веха для Skype случилась тремя месяцами ранее, когда eBay, не выдержав давления федеральной власти, создала для Агентства национальной безопасности секретные лазейки, позволяющие беспрепятственно прослушивать и перлюстрировать любые коммуникации пользователей.

Идея Skype как способа свободного, независимого и защищенного общения граждан прекратила свое существование. Начался период нового корпоративного строительства, удачно, между прочим, вписывающегося в общую канву Нового мирового порядка и Pax Americana. Вполне допускаю мысль, что со временем Microsoft все-таки сумеет навести порядок в куче беспорядочного кода, в которую превратилась сегодня некогда культовая программа. Навести порядок и полностью интегрировать Skype во все свои сервисы, а заодно убедить пользователей в безопасности и безобидности правительственных прослушек, которые, как мы все понимаем, вдохновлены исключительно заботой о безопасности американских граждан. Единственная незадача — это будет уже другой Skype. Skype, не имеющий ни малейшего отношения к тому, что задумали десять лет назад бесшабашные и гениальные эстонские программисты.

(с) Сергей Голубицкий