среда, 6 ноября 2013 г.

Сказка о работнике-ИП


Резкое снижение числа индивидуальных предпринимателей с начала года некоторые эксперты связали с тем, что повышение страховых взносов с 1 января 2013-го сделало невыгодным применение схем налоговой оптимизации с использованием ИП. Исследовав это предположение выяснилось, что схемы по-прежнему работают актуальны и не вышли из употребления. Впрочем, и риски для всех их участников сохранились.

Суть схемы проста: работодатель просит своего штатного сотрудника зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а затем заключает с ним договор на оказание возмездных услуг. Таким образом, отношения между сторонами из трудовых вдруг превращаются в гражданско-правовые (как между хозяйствующими субъектами), из чего проистекает заметная экономия на «зарплатных» налогах и социальных взносах.

«Таких индивидуальных псевдопредпринимателей в налоговой инспекции сразу видно, — говорит знакомый бухгалтер. — Они обычно держатся организованной группой (как-никак по факту это же один трудовой коллектив!), явно не владеют «предпринимательским минимумом», а в разговорах с сотрудниками инспекции частенько путаются с ударением: говорят «упрощенка» вместо «упрощёнка». И меньше таких с начала года не стало!»


КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ

Вряд ли найдется в России собственник бизнеса, который периодически не советовался бы со своим бухгалтером на тему «Как бы нам минимизировать зарплатные налоги». Налоги на фонд оплаты труда вместе со всеми отчислениями во внебюджетные фонды действительно составляют приличные суммы. Они лишь немного недотягивают до того, что штатный сотрудник официально получает на руки. В большинстве случаев с каждого оклада работодатель должен производить следующие отчисления: в ПФР — 22%, в ФСС — 2,9% и 0,2%, в ФФОМС — 5,1%; при этом он также выступает налоговым агентом по уплате НДФЛ —13%. В общей сложности все это составляет 43,2% от размера фонда оплаты труда, что обычно отливается в очень круглые абсолютные цифры. И это серьезный стоп-фактор для процесса «обеления» малых и средних предприятий.

Перевод части сотрудников в ИП позволяет заплатить за «обеление» гораздо более низкую цену. Сохранив работнику прежний уровень зарплаты или даже повысив ее (а она теперь формально считается «оплатой за предоставленные услуги» по договору с ИП), предприятие обычно также помогает сотруднику с ведением бухгалтерской отчетности, компенсирует ему все возникающие в связи с его новым статусом индивидуального предпринимателя расходы — налоги (обычно это «упрощенка», 6% от оборота ИП) и страховые взносы (35,6 тыс. руб. за год в 2013-м).

Разумеется, вся эта схема имеет смысл, только если сэкономленная сумма перекрывает расходы на ее поддержание. По подсчетам Ирины Агафоновой, генерального директора петербургской консалтинговой компании «Премьер АСД», пребывание работника в статусе ИП вне зависимости от получаемого им дохода может обходиться примерно в 50 тыс. рублей в год с учетом всех отчислений. Помимо фиксированного взноса (около 36 тыс. рублей в год), в эту сумму входит стоимость открытия расчетного счета в банке и комиссия за его ведение (в среднем 500-800 рублей в месяц), а также затраты на услуги бухгалтера или консультанта, который будет вести новоявленного ИП (от 1-2 тыс. рублей в месяц). Но, как правило, с экономической точки зрения «овчинка» вполне стоит выделки.

Насколько соблюдается баланс интересов работодателя и работника при переводе отношений на новые рельсы? Этот вопрос очень дискуссионный. По большому счету многое начинает зависеть от порядочности и доброй воли работодателя. Основной выигрыш — у него, а готов ли он поделиться им с работниками — его дело.

«Трудовой кодекс накладывает на работодателя множество обязательств: обеспечить рабочее место и охрану труда, администрировать огромный поток документов, сопровождающий деятельность сотрудника, — напоминает Ирина Агафонова. — На каждого сотрудника у работодателя должны быть около пятидесяти наименований бумажек: от инструкций и графика отпусков до приказов, справок и т. д.». Ив этом аспекте законодательство вряд ли когда-либо станет менее тяжеловесным, подчеркивает эксперт, так что облегчения нагрузки на кадровое делопроизводство ждать не стоит.

Работодатель же, который вместо штатных сотрудников начинает иметь дело с ИП, получает массу преимуществ (которые, заметим мимоходом, он может использовать и в ущерб своему работнику). При этом преимущества, как водится, нередко имеют оборотную сторону.

Если Трудовой кодекс акцентируется на процессе взаимоотношений между работодателем и работником, то отношения между сторонами в случае заключения договора возмездного оказания услуг регулируются Гражданским кодексом и заточены исключительно на результат. «В трудовых отношениях присутствует особый вид ответственности — дисциплинарная, то есть ответственность работника за нарушение организационного процесса, установленного работодателем, но никак не за недостижение какого-то результата, — уточняет юрист Алексей Кончин. — И прекращение трудовых отношений зависит только от воли сторон, но отнюдь не от итога работы. В случае с договором гражданско-правового характера акцент сделан на результат».

ШИТО-КРЫТО?

Несмотря на всю привлекательность такой схемы для работодателя, для компании она является далеко не безупречной. По мнению Олега Фадеева, старшего юриста юридического департамента АКГ «Созидание и Развитие», все зависит от того, являются ли новые отношения между работодателем и сотрудником подменой трудовых или у них действительно есть экономическое обоснование. «Если единственной целью перехода от трудовых отношений к гражданско-правовым является только оптимизация «зарплатных» налогов, сразу возрастают риски повышенного интереса проверяющих органов, — считает Фадеев. — Представьте себе: в штате организации работало сто пятьдесят человек — и вдруг в один прекрасный момент в ней остается один генеральный директор, окруженный индивидуальными предпринимателями. В налоговых инспекциях есть «натасканные» специалисты, способные вскрыть любую схему, тем более такую прозрачную, как эта. Грань между оптимизацией и уклонением очень тонкая».

Если в компании назрела «производственная» необходимость изменить форму сотрудничества с персоналом, эксперты советуют действовать постепенно. Скорее следует примерять такую модель на новых сотрудниках, чем «переоформлять» уже имеющийся штат, и использовать схему только в ситуациях, когда бизнес-процессы в компании предполагают удаленную работу сотрудников, ограниченное присутствие на рабочем месте, проектные работы, для которых периодически требуется привлечение отдельных специалистов. «Если же не удастся доказать обоснованность таких отношений и проверяющие расценят их как трудовые, работодатель будет вынужден полностью погасить все «долги» перед государством по налогам и взносам», — констатирует Олег Фадеев.

В Гражданском кодексе есть понятие «притворной сделки» (ст. 170) — то есть такой, которая совершается с целью прикрыть сделку иной природы. Притворная сделка ничтожна, а обязательства по налогам и сборам, возникающие при этом у сторон, рассчитываются с учетом существа сделки, которую стороны на самом деле имели в виду. Таким образом, контролерам достаточно доказать, что договор с ИП в действительности прикрывает трудовые отношения, — и фирме грозят санкции и доначисления. Выявлять и доказывать это (в том числе в суде) проверяющие умеют давно. Так что пользователям схемы нужно с самого начала позаботиться о надежных доказательствах обратного.

Признаки, которые позволяют налоговым инспекторам выявить «схемотехнику», в данном случае очевидны. Если взять пример с генеральным директором, на которого изо дня в день трудится 150 ИП, можно предположить, что, скорее всего, все эти ИП будут иметь счета в одном и том же банке и у всех будет одно доверенное лицо, сдающее в налоговую инспекцию отчетность (оно же — бухгалтер фирмы). И средства на счет этих ИП будут переводиться регулярно — один или два раза в месяц. Причем, как правило, примерно в одном и том же объеме. Далее не составит труда установить, что размер оплаты по договору в месяц приблизительно составляет сумму, которая соотносима с зарплатой специалиста соответствующего профиля. И почти наверняка окажется, что контрагент, осуществляющий платежи на счета «подозрительных» ИП, один. Его контролеры и признают фактическим работодателем и организатором схемы.

Использовать подобную схему исключительно ради оптимизации слишком рискованно — а значит, неэффективно, в один голос заключают эксперты. Еще более рискованно воспринимать ее в качестве универсального рецепта. «Нет одинаковых бизнесов, — утверждает Ирина Агафонова. — Для каждой компании требуется отдельно проанализировать все нюансы, связанные с бизнес-процессами, прежде чем выносить персонал за скобки штата. Причем лучше всего это делать с помощью внешнего консультанта, знакомого с ситуацией на рынке, а не по рекомендации своего бухгалтера, который не всегда обладает экспертными знаниями, зато по определению вынужден следовать воле собственника и рискует быть необъективным».

По наблюдениям собеседников «Бизнес-журнала», такая модель более характерна для развивающихся компаний, а также для предприятий, работающих в сфере услуг, рекламы, кинематографа и т. п. Там, где используется сезонный или нерегулярный труд отдельных сотрудников — и потому нет никакого резона раздувать штат. «В нашем агентстве есть задачи, по которым мы не можем обеспечить сотруднику даже 50-процентную нагрузку, — приводит пример Инна Алексеева, генеральный директор пиар-агентства PR Partner. — К таким задачам можно отнести работу фотографов, дизайнеров и ИТ-специалистов, с которыми мы сотрудничаем уже несколько лет, однако они оказывают нам свои услуги как ИП. С этими людьми знакомы все сотрудники компании, никто не удивляется, когда они приходят поработать в офис. Однако с нами они проводят не более 30% рабочего времени: эти люди выполняют хотя и важные, но далеко не каждодневные функции».

В принципе, полагает Ирина Агафонова из «Премьер АСД», в случае необходимости на аутсорсинг можно отдать и различные сервисные функции организации. Например, HR или бухгалтерию. «Зачастую тот факт, что бухгалтеры по восемь часов проводят в офисе, свидетельствует лишь о привычке собственника постоянно иметь под рукой бухгалтера, а не о производственной необходимости», — считает она.

РАБОЧИЕ ЛОШАДКИ

Остается взглянуть на схему глазами самого штатного работника, которому вдруг приходится «обернуться» индивидуальным предпринимателем. Рисков, которые он обретает вместе с новым статусом, предостаточно. Во-первых, он одномоментно лишается всех социальных гарантий, которые дает ему Трудовой кодекс: права на отпуск, пятидневную рабочую неделю, возможность уйти в декрет, получать больничные и компенсации при увольнении и т. п. Фактический работодатель все это может обещать, но полагаться придется исключительно на его честное слово, а пожаловаться в трудовую инспекцию в случае чего не получится. Во-вторых, значительно упрощается процедура «увольнения». Юридически оно оформляется как расторжение договора о возмездном оказании услуг. В-третьих, договор с ИП может предусматривать материальную ответственность, причем в соответствии с законодательством индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим личным имуществом (в отличие от юридических лиц, которые отвечают только своим уставным капиталом).

Есть у ИП и сопутствующие риски. Представим себе ситуацию с задержкой «зарплаты». Даже если деньги не будут поступать на его счет, индивидуальный предприниматель обязан совершать свои ежегодные выплаты. И, наконец, даже если работодатель обязуется вести дела «своего» ИП, не стоит забывать, что ИП — это зона персональной ответственности человека. И если работодатель забудет заплатить за ИП налоги, то неприятности в виде штрафов и ареста счета ждут непосредственно индивидуального предпринимателя. А это означает, что ему все-таки лучше самостоятельно вести свои дела и все контролировать — либо поручить это собственному консультанту. За отдельную плату, разумеется.

Впрочем, бывают случаи, когда сотруднику выгодно работать в качестве ИП. Но их всего два. Первый — когда человек действительно созрел для того, чтобы работать не на одного-единственного работодателя, а на рынок, и его специальность это позволяет. В таком случае переход из категории наемных сотрудников в свободные предприниматели будет вполне логичным. И второй — если человек планирует таким образом повысить себе зарплату. По словам одного из собеседников «Бизнес-журнала», управляющего небольшой компанией, недавно с подобным вопросом к нему обратился начальник одного из отделов. Размер повышения он рассчитал точно: он претендовал на те самые 43,2%, которые фирма платила в виде налогов и взносов с его оклада. Руководитель пошел навстречу. «Мне было не так важно, кому платить эти «проценты» — государству или сотруднику, — объяснил он. — Поэтому начальник отдела оформился как ИП и продолжил трудиться по-прежнему. Но остальные сотрудники компании предпочли обеспечить себе стабильность и социальную защиту и не поддержали инициативу коллеги».

Однако нередко такая форма сотрудничества выглядит как игра в одни ворота. Одного из собеседников «Бизнес-журнала», работающего в сфере кинопроизводства ассистентом по реквизиту, работодатель три года назад поставил перед жестким выбором: или увольняться, или регистрироваться как ИП и работать по договору. Ассистент выбрал последнее.

— ИП для обычного человека — это крайне неудобно, — делится он впечатлениями. — Хотя бы потому, что всем приходится заниматься самому, в том числе вещами, которые не имеют никакого отношения к моей непосредственной профессиональной деятельности. Если бы я сидел в офисе — возможно, для меня это было бы не так важно. Но я работаю в кинопроизводстве. Например, не так давно два дня подряд стоял на площадке — в реке, в резиновых сапогах. Как я могу в это время думать о платежках? С появлением интернет-банкинга стало немного проще, но все равно из-за моих командировок многое происходит на грани фола. К примеру, бухгалтер, с которым я сотрудничал, недавно забыл заплатить за меня налоги: в итоге мой счет был арестован, и сейчас мне нужно платить большой штраф. Причем все действия по разблокировке счета я должен был производить самостоятельно: звонить в налоговую, объяснять ситуацию... Но у меня на это нет времени. У меня другая работа. И я... не индивидуальный предприниматель!

(с) Наталья Ульянова