среда, 6 ноября 2013 г.

Али-Баба и разбойники

Сегодня мы находимся на пороге важного биржевого события: китайский гигант электронной коммерции Alibaba Group отказался от первичного размещения своих акций в Гонконге в пользу проведения IPO в Нью-Йорке. По объему оно имеет все шансы затмить IPO не только Facebook ($16 млрд), но и VISA Inc. ($17,9 млрд) и Enel ($16,5 млрд) — крупнейших в истории США.

Даже поверхностное знакомство с финансовыми показателями Alibaba Group вызывает недоумение: зачем этому гиганту вообще может понадобиться дополнительная капитализация? При ее-то финансовом счастье, которому вполне мог бы позавидовать арабский сказочный персонаж, в чью честь назвали компанию! Несколько цифр нагляднее всего описывают размах бизнеса Alibaba Group: компания контролирует 80% онлайн-торговли в КНР, ее торговый оборот составляет $170 млрд (то есть больше, чем у американских Amazon и eBay, вместе взятых), чистая прибыль — около $4,1 млрд.

Еще один вполне резонный вопрос: зачем компании понадобилось размещаться именно на Нью-йоркской фондовой бирже? Ведь статус публичной компании в США — не самая приятная ноша. Летом я уже рассказывал читателям «Бизнес-журнала» об американской «IPO-хондрии» — значительном сокращении IPO и публичных компаний. Достаточно упомянуть, что если в 1997 году на фондовом рынке США обращались акции 8,8 тыс. компаний, то сегодня — всего 4,1 тысячи. Сокращение это, среди прочего, вызвано внесением поправок к биржевому законодательству, которые привели к качественному изменению принципов организации фондового рынка и лишили частные компании ключевых стимулов для выхода на американскую биржу.


Зачем Alibaba Group понадобилось делиться контролем над компанией с безымянными акционерами? Зачем рисковать нарваться на таких «пираний», как прославленный рейдер Карл Икан?

Следует сказать, что китайская Alibaba — темная лошадка, о которой за пределами ее родной страны знают разве что специалисты по электронной коммерции. У Alibaba очень сложная и неоднозначная история — не только собственного корпоративного становления, но и отношений со сторонними инвесторами, в частности — с американской Yahoo! и японским Softbank. Биография Джека Ма, отца-учредителя Alibaba, содержит множество любопытных деталей, которые многое объясняют в бизнес-модели компании и дают зацепку для предсказания вероятного развития событий после выхода ее корпоративного детища на биржу.

Совокупность этих обстоятельств и побудила меня к написанию своеобразной «докладной записки», призванной обеспечить читателю адекватное восприятие и оценку самого значительного события на мировом фондовом рынке в уходящем году.

ИЗУЧАЕМ ГАРГАНТЮА

Биржевая оценка Alibaba Group, по самым скромным прикидкам, начнется со $120 млрд, и это лишь в случае, если Джек Ма при размещении акций не захочет включать платежную систему AliPay в пакет первичного предложения и использует схему, которую называют «Umbrella partnership» («Зонтичное партнерство»). Суть схемы вкратце заключается в следующем: частная компания создает «фиктивного» нового партнера, которому предоставляет скромное место в своем правлении, после чего выводит этого партнера на биржу вместо себя. «Зонтичное партнерство» лучше всего подходит для того, чтобы сохранить максимально возможный контроль над бизнесом в руках первичных учредителей.

Alibaba Group Holding Ltd — детище китайского предпринимателя Ма Юня, известного больше как Джек Ма. Империя электронной коммерции, которую он создал за последние пятнадцать лет, состоит из следующих владений, каждое из которых внушительно само по себе: Alibaba.com — крупнейшая в мире площадка для проведения прямых торговых операций, созданная для нужд малого бизнеса (зарегистрированных пользователей — 79 млн); Taobao — крупнейший в мире интернет-магазин (более 370 млн); Tmall — b2c-супермаркет; поисковая система eTao и облачный сервис Aliyun.

Есть еще в рукаве платежная система AliPay, которую в 2010 году Джек Ма вывел из Alibaba Group и приватизировал без ведома мажоритарных акционеров. Услугами АliPay пользуются более 700 млн человек. Для сравнения: самая известная в мире американская система электронных платежей PayPal насчитывает 117 млн пользователей.

О том, что никакая биржа его компании не нужна, Джек Ма говорил давно и с завидной регулярностью. Тем не менее, в 2007 году портал Alibaba.com провел с триумфом IPO на Гонконгской бирже и привлек $1,7 млрд (при общей оценке подразделения в $26 млрд). Однако уже спустя четыре года было принято решение о реприватизации, и правление компании вернуло Alibaba.com в когорту частных компаний, выкупив за $2,5 млрд все акции, находившиеся в публичном обращении.

Реприватизация прошла всего два года назад, и вот Alibaba Group опять собралась на биржу. Может быть, ухудшилась деловая конъюнктура? Как бы не так: бизнес Alibaba не просто растет — он почти удваивается ежегодно. Зачем же Джеку Ма понадобилась палочка-выручалочка в виде IPO, свою нелюбовь к которому он многократно выказывал на словах?

Прежде чем заняться поиском истинных причин, необходимо сделать еще одно уточнение: шансов на то, что у Карла Икана и его коллег по рейдерскому цеху появится возможность провести хоть какой-то пиратский налет на империю Джека Ма, нет ни малейших. Сам Ма, даром что долларовый миллиардер, постоянно демонстрирует свое безразличие к деньгам. Он одержим другим — стремлением к власти, и ни при каких обстоятельствах не согласится поступиться ею ради повышения личного материального благополучия (тем более что у Джека, чье равнодушие к деньгам — притча во языцех, и без того уже $2,6 млрд частных сбережений).

Первоначально Alibaba Group планировала публичное размещение в Гонконге, где расположена международная штаб-квартира группы. Но руководство Гонконгской биржи отказало Джеку Ма в его «священном праве» — сохранить полный контроль над компанией даже после ее превращения в публичную. По китайским законам, контроль над бизнесом осуществляет тот, у кого больше всего акций (рай для дельцов вроде Карла Икана!). Между тем Джек Ма в настоящий момент имеет в своем распоряжении всего 10%. В отличие от Гонконга фондовый рынок США предлагает множество способов сохранить за первичными собственниками контроль над компанией даже после выхода на биржу. И, пожалуй, это единственная причина, по которой Alibaba Group ведет сегодня переговоры о публичном размещении акций на Нью-йоркской бирже (NYSE).

Постараемся обнаружить скрытые пружины, которые заставляют Джека Ма прибегнуть к процедуре go public. Начнем наши поиски по традиции с погружения в биографию демиурга.

МАЛЕНЬКИМ ХУНВЕИБИН

Ма Юнь (так на самом деле зовут Джека Ма) родился в 1963 году, и его детство пришлось на самый разгар «культурной революции», смысл которой сводился к великой мысли: «Знания — не самое главное в жизни настоящего строителя Коммунизма». Можно предположить, что охота на воробьев во время отмененных в школе занятий не доставляла Ма особого удовольствия, ибо вопреки воле Коммунистической партии ему хотелось учиться. При этом он очень рано сделал выбор в пользу одного предмета, который его весьма занимал, и пронес верность ему через всю жизнь. Английский язык стал альфой и омегой его вожделений, поэтому, как только позволил возраст, он попытался поступить на филологический факультет Чжэцзянского университета — лучшего вуза его родной провинции. Попытался и не поступил. Через год попытался снова — и опять провалил экзамены. Пришлось довольствоваться педагогическим вузом в Ханчжоу, считавшимся одним из худших в провинции.

Ма Юнь успешно окончил свой тоскливый педагогический институт и реализовал мечту жизни — устроился на преподавательскую работу по специальности «English Teacher» с окладом 120 юаней в месяц (15 долларов). Когда Ма исполнилось 32 года, его мечта вышла на новый качественный уровень. В 1995 году учителя по счастливому стечению обстоятельств взяли переводчиком в торговую делегацию, направлявшуюся в Сиэтл.

В Америке Ма Юня потрясла не столько материализация его «английской мечты», сколько знакомство с двумя основными символами Pax Americana — персональным компьютером и Интернетом. Символы эти стали новой путеводной звездой жизни Ма Юня, притом что, будучи прожженным гуманитарием, он ни бельмеса не понимал ни в технических науках, ни в программировании. Любопытно, что и сегодня Ма Юнь с компьютерами на «вы», поэтому предпочитает социальным сетям и цифровым вигилиям занятия традиционной медициной и тай-чи-чуань.

Очень важный момент: Интернет и персональные компьютеры увлекли Ма Юня не своими техническими возможностями, а как инструмент для «великого китайского исхода», о котором мечтал будущий предприниматель. Под этим исходом он понимал преодоление внутренней замкнутости, потенциальная возможность которого родилась из нового курса родной Партии на развитие частной предпринимательской инициативы. Будущее китайского бизнеса Ма Юнь видел в выходе на мировые рынки (в первую очередь — американский), а компьютеры и Интернет воспринимал как главные инструменты, которые позволили бы это осуществить.

Ма Юнь вернулся на родину, наскоблил по знакомым $2 тыс. и запустил первый китайский онлайн-каталог, созданный по образу и подобию Yahoo! — China Pages. Оцените отвагу маленького человечка: «В тот момент я вообще ничего не понимал в компьютерах и даже не знал об электронной почте, — говорил потом он. — Я даже до клавиатуры в жизни своей не дотрагивался».

China Pages очень быстро свернул в бараний рог государственный гигант China Telecom, но остановить Ма Юнь уже не представлялось ни малейшей возможности. В 1998 году он регистрирует компанию Alibaba Online (да, в честь знаменитого персонажа из «1001 ночи»). Созданная им онлайн-площадка за короткое время набирает 6 млн пользователей. Успех объяснялся тремя обстоятельствами. Во-первых, Ма Юнь был в числе первопроходцев интернет-бизнеса в Китае. Во-вторых, краеугольным камнем его бизнеса был полный отказ от взимания какой бы то ни было комиссии с продавцов или покупателей. В-третьих, у делового предприятия Ма Юня было очень солидное стартовое финансирование.

Для понимания успеха Alibaba важны все три ключевые обстоятельства, но именно последнее требует непременной детализации, поскольку в нем скрыты механизмы, заложенные в мотивацию IPO, с которым в наши дни империя Ма Юня выходит на американскую биржу.

Джек Ма (впредь будем называть его этим — американским — именем, чтобы подчеркнуть водораздел в биографии) не был единственным демиургом Alibaba Online. У компании было еще 17 соучредителей, но это обстоятельство нужно оценивать с большой осторожностью, поскольку оно способно увести нас по ложному следу. Джек Ма — действительно ключевая фигура империи Alibaba Group, а отнюдь не ее зиц-председатель.

Уже через год после учреждения Alibaba Online получила финансирование в размере $25 млн. Поражает, однако, не масштаб инвестирования, а источники, из которых поступили деньги. Это японский SoftBank, американская группа инвестиционных фондов Fidelity и — скромно так — Goldman Sachs!

Откуда у маленького учителя английского языка появилась возможность привлечь капиталы таких легендарных инвестиционных компаний? Даже на уровне интуиции можно догадаться, что ответ на этот вопрос даст ключ ко всем загадкам китайского Али-Бабы.

Имя человека, открывшего Джеку Ма дорогу в мир небожителей, — Джерри Янг, тайваньский предприниматель, создавший Yahoo! С ним Джек Ма познакомился в 1997 году во время работы в Министерстве международной торговли и экономической кооперации, в которое попал после того, как скончалась его первая деловая инициатива — China Online.

Китаец Джерри Янг стал для китайца Джека Ма настоящим deus ex machina: именно он познакомил Ма с представителями мировой финансовой элиты, организовал финансирование перспективного b2b-стартапа и представил его западным инвесторам как главный проект всего китайского Интернета.

СИЛА ДРУЖБЫ

Отдадим должное предпринимательскому таланту Джека Ма: его ставка на предоставление бесплатных услуг по всему спектру деловых инициатив — b2b, c2c, b2c — позволила Alibaba, Taobao и Tmall в прямом смысле слова на корню извести на китайском рынке западных конкурентов — в первую очередь eBay, Amazon и PayPal.

Второй чисто деловой аспект успеха проектов Джека Ма — это создание собственной платежной системы для обслуживания транзакций на торговых площадках AliPay, которая основывалась на принципе залоговых платежей (escrow). Этот принцип позволил успешно решить самую страшную на тот момент проблему китайского онлайн-бизнеса: массовое «кидание» покупателей. AliPay не «отпускает» платеж, сделанный покупателем в пользу продавца, до тех пор, пока покупатель не получит товар и не подтвердит его соответствие заявленному качеству.

Инвесторы, приглашенные в Alibaba Online Джерри Янгом и поверившие Джеку Ма, не прогадали: за десять лет их стартовые инвестиции выросли на три порядка. Прогадал разве что один лишь Goldman Sachs, который предпочел в 2004 году продать свою долю в компании за $25 млн. С учетом первоначальной инвестиции ($4 млн) сделка может показаться более чем успешной. Но, глядя на то, во что 10-процентная доля Goldman Sachs в Alibaba могла бы превратиться сегодня ($2 млрд!), начинаешь сомневаться в деловом чутье наследников Маркуса Гольдмана и Самуэля Сакса. Для сравнения: терпеливые и спокойные японцы из SoftBank ни на миг не выпускали из рук свою 34-процентную долю в бизнесе Джека Ма, стоимость которой сегодня перевалила за $6 млрд.

В 2005 году отношения Джека Ма и Джерри Янга, к тому времени переросшие в крепкую дружбу, вышли на новый уровень: компания Янга Yahoo! вложила в бизнес Ма миллиард долларов, за что получила 40% долевого участия. Казалось, все идет по плану и впереди у Alibaba одно только светлое будущее.

Катастрофа случилась 31 января 2008 года, когда глава Microsoft Стив Балмер позвонил Джерри Янгу и предложил ему дружеское поглощение Yahoo! за $44,6 млрд. Янг запаниковал и сделал все от него зависящее, чтобы не допустить слияния родной компании с Microsoft. Кончилась история тем, что на сцену вышло рейдерское чудовище по имени Карл Икан. Он скупил 60 млн акций Yahoo! и, обвинив руководство компании в саботаже интересов акционеров, развязал полномасштабную акционерную войну, направленную на устранение команды Джерри Янга.

В ноябре 2008 года акции Yahoo! обвалились до $14, а журнал Business Week присвоил Джерри Янгу титул «худшего менеджера года». В январе 2009 года усилия группы акционеров, сплотившихся под руководством Карла Икана, увенчались успехом: Джерри Янга выдавили не только из созданной им компании, но даже из совета директоров.

Для Джека Ма трагедия друга оказалась не только личной болью, но и корпоративной бедой. Yahoo! контролировала 40% его компании, и все же работать с возглавившей компанию бездарной хамкой Кароль Барц не было ни желания, ни возможности. Джерри Янг сразу же после смещения организовал встречу Ма и Барц, во время которой злобная старуха в присутствии руководителей старшего звена обеих компаний яростно отчитала Джека за неумение вести бизнес, в частности — управлять порталом Yahoo! China, переданным Alibaba Group в рамках сделки 2005 года, и потребовала удалить со страниц портала всякое упоминание священного имени Yahoo.

Проблема, все-таки, заключалась не в одиозной личности Барц (тем более что ее очень скоро с поста генерального директора согнали), а в том, что чужая и враждебная (обидели Янга!) компания обладает самым крупным пакетом акций бизнеса Джека Ма. Того самого бизнеса, в правлении которого продолжал оставаться Джерри!

Анализ корпоративных действий, предпринятых Джеком Ма начиная с 2009 года, у меня не оставляет ни малейших сомнений, что все они — включая и предполагаемый выход на американскую фондовую биржу! — служат одной-единственной цели: избавиться от компании Yahoo! в составе акционеров.

Первый серьезный удар интересам мажоритарных инвесторов (SoftBank и Yahoo!) был нанесен в 2010 году. Воспользовавшись тем, что родная Партия пересмотрела правила игры и потребовала, чтобы все негосударственные платежные системы избавились от своих иностранных соучредителей и инвесторов, Джек Ма создал частную компанию (с личным участием в размере 80%), которая затем выкупила у Alibaba Group ее жемчужину — финансовую платформу АliPay. Выкупила по дешевке — за номинальную стоимость. Формально Джек Ма сохранял лицо, поскольку альтернативой для AliPay была полная ликвидация ввиду того, что платежная система перестала соответствовать новым требованиям госрегулирования.

Перевод акций в собственность частной компании Джека Ма проходил тайно и малыми порциями — с июня 2009 по август 2010 года. Yahoo! узнала о выведении активов АliPay лишь весной 2011 — и устроила страшную истерику в прессе. Японский мажоритарный акционер формально поддержал возмущение Yahoo!, между тем последующее поведение SoftBank (оно выразилось в полной и безоговорочной поддержке всех условий, выдвинутых Джеком Ма мажоритарным акционерам) однозначно говорит о том, что японцы с самого начала были в курсе демарша.

Переговоры с Yahoo! шли долго и мучительно — аж до июня 2012 года, и увенчались полной победой Джека Ма. В соответствии с новыми договоренностями, Alibaba Group выкупила у Yahoo! за $7,1 млрд почти половину акций. Второе условие договора — сокращение прав голоса Yahoo и Softbank до 49,9% (на переговорах Yahoo! некуда было деваться, потому что Softbank энергично поддержал это предложение). Третье условие — выделение $2,5 млрд на уже помянутую реприватизацию Alibaba.com.

Ключевое значение в новых договоренностях, безусловно, имеет положение, по которому мажоритарные инвесторы теряют контрольный пакет голосов. Переход Alibaba Group под полный контроль Джека Ма и его партнеров (в том числе — и Джерри Янга!) стал лишь вопросом времени.

Сложившиеся в компании отношения позволяют предположить, что японский SoftBank сохранит свою долю, которая, впрочем, может и уменьшится, а вот Yahoo! почти гарантированно будет выдавлена. Похоже, что Yahoo! с этим смирилась, и первичное размещение акций Alibaba Group на американском фондовом рынке, подготовка к которому сейчас идет вовсю, — и является заключительным аккордом соглашения с Джеком Ма.

Alibaba Group выходит на биржу, а в обмен на это Yahoo продает Джеку Ма и его товарищам остаток своей доли — 24%. Продает по максимально выгодной цене, которую обеспечит спрос на открытом рынке. В том, что этот спрос будет ажиотажным, сомневаться не приходится: ведь Alibaba Group и в самом деле — жемчужина современного бизнеса.

(c) Сергей Голубицкий