Истинный поклонник игры пойдет на все, чтобы продлить общение с предметом обожания: купит фигуринку главного героя, с головой зароется в артбук и до дыр заслушает саундтрек. Даже книгу откроет, - тем более что рядовой роман «по мотивам» не отличается ни сложным слогом, ни глубоким сюжетом, зато может похвастаться брендовым сеттингом и знакомыми героями. Но не все готовы смириться с низведением литературы до уровня грошового «сопроводительного материала» и «вольного пересказа». Иной раз автор книги вдруг начнет рассказывать о событиях, на которые в игре не было и намека. Бывает и так, что разработчики сами передают часть сюжетных линий игры в безраздельное владение писателя. Как результат, во многих раскрученных вселенных без книг просто не разберешься.
DEUS ЕХ: ICARUS EFFECT
«Кто эти люди и что им здесь нужно?!» - этот вопрос наверняка задавал себе Адам Дженсен всякий раз, когда вступал в битву с очередным боссом Deus Ex: Human Revolution. Бодибилдер со встроенным в руку пулеметом, молчаливая девушка на металлических ногах-ходулях, еврей, который в свободное время подрабатывает скульптурой в анатомическом театре, - все они, казалось, появлялись из ниоткуда и существовали исключительно для того, чтобы ненадолго испортить жизнь Адаму.
Проникнуться к боссам искренней неприязнью можно благодаря Icarus Effect: мерзкий характер каждого из них на страницах книги был раскрыт со всеми подробностями. Кроме того, роман дал жизнь новому знаковому персонажу вселенной Deus Ex, Бену Саксону: наемнику, идеалисту и борцу с организованной заговорщической деятельностью. Правда, оставаться исключительно литературным героем ему было суждено недолго: недавно Бен удостоился собственной игры - Deus Ex: The Fall.
DEAD SPACE: MARTYR
Пробираясь по темным коридорам космических станций, игрок вместе с Айзеком Кларком накрепко усваивал, что его враги - это Обелиски, плодящие живых мертвецов, да члены секты Юнитологии-психи, поклоняющиеся этой самой нечисти. А главный злодей (пусть и посмертно) - Майкл Альтман, пророк и основатель Юнитологии, который лично разыскал первый Обелиск и наладил их копирование два века тому назад.
Роман Martyr, целиком посвященный Альтману, перевернул последнюю аксиому с ног на уши. Выяснилось, что Майкл был нормальным ученым, в историю с инопланетным Обелиском, найденным на Земле, оказался втянут совершенно случайно, и уж точно не хотел создавать никакого культа. Но культ возник, фанатики по стечению обстоятельств стали поклоняться Альтману как пророку, а когда 1 тот попробовал уничтожить артефакт-оставили от Майкла одни воспоминания. Да и те отредактировали настолько тщательно, что за три игры Айзек ни нашел и намека на эту грязную историю. Такая она, культистская любовь.
СЕРИАЛ WORLD OF WARCRAFT
Романы по Warcraft начали выходить задолго до того, как он получил префикс 'World of'. С самого начала их авторы занимались не пересказом игровых миссий, а описанием событий, связанных с ними прямо или косвенно, но произошедших «за кадром». Однако именно с переходом Warcraft в MMO-плоскость книжный сериал окончательно утвердился в роли универсального источника краски для белых ниток, сшивающих адд-оны и патчи друг с другом. И если вдруг станет интересно, отчего у Гарроша так испортился характер, почему Тралл предпочел удалиться от дел и с кем в его отсутствие сожительствует Джайна, ответы можно получить, открыв соответствующие книги.
Помимо романов, посвященных личностям уровня Артаса и того же Тралла, штатные писатели Blizzard сочиняют рассказики и о менее значимых NPC, которые можно свободно прочитать на сайте игры. В их числе стоит отметить Trade Secrets of a Trade Prince: историю гоблинского бизнесмена (а также лидера расы и квестового босса в одном лице), помешанного на сверхприбылях и защите от нелегального копирования, в котором безошибочно узнается президент Activision Blizzard Роберт Котик.
СЕРИАЛ STARCRAFT
Голливудский стиль Star-Craft II не позволял сценаристам мало-мальски развернуто объяснить, зачем флотский офицер, запаянный в доспех уголовник и гномообразный инженер носятся по галактике со стариной Рейнором. Поэтому все подробности о команде «Гипериона» и взаимоотношениях Рейнора и Керриган перекочевали в книжную трилогию Heaven's Devils, Devil's Due и Flashpoint. Из другого цикла, Ghost, можно узнать всю подноготную о славной девочке Нове и ее коллегах, а роман I, Mengsk просто-таки необходим к прочтению для всех, кто хочет увидеть в действиях диктатора Менгска хоть толику смысла.
Не все литературные сопроводительные материалы к StarCraft выходили на бумаге. К примеру, Project Blackstone представляет собой чередование рассказов и записей терранских ученых в социальной сети Доминиона (транслируемых в Twitter), а также кладезь больших и маленьких отсылок на события Heart of the Swarm.
KILLZONE: ASCENDANCY
Когда-то давно создатель Doom Джон Ромеро заявил, мол, сценарий шутеру необходим примерно так же, как сюжетная линия порнофильму. Valve позволила себе не согласиться с мэтром и создала Half-Life. Многие последовали примеру «Полураспада» и попытались снабдить зубодробительные боевики хоть каким-то смыслом и рассказать более-менее вменяемую историю. Сценаристы Killzone преуспели в этом особенно хорошо, но из-за жанровых рамок игры, многое осталось за кадром. Этот пробел восполняет Сэм Брэдбери в Ascendancy - новеллизации третьей части игры.
Книга позволяет не только еще раз пережить события Killzone 3, но и лучше понять мотивацию Тома Севченко и Рико Веласкеса, которую, признаться, в игре нужно было разыскивать с микроскопом. Немало интересного можно узнать и о хелгастах, которых игроки сгоряча окрестили «космическими фашистами»: в Ascendancy подробно рассказано о трагической судьбе колонизаторов, ставших впоследствии хелгастами, об их отчаянной борьбе за выживание и ненависти, которую они испытывают по отношению к бросившим их на произвол судьбы землянам. После прочтения книги на привычных для серии Killzone врагов начинаешь смотреть едва ли не с симпатией.
MASS EFFECT: RETRIBUTION
Нельзя сказать, что китайский ассасин Кай Ленг, неизвестно откуда прискакавший в Mass Effect 3, удостоился такой же народной ненависти, как смена ориентации Кейдена или пресловутый выбор из трех разноцветных концовок. Но узкоглазый убийца стал своеобразным предвестником финальных разочарований: именно с той сцены, где по воле сценариста Шепард проигрывает Ленгу на пустом месте, нормальный сюжет превращается в череду роялей в кустах. И до самой смерти Кай остается в игре чужеродным элементом: кто он, откуда он, почему носит модные очки, никто так и не расскажет.
Кроме, конечно, Дрю Карпишина, автора книги Mass Effect: Retribution, в которой Ленгу отводится роль одного из главных злодеев. Звезд с неба он и там не хватает, но, по крайней мере, обзаводится внятной предысторией: Кай-дезертир и убийца русско-китайского происхождения, работающий на «Цербер» по контракту. В организации, целиком состоящей из жестоких ксенофобов, умудрился выделиться как жестокостью, так и ксенофобией, чем снискал особое расположение Призрака и несколько призовых имплантатов, предположительно собранных по технологиям Жнецов.
DRAGON AGE: THE CALLING
Книги по «Эпохе дракона» принадлежат перу Дэвида Гейдера, ведущего сценариста обеих игр, так что отношение к сюжету они имеют самое что ни на есть прямое. Пишет мэтр ярко и интересно, но есть у него один недостаток: он не любит повторяться. Поэтому в Awakening - самом крупном дополнении к Dragon Age: Origins - почти не говорилось о том, откуда взялся новый антагонист, Архитектор, почему он путешествует в компании со странными девушками и отчего так одержим идеей освобождения Темных тварей из-под власти архидемонов. Зачем, когда обо всем этом уже рассказано в романе The Calling, появившемся на свет незадолго до выхода самого адд-она?
Сейчас Гейдер передал эстафету другому автору, Патрику Уиксу, который уже работает над романом The Masked Empire, посвященном интригам при дворе императрицы Орлейской. Если учесть, что эта дама станет одним из центральных персонажей в Dragon Age: Inqusition, книга наверняка будет обязательна к прочтению всем, кто надеется более-менее разобраться в сюжете.