среда, 4 сентября 2013 г.

Билл Джордж, Питер Симс. Уроки выдающихся лидеров. Как развить и укрепить лидерские качества

В основу книги положены интервью со 125 выдающимися лидерами. Проведенное исследование показало, что главное для лидера — это характер и ценности. Подобно тому как стрелка обычного компаса указывает на магнитный полюс Земли, внутренний компас направляет человека к цели, ради которой стоит стать лидером. Следуя за ним и при любых обстоятельствах оставаясь самим собой, лидер вызывает у людей искренний интерес и желание идти за ним. 

В книге даны упражнения по развитию лидерских навыков, выполнив которые вы станете лучше как лидер. 

Это одна из немногих книг по лидерству, в основе которой лежит исследование. Она переведена на 12 языков. По мнению Harvard Business Review, эта книга входит в список обязательного чтения для молодых лидеров. 

Отрывок из книги:

Основатель сети кофеен Starbucks Говард Шульц, давая определение лидерства, основывается на истории собственной жизни. Зимой 1961 года семилетний Шульц играл с приятелями в снежки во дворе многоквартирного дома в бедном районе Бруклина, где жила его семья. «Говард! — услышал он крик матери из окна седьмого этажа. — Иди домой, с отцом случилась неприятность». Происшедшее навсегда изменило его жизнь.

Войдя в дом, мальчик увидел отца сидящим в неудобной позе на диване в гостиной. Поскользнувшись на обледеневшей дорожке, тот сломал лодыжку. Нетрудоспособный водитель оказался не нужен компании, и Шульц-старший потерял работу, а вместе с ней и медицинскую страховку. Никаких компенсаций в то время не существовало, а мать Говарда работать не могла — она была на седьмом месяце беременности. Сбережений семья тоже не имела. Вечерами Говард не раз слышал, как родители спорили на кухне о том, сколько и где занять денег. Когда звонил телефон, ему приходилось поднимать трубку и врать коллекторам, что родителей нет дома.


Юный Шульц поклялся себе, что, когда вырастет и станет самостоятельным, сделает все, чтобы с ним такого не произошло. Он мечтал о собственной компании, в которой заботились бы о служащих и не скупились на медицинскую страховку, но вряд ли мог вообразить, что наступит день, когда он возложит на себя ответственность за 140 тысяч человек, работающих в одиннадцати тысячах заведений по всему миру. Личный опыт Шульца дал ему мощный стимул в жизни, основанная им сеть кофеен Starbucks занимает первую позицию в мировом рейтинге. Он возглавлял ее тринадцать лет, а затем передал бразды правления преемнику, сохранив за собой место председателя совета директоров.

Помня об отсутствии денег на лечение отца, Шульц сделал Starbucks первой в Америке компанией, предоставляющей медицинскую страховку всем квалифицированным сотрудникам, включая и тех, кто работает всего двадцать часов в неделю. «Пойти на такой шаг меня заставила память о том, что чувствовал мой отец, меняя одну ужасную работу на другую (около тридцати раз), поскольку человек без образования не имел никаких шансов», — объясняет Шульц.

Неприятные воспоминания детства непосредственно связаны с культурой и ценностями Starbucks. Я хотел создать такую компанию, в которой не посчастливилось работать моему отцу, — компанию, где тебя ценят и уважают, невзирая на происхождение, цвет кожи и уровень образования. Предоставление медицинской страховки вызвало к нам невероятное доверие. Мы хотели создать компанию, которая поставила бы доход акционеров в зависимость от ценностей, декларируемых нашей командой.

В отличие от многих, кто добился благосостояния собственным трудом, начиная с нуля, Шульц не стыдится своего происхождения. Главной причиной успеха он считает историю собственной жизни — одну из самых громких историй успеха в бизнесе за последнюю четверть века. Но осознать ее значимость было непросто, потому что ему, как и другим, приходилось бороться со страхами и призраками прошлого.

Бруклин навсегда остался в памяти Шульца. Однажды он показал своей дочери дом, где жил в детстве, и она, оглядев убогие окрестности, с изумлением сказала: «Как тебе удалось вырасти нормальным человеком?» Между тем именно память о прошлом помогает Шульцу избежать высокомерия и оставаться демократичным. Он разговаривает с легким бруклинским акцентом, наслаждается итальянской кухней в знакомом ресторанчике, удобно чувствует себя в джинсах и уважает людей любого социального круга. Он никогда не забывает, с чего начинал, и не позволяет деньгам испортить себя: «Меня окружали люди, которым приходилось тяжело работать, чтобы обеспечить себя только необходимым; жизнь казалась им безнадежной, и они не могли остановиться и отдохнуть. Такое невозможно забыть — никогда».

Мать Шульца часто говорила ему, что в Америке можно добиться всего. «С самого раннего детства я помню ее слова. Она повторяла их, словно мантру». Но пример отца свидетельствовал об обратном. Будучи водителем грузовика, таксистом и рабочим на заводе, он часто совмещал два-три места работы, чтобы свести концы с концами, но никогда не получал больше 20 тысяч долларов в год. Говард видел отчаяние отца, горько жаловавшегося на отсутствие возможностей и уважения окружающих.

Подростком Шульц ощущал на себе печать отцовских несчастий. Две вещи расстраивали его особенно сильно. «Мне было очень больно от того, что отцу не удалось многого добиться и что он никогда не делал чего-то по-настоящему важного, — вспоминает он. — Думаю, он смог бы достичь большего, если бы постарался». Шульц твердо решил избежать подобной участи. «Страх неудачи всегда заставлял меня двигаться вперед. Я слишком хорошо знаю, что такое пораженчество».

Огромное желание добиться успеха выросло на почве отвращения к положению неудачника. Спорт стал его первым, еще детским увлечением, потому что «на игровом поле исчезал ярлык “ребенок из бедной семьи”». После окончания школы он как превосходный квотербек школьной команды получил грант на обучение в Университете Северного Мичигана и стал первым в семье человеком с высшим образованием. Неудержимое стремление к победе никогда не покидало его — лишь фокус переместился с футбола на большой бизнес.

Свою карьеру Говард Шульц начал в компании Xerox, но корпоративная культура показалась ему негибкой и бюрократической. Многие превосходно себя в ней чувствовали, но Шульц стремился к большему. «Я хотел найти такое место, где можно было оставаться самим собой», — говорит он.

Я просто не мог мириться с меньшим. Нужно иметь смелость идти нехоженой тропой. Оценить или измерить свой жизненный опыт нельзя, потому что никогда не знаешь, где твой истинный путь — путь, который даст возможность понять наконец самого себя. Мой жизненный опыт сформировал меня как человека и лидера.

Немного времени спустя, занявшись продажей фильтров для кофе, в одной из деловых поездок в Сиэтл Говард Шульц впервые услышал о компании Starbucks Coffee. «Мне показалось, что я открыл для себя новый мир», — вспоминает Говард. Он приложил немало усилий, чтобы устроиться на работу в эту компанию, и занял в ней должность директора по маркетингу и производству.

Однажды во время командировки в Италию Шульц обратил внимание на уникальную роль миланских кофе-баров в повседневной жизни клиентов. Такую же атмосферу человеческой общности ему захотелось создать и в Соединенных Штатах. По возвращении он решил взяться за новое для компании направление деятельности и открыл в Сиэтле три кофейни. Узнав о том, что Starbucks можно выкупить у основателей, Шульц привлек частных инвесторов и собрал необходимые средства.

Когда сделка была практически завершена, Шульц столкнулся с одной из самых серьезных проблем в своей карьере: некий крупный инвестор тоже пожелал приобрести компанию. «Я боялся, что все, кто до этого был на моей стороне, выскажутся в пользу моего соперника, — вспоминает он, — и попросил Билла Гейтса-старшего, отца основателя Microsoft, помочь мне выстоять в конкурентной борьбе против одного из титанов делового мира Сиэтла; мне действительно требовались его авторитет и уверенность».

Шульцу пришлось лицом к лицу столкнуться с новым инвестором, в ходе очень неприятной беседы он услышал: «Если ты не уйдешь с дороги, то никогда не сможешь раскрутиться в этом городе. Ты не заработаешь здесь ни единого доллара и пойдешь на корм собакам». После таких угроз Говарду хотелось рыдать. Но за две сумасшедшие недели он составил альтернативный план, бюджет которого соответствовал имеющимся у него благодаря внешнему финансированию 3,8 миллиона долларов, и оттеснил конкурента.

Если бы я принял условия конкурента, он отнял бы мою мечту. Он мог бы уволить меня или насадить в Starbucks собственную культуру и ценности. Исчезло бы все — и страстная увлеченность, и преданность делу.

Самый печальный день в жизни Шульца — день смерти его отца. Как-то раз, рассказывая другу об их непростых отношениях, он услышал в ответ: «Если бы твой отец преуспел, у тебя не было бы такого мощного стимула к действию».

После смерти отца Шульц пересмотрел свое отношение к нему, признав достойные уважения качества его характера: честность, усердие и приверженность интересам семьи. Он больше не считает отца неудачником, полагая, что тот стал жертвой системы. «После его смерти я понял, что был неверного мнения о нем. Отец просто не имел возможности почувствовать удовлетворение и гордость от отлично выполненной, ответственной работы».

Свой энтузиазм Шульц направил на построение компании, в которой хотел бы трудиться его отец. Предлагая сотрудникам неплохое жалование, существенные льготы и фондовый опцион, Starbucks дает им то, чего был лишен отец основателя. Шульц организовал все это еще и для того, чтобы привлечь и удержать людей, чьи ценности соответствуют ценностям компании. Поэтому текучесть персонала в Starbucks в два раза ниже, чем в других сетях розничной торговли.

Один из величайших талантов Шульца — способность налаживать контакты с людьми из разных социальных слоев. Он рассказывает о своей жизни и истории Starbucks на специальных мероприятиях и посещает две дюжины заведений сети в неделю. Его рабочий день начинается в 5:30 утра, благодаря чему он имеет возможность общаться по телефону с бариста в разных странах мира. По его словам, Starbucks — это «холст, на котором я могу рисовать».

Starbucks — типичный человекоориентированный бизнес, в котором все делается с точки зрения гуманности. Культура и ценности компании — ее отличительная черта и конкурентное преимущество. Мы создали то, что привлекает наших клиентов во всем мире, потому что люди стремятся к общению и аутентичности. Китайцы, японцы, испанцы или греки — кофе для всех служит катализатором общения. Не знаю, почему я оказался в этом бизнесе — из-за своего происхождения или возможности соединить наконец все точки, — но для меня круг замкнулся.

История Шульца очень показательна в том смысле, что этот человек сознательно использовал свой жизненный опыт, чтобы сначала нарисовать в воображении компанию своей мечты, а затем воплотить эту мечту в реальность. Его пример — один из десятков примеров истинных лидеров, которые связывают свой успех и вдохновение с тем, что им довелось пережить.

OZON.ru - Книги | Уроки выдающихся лидеров. Как развить и укрепить лидерские качества | Билл Джордж и Питер СимсOZON.ru - Книги | Уроки выдающихся лидеров. Как развить и укрепить лидерские качества | Билл Джордж и Питер Симс