среда, 12 июня 2013 г.

Анастасия Титаренко. Ржавые цветы

Когда-то безымянный город посреди пустыни кипел жизнью. Но силовые щиты дали слабину, пески подступили вплотную, и люди ушли... Правда, не все. Мёртвый город остался перевалочной базой для загадочной Корпорации — и пристанищем молодёжных банд, на этой Корпорации паразитирующих.

В 2012 году книга Анастасии Титаренко была издана дважды. Первый раз - в серии «Дебют» при одноимённой литературной премии фонда «Поколение». Второй раз, более серьёзным тиражом, - в «Астрели». Ни то, ни другое издание ажиотажа не вызвало - книгу заметил только наблюдательный Олег Дивов, упомянувший «Ржавые цветы» в своём блоге. Между тем роман Анастасии Титаренко принёс автору премию «Дебют» - ещё в 2010-м, до того как возрастной ценз для дебютантов был повышен с 25 до 35 лет. Есть ли в этом произведении нечто выделяющее его из общего потока сочинений «молодых талантливых авторов» или жюри действовало по принципу «на безрыбье и рак рыба»? Разумеется, есть, - пусть и не так уж много. Прежде всего это особая энергетика стиля, сближающая юных героев с потенциальными читателями-сверстниками. Несколько сильных сквозных метафор — хотя бы те же «ржавые цветы». Атмосфера неопределенности: где, в каком мире, на какой планете находится заброшенный город, в котором происходит действие? Герои об этом не задумываются - значит, и читателю это ни к чему. Автор вообще обходится минимум деталей. Титаренко почти ничего не рассказывает ни о Корпорации, для которой город служит перевалочным пунктом, ни о далёкой, почти мифической столице, ни о столь же далёких колониях. Непонятно даже, на каком языке говорят герои - и это, как ни парадоксально, опять-таки работает на общую атмосферу. Увы, слабые стороны романа вполне типичны для начинающего автора: примитивность интриги, небогатая лексика, книжность диалогов и несостоявшийся, слава богу, «нетрадиционный» любовный треугольник.

Не худший дебют - если Титаренко не остановится на достигнутом. Хотя для премии, которая открыла читателям Ольгу Онойко, автора «Хирургического вмешательства», а в 2012 году досталась Дмитрию Колодану за «Время Бармаглота», как-то жидковато.

OZON.ru - Книги | Ржавые цветы | Анастасия ТитаренкоOZON.ru - Книги | Ржавые цветы | Анастасия Титаренко