среда, 12 июня 2013 г.

Что наша жизнь? Игра!


Во что играют настоящие мужчины? Нужны ли для этого женщины? Как употреблять склонность барышень к ролевому поведению, если вам нравится файтинг, а не порно?

Различие между мужчиной и женщиной заметно уже в конце второго месяца их внутриутробного развития, то есть практически тогда же, когда человек впервые включается в игру. Вы думаете, это бред? Ничего подобного — ученые, рассмотревшие на УЗИ 21-недельных эмбрионов, утверждают: каждый еще не родившийся хомо сапиенс играет все свободное от сна время, и пока особого выбора у него нет, развлекается, как может: кувыркается, словно космонавт в невесомости, отталкивается от стенок матки, весело пинает под ребра свою мамашу или забавляется с пуповиной,перебирая ее пальцами. А покинув уютную, но скучную утробу, человек продолжает примерно в том же духе, выходя из игры лишь на пороге нашего несовершенного мира. Поэтому мы не удивились, узнав, что ежегодная прибыль мировой индустрии компьютерных игр уверенно приближается к 20 миллиардам долларов, а темпы роста доходов в этой области уже перевалили за 120 миллиардов. Не сомневайтесь: если бы существовали нужные технологии, гейм-разработчики давно наладили бы производство товаров не только для эмбрионов, но для и престарелых кататоников.

1. Баловство и не только

Настоящие ученые считают психологию скорее модой, чем наукой, и легко бы доказали вам, что наука — это сфера, где все можно измерить и взвесить, а остальное — так, чепуха. Мол, грош цена психологии, раз она не может нам ничего сообщить о внутреннем мире зародышей и тех, кто не вполне с нами. Тем не менее психологи — народ терпеливый, внимательный и склонный подсматривать за малолетками. Наблюдая за человеческими детенышами, психологи установили, что на первых порах те играют без особой цели, неосознанно повторяя ритуалы, подсмотренные у старших. Это еще раз доказывает правоту экспертов, считающих мир игры симулятором продуктивной деятельности. Главная задача детских развлечений, говорят они, — помочь маленькому человеку усвоить общественный опыт и подготовиться к перипетиям взрослой жизни, включая все эти лизинги, ипотеки и законопроекты о контроле над трансфертным ценообразованием.

Ну а пока маленькие мужчины ничего не подозревают о кошмарах суровых будней, им приходится осваивать другие, не менее важные в их возрасте задачи. В играх трехлеток, например, уже есть разделение по половому признаку — скажем, если вручить кастрюлю мальчику, он, вероятнее всего, нахлобучит ее на голову вместо шлема, крышку приспособит под руль и, с гордостью бибикнув, поедет на работу, как папа. А девочка в той же ситуации будет подражать матери, то есть сварит в кастрюле суп из песка и одуванчиков.

У вас уже есть трехлетка, и он делает все не так, как положено? Не стоит беспокоиться, в таком юном возрасте дети играют в игры другого пола из чистого любопытства — так они осваивают реальность и получают необходимые психологические навыки. А вот 5-7-летние детеныши homo sapiens уверенно пробуют себя в ролевых играх, и дальше все идет по накатанной: поскольку наше стремление к непродуктивной деятельности с годами не проходит, перерасти увлечение игрой невозможно. Другое дело — способ выражения этого увлечения: у больших мальчиков и машины большие, и дома. И девочки.

2. Кошки-мышки

Девочки, конечно, тоже продолжают играть: в шопинг, любовь, карьеру и креатив. Но до того как с головой окунуться в "дочки-матери", подросшие хомо сапиенсы обоих полое должны пройти еще одну игровую стадию развития — брачную». Честно говоря, здесь мы тоже мало чем отличаемся от братьев меньших: они точно так же используют для привлечения партнеров запахи (мы покупаем для этого более или менее дорогой парфюм), зрительную стимуляцию (яркие перья против брендовых рубашек), звуки (серенады под балконом и прочая музыка), тактильный контакт и, конечно, танец.

В животном мире брачные игры вприсядку — дело обычное: на Земле танцуют все, начиная от вальсирующих журавлей и заканчивая самцами рыбы-норюшни, которые обожают рейв... Кстати, человеческие самки тоже отдают предпочтение кавалерам, которые двигаются максимально ловко и изящно — ведь это свидетельствует об их (мужчин) гармоничном физическом развитии.

Если же абстрагироваться от половых вопросов, то станет ясно, что животные, как и мы, играют не только потому что им хочется с кем-нибудь совокупиться. Вряд ли медведь в зоопарке часами катает старую покрышку только для получения нового сексуального опыта. Что же тогда? Здесь отлично вписывается версия другой части ученых, которые считают игры высших животных способом выплеска лишней энергии, в том числе негативной: в процессе игры особь заряжается позитивом, и это дает ей силы и дальше барахтаться в болоте социума. Понятно, что с этим можно поспорить, но как же тогда миллионы любителей пейнтбола, косплея, городских квестов и исторических реконструкций по всему миру? Ведь они говорят о своих побудительных мотивах открытым текстом, ничуть не смущаясь и не скрываясь. Хотя они, конечно, не ученые... зато истинные любители!

3. Карл и Иохан

Одним из первых настоящих ученых, попытавшимся подробно обосновать фено-мен игры, был нидерландский историк Йохан Хуйзинга, а его трактат Homo Ludens ("Человек играющий", 1938) стал для теоретиков гейминга такой же библией, как "Капитал" Маркса для части экономистов. По мнению Йохана, игровой процесс служит фундаментом для всего-всего на свете, потому что наша культура стоит лишь на трех китах: агон (состязание), лицедейство (примерка условных образов) и стремление к разрядке (да-да, прямо как в сексе). В качестве доказательства Хуйзинга вспоминал служителей церкви с их экстравагантным гардеробом, работников судопроизводства и, конечно же, военных со всей положенной формой, субординацией, ритуалами и прочими признаками настоящей игры — не на жизнь, а на смерть.

4. Навстречу приключениям

Биологи считают, что у игры, хоть она и помогает нам наводить мосты с окружающим миром, есть и обратная сторона — эскапическая, уносящая игрока далеко-далеко от душных реалий. Похоже, этот принцип неплохо усвоили корпорации индустрий спорта : и развлечений, которые получают колоссальные доходы, играя на низменных человеческих страстях, в том числе на вуайеризме и вечном стремлении гедониста, живущего в каждом из нас, к чистому удовольствию. Но не только гейм-разработчики знают это: игровые механизмы давным-давно применяются и для неигровых процессов. Как это работает? Очень эффективно: в этом вы можете убедиться, кликнув на ссылку, предлагающую раздеть сексапильную малышку или залепить тортом в лицо Обаме. Если вы так и сделаете, то запросто можете попасть на сайт стройматериалов.

Можно, конечно, никогда не ходить по неизвестным ссылкам, но маркетологи отлично знают: прожить сегодня хотя бы сутки в новостном вакууме — смерти подобно (во всяком случае, для большинства из нас), так что информационные технологии, круто замешенные на геймификации — это и впрямь наше общее будущее. Которое, судя по всему, уже наступило, ведь сегодня практически любой пользователь Сети может влиться в единый игровой интерактив, то есть фактически стать плечом к плечу с единомышленниками со всех концов света — и речь не только о компьютерных стрелялках.

В последнее время медийные магнаты чаще делают ставки на ARG (Alternate Reality Games) — игры, платформой для которых становится повседневная жизнь. Обычно ARG сопровождает рекламную кампанию, приуроченную к выходу нового продукта на рынок: это может быть музыкальный диск, блокбастер или та же видеоигра. А популярность таких развлечений объясняется тем, что их правила и сюжет никогда не известны до конца, а все подсказки и ключи игроки получают от создателей. Образцом самого успешного и массового вирусного маркетинга стала альтернативная игра Why so serious?, развернутая по случаю премьеры фильма "Темный рыцарь" (2008): в нее были вовлечены десятки миллионов человек из 177 стран.

5. Серьезно о простом

О том, что игра может быть прибыльным делом, догадывались не только рекламщики, но и математики, которым долгое время не удавалось оцифровать единицы удовольствия. Тем не менее в начале XX века способ все-таки был найден, и первопроходцем здесь считается великий безумец Джон Нэш: до него над теорией игр работали многие ученые, но только Нэш вывел золотую формулу оптимальной игровой стратегии, доказав, что в состязании между двумя противоборствующими сторонами проигравших может и не быть вовсе — если конкуренты перестанут думать каждый о своей шкуре и выберут для себя тактику взаимопомощи, сохраняя равновесие в позициях до самого финиша.

Иными словами, нечто подобное получится, если, скажем, две нефтедобывающие компании, ведущие борьбу за разработку шельфа, прекратят заваливать друг друга компроматом, а вместо этого начнут сотрудничать: в конечном итоге обе фирмы получат выгодные контракты. На практике не все так гладко, потому что в каждом деле есть своя специфика, однако теория Нэша благополучно работает в кибернетике, социологии, экономике, политологии и даже в биологии.

Математика вообще штука полезная, а один из самых денежных ее разделов — теория вероятности, благодаря которой умные люди находят в играх еще один источник прибыли. Как это ни банально, игорный бизнес процветает потому, что в предлагаемых им популярных развлечениях вроде покера или блэкджека всегда заложено преимущество для казино (обычно до 30%), так что у обычного игрока вероятность сорвать куш сведена к минимуму. Умные люди об этом знают, а потому ведут против казино так называемые адвантивные игры, то есть следуют точным расчетам и добиваются перевеса в 1-2%. Само собой, для такого подвига нужны не только стальные нервы и бетонный зад (потому что подобное преимущество может быть реализовано только в результате долгой игры — после нескольких тысяч партий). Чтобы обыграть казино, нужен еще и определенный уровень IQ — потому-то огни Лас-Вегаса не гаснут никогда. К тому же после пары-тройки крупных выигрышей профессиональные победители нередко оказываются у игорных домов в черных списках. Так, одним из самых известных забаненных умников стал профессор математики Эдвард О. Торп, который еще в 1960-х разработал технику подсчета карт в блэкджеке, дающую игроку почти 5%-ное преимущество. А потом написал бестселлер "Победи дилера", который разошелся огромным тиражом.

6. Приманка и обманка

Последователи Торпа не могут разорить воротил игральных заведений, поскольку в основной массе ее контингент составляют не профессора математики, а совсем другой народ — и для этого народа создают все необходимые условия. 0 том, какие приемы втягивания в игру используют владельцы казино, написаны сотни книг: как правило, все начинается еще с вешалки — точнее, с обстановки. В игровых зонах всегда царит приятный полумрак, а уютные желтые лампы нависают прямо над столами, создавая у собравшихся ощущение сопричастности волшебству и отделяя их от внешнего мира, серого и обыденного. А в больших залах, где установлены автоматы быстрой игры, все наоборот — пространство залито светом, и обилие ярких красок, блеска и красивых девушек-крупье способно дезориентировать даже самых прагматичных индивидов.

7. Игра и голуби

По правде говоря, даже самый талантливый дизайнер интерьера не смог бы усадить человека за игровой стол, если бы не наша врожденная тяга к острым ощущениям. Пока ученые затрудняются описать ее ключевые компоненты, но, похоже, за азарт отвечают всем известные первобытные инстинкты голода и самосохранения. У мужчин, живущих под диктовку гормона победителей тестостерона, такие инстинкты развиты лучше — потому и лудоманов (неукротимых игроков) среди мужчин больше, чем среди женщин. Насчет влияния еще одного биоактивного вещества, адреналина, тоже есть предположения: адреналин, вероятнее всего, мобилизует силы организма на борьбу, поэтому патологические игроки нарочно моделируют напряженную ситуацию (выигрыш/ проигрыш), заставляя надпочечники впрыснуть в кровь очередную дозу гормона. Получается порочный цикл, подозрительно напоминающий тот, о котором рассказывают брошюры наркологов — поэтому лудомания и включена в реестр Международной классификации заболеваний. А в Финляндии парням, страдающим от игровой зависимости, даже выдают трехлетнюю отсрочку от военной службы, чтобы полечились у психолога — хотя в данном случае речь идет даже не о картежниках, а о компьютерных геймерах. Ими управляют все те же психические процессы, что и лудоманами, и наркоманами, и алкоголиками: немецкие ученые еще в 2010 году обнаружили, что один из препаратов, созданных для лечения алкоголизма, оказывает благоприятное воздействие на заядлых игроков. После терапевтического курса у них повышался уровень дофамина (гормона удовольствия), а желание испытать судьбу, наоборот, резко снижалось.

Что ученым объяснить сложнее, так это склонность к азарту, выявленную у голубей, которую описал профессор Томас Зенталл из университета Кентукки. Его подопечные пренебрегали проверенной кнопкой, снабжавшей их умеренным количеством корма, и упорно клевали клавишу, которая выдавала порции зерна редко, но сразу большими объемами, поступая по классической игровой схеме "жертвуй малым, чтобы получить многое". Такое рисковое поведение не соответствует природной стратегии животных, зато оно очень похоже на человеческую фиксацию на азарте.

8. Щедрая душа

Почему так случается с голубями, ученые пока не решили, зато с человеком ясности гораздо больше. Казалось бы: как можно раз за разом наступать на одни и те же грабли, просаживая в игорных заведениях и деньги, и саму жизнь? Виноват, по всей видимости, наш механизм защиты от стресса: мозг, не желая концентрироваться на плохом, избирательно запоминает редкие удачи и полностью игнорирует многочисленные фиаско. При таком раскладе становится ясно, почему австралийский миллиардер Керри Пэкер (1937-2005) никогда не забывал, как выставил на 33 млн долларов казино MGM Grand Las Vegas, но совершенно запамятовал про свои кровные 20 миллионов долларов и 13 млн фунтов, проигранные за пару уикендов.

9. Прощай, оружие!

"Не все игры одинаково полезны" — эту скучную аксиому слышали почти все, и уж точно — почти все российские законодатели, которых очень беспокоит то, что наши дети забавляются вредными для психики игрушками иностранного производства. Чтобы нивелировать тлетворное влияние Запада, Востока и всего остального мира, инициативщики твердо решили прививать юным гражданам патриотизм с младых ногтей, тем более что сделать это, с их точки зрения, очень даже просто — достаточно завалить отечественный рынок высокоморальными богатырями и ортодоксальными сивками-бурками. Причем первыми проводить в жизнь аналогичные решения начали как раз не наши, а еврочиновники, по предложению которых с 1988 года каждого 7 сентября отмечается ВДУВИ — Всемирный День уничтожения военной игрушки. И поскольку знаменательная дата уже не за горами, мы вам запросто подскажем, как ее отметить: просто достаньте с антресолей свои танчики, БТРы и рогатки и устройте из всего этого шикарный костер. Хотя знаете что? Вы имеете полное право проигнорировать ВДУВИ, и никто вас не может за это винить. Потому что пренебрегать взглядами прогрессивного большинства хоть и не рекомендуется, однако играть по чужим правилам исключительно под давлением общественного мнения, а не по собственному желанию — нелепо и странно. Ведь любая игра должна приносить удовольствие, иначе она перестает быть игрой и превращается в бессмысленную рутину, а мы на это не подписывались. И вы, конечно, тоже.